Виджи: еврей в обнаженном городе
Автор:
Адель Кернес, 2020
Фото:
Камералабс. От бедного эмигранта до легенды
Выходец из Украины Артур Феллинг прославился благодаря полицейским репортажам
Известный американский фотограф Артур Феллинг, работавший под псевдонимом Виджи (Weegee), родился в австро-венгерском городке Злочев (нынешняя Львовская область). Ашер Феллиг (настоящее имя фотографа) появился на свет 12 июня 1899 года в еврейской семье. Его родители, Бернард и Рахиль Феллинги, воспитывали семерых детей, вторым из которых был Ашер. До переезда в США в семье росли четверо детей, а после – у Феллингов родилось еще трое.
В 1910 вся семья эмигрировала в США. Когда семья проходила регистрацию на острове Эллис, Ашер решил сменить свое имя на Артур. Если в Злочеве отец Артура учился на раввина, то в новой стране ему ничего не оставалось, как браться за любую работу, чтобы прокормить семью. Сначала он был уличным продавцом – то, чем обычно занимались эмигранты в Нью-Йорке, а потом нашел работу швейцара. Вместо платы за работу ему с семьей разрешалось занимать квартиру.
Все это непростое время Бернард соблюдал еврейские законы и обычаи, в том числе Шабат, несмотря на то, что это могло отразиться на финансовом благополучии его родни. Бернард все же достиг своей цели – он получил религиозное образование, и стал раввином.
Артур также старался помочь семье, поэтому в четырнадцатилетнем возрасте он оставил оставить учебу в школе, чтобы начать зарабатывать деньги. Артур даже начал подрабатывать уличным портретистом – он фотографировал детей на пони. Но из-за затрат на содержание пони эта деятельность стала экономически не выгодной.
Когда Артуру Феллингу исполнилось 18 лет, он решает покинуть отчий дом. Будущей знаменитости приходилось ночевать в миссиях или в общественных парках, работать помощником официанта, мойщиком посуды, но потом ему удалось устроиться ассистентом нью-йоркского коммерческого фотографа из студии Ducket & Adler, которая была расположена на Гранд-стрит в Манхеттене.
Спустя три года Артур устраивается в газету New York Times лаборантом. Проработав там 2 года, Феллинг переходит в Acme Newspictures, где одновременно работает лаборантом, печатником и фотографом новостей.
С 1935 года карьера Артура, взявшего псевдоним Виджи, который созвучен с сигналом полицейской сирены, пошла вверх. Виджи становится свободным фотографом, освещающим события вокруг полицейского штаба Манхэттена. Все его фоторепортажи о пожарах, убийствах и других происшествиях попадают на полосы крупнейших американских газет: Herald Tribune, World-Telegram, Daily News, Post, Journal-American, Sun и др. Артуру даже разрешили установить в своем авто полицейскую радиостанцию, благодаря которой он мог молниеносно прибывать место происшествия, иногда раньше полицейских. Снимки, опубликованные Артуром, делают его знаменитым.
В 1941 году в Лиге фотографов Нью-Йорка Феллинг провел свою первую фотовыставку под циничным названием "Убийство - мой бизнес". Эта выставка была тепло воспринята, как обществом, так и критиками, признавшими в снимках Феллинга немалую художественную ценность.
В 1944 году Виджи выпустил свою первую фотокнигу "Обнаженный город", а вторая книга под названием "Люди Виджи" вышла в свет через два года. Эти книги очень быстро раскупались и принесли немалый доход автору. Популярность фотокниг Виджи объяснялось тем, что фотограф очень честно отобразил на них реальную жизнь ночного Нью-Йорка, в котором соседствуют роскошь и нищета, убийства, гангстеры, проститутки и копы.
В книге "Люди Виджи" Артур делает акцент на личностях, особенное внимание художника привлекали целующиеся пары, будь то молодые влюбленные или же немолодые леди и джентльмены.
Одновременно с основной деятельностью Артур Феллинг читал курс лекций в нью-йоркской Новой Школе Социальных исследований.
Виджи, 1938. Автопортрет
Как известно, Виджи был очень любвеобильным и пользовался популярностью у женщин, поэтому женился лишь 1947 году, когда ему было 48 лет. После свадьбы он с женой Маргарет Атвуд перебрался в Голливуд. Там работал консультантом на киностудии и даже сам снимал фильмы. Через три года брак Феллинга рухнул, и он вернулся обратно в Нью-Йорк, где его творческая карьера вышла на новый виток. Виджи увлекся портретами-карикатурами знаменитостей. Чтобы получить такой портрет, Феллинг монтировал на свою камеру специальные насадки.
Собрав коллекцию подобных снимков. Виджи издал следующую свою книгу - "Обнаженный Голливуд". В ней представлены портреты Лайзы Минелли, Пабло Пикассо, Одри Хепберн, Луи Армстронга, Мерлин Монро, Барбары Миллер, Люси Бейнс Джонсон, Сальвадора Дали и многих других известных личностей.
Чистильщица обуви. Нью-Йорк, 1960
Виджи, портрет Сальвадора Дали
В 1957 году у фотографа находят диабет, и он переезжает на 47-ю улицу, где жила его компаньонка Вильма Уилкокс. Благодаря ей был создан фотоархив из 16 тыс. снимков, которые она позже подарила Международному Центру Фотографии.
Следующие 10 лет оказались для Артура Феллинга очень насыщенными. В этот период он являлся консультантом Стенли Кубрика, а также совершил путешествие по всей Европе и США. В Европе Виджи читал лекции, выставлял свои работы на выставках, презентовал книги и фильмы. Во время своего тура по СССР в 1959 году он также выступал с лекциями. Все это время Феллинг продолжал снимать репортажи и публиковать их для самых видных американских и европейских изданий. В это десятилетие фотограф издает свою автобиографию – книга называется "Виджи о Виджи".
Артур Феллинг скончался 26 декабря 1968 года в Нью-Йорке, оставив после себя огромное количество работ, ставших отражением эпохи и классикой криминальной фотожурналистики. В работах Виджи отражается жизнь крупного мегаполиса, в котором каждому жителю интересно наблюдать даже за самым ужасным событием.
Иногда фотограф фокусировал свой взгляд именно на зеваках, вместо самого события. Огромное любопытство прохожих, смешанное со страхом или радостью, что это его не коснулось, отчетливо показаны на снимках Феллинга. Его книга "Обнаженный город" стала ярким отображением человеческих пороков.
Сегодня с работами Виджи, которые считаются современным достоянием страны, можно ознакомиться в американских музеях. Кроме того, автобиография Виджи легла в основу художественного фильма Ховарда Франклина "Фотограф - Хроникер".
Авария и зеваки на месте происшествия, фото Виджи