Легенда испанской революции Маленькая Герда
Автор:
Дария Клименко, 2019
Фото:
- International Center of Photography. Gerda Taro
- Magnum Photos. Picturing Espaсa, From 1936 to Today
Германия, 1933 год. Герда Таро, бывшая машинистка возрастом двадцати пяти лет, присоединяется к оппозиции. Не прошло много времени, как за Гердой пришли нацисты. Тогда она надела каблуки и лучшее платье, так и отправилась “при параде” в тюрьму. Ее называли Маленькой Гердой.
Герда Таро за работой
Эта героиня испанской войны родилась в еврейской семье иммигрантов Похорилле из Восточной Галиции. Проживали они в Штутгарте, Германия. Когда Герда начала заниматься фотографией, она взяла себе псевдоним Герда Таро.
Герда Таро
После того, как ее освободили из нацистской тюрьмы, она сбежала во Францию, где познакомилась с еврейским эмигрантом из Венгрии Андре Фридманом. В это время Андре обучал Герду своей философии в фотографии — съемка изнутри композиции, чтобы зритель мог быть частью сюжета и, соответственно, прочувствовать в более полной мере саму запечатленную ситуацию.
В то время и рождается известный на весь мир американский фотограф Роберт Капа – псевдоним, под которым Герда Таро и Андре Фридман публикуют свои фотографии, но сами называют себя менеджерами некоего американца. До сих пор не утихли споры о том, кто из них сделал легендарный кадр Испанской революции 1936 года “Смерть солдата-лоялиста”.
Роберт Капа, “Смерть солдата-лоялиста”, 1936
Испания, 1937 год. Маленькая Герда и Андре Фридман приезжают в Испанию вместе с добровольцами со всего мира. Вскоре работы Роберта Капы появляются на первых страницах европейских изданий. До появления Герды женщины никогда не были на войне в роли фотокорреспондента, хотя еще с XIX века уже были известны женщины-фотографы.
Тренировка девушки, воина испанской республиканской армии. Снимок Герды Таро, 1936
Весной 1938 года Герда и Андре разъехались по разным концам Испании и именно в тот момент появляются первые самостоятельные работы Герды под именем “Таро”; Андре же оставил за собой псевдоним Роберт Капа.
Тогда же и определяется индивидуальный стиль Маленькой Герды. Ее всегда можно было увидеть в первых рядах на передовой, всегда с фотоаппаратом в руках и револьвером в кобуре.
В Брунете Герда обронила фразу, которая вскоре стала нарицательной и пророческой: “Когда думаешь о том, как много хороших людей, которых мы знали, погибло в одной атаке, кажется несправедливым, что ты до сих пор еще жив”. Может, Герда что-то чувствовала или знала?
Производство боеприпасов, Мадрид, 1937
В конце июля 1937 года, когда республиканцы отступали из Брунета, танк опрокинул машину, в которой была Герда — стояла на подножке с фотоаппаратом и негативами в руках. Когда медики ее увидели, им стало сразу понятно, что девушку не спасти. Герда через боль открыла глаза, осмотрела присутствующих и спросила: “Где мой фотоаппарат?”. На следующий день она умерла в больница. В Мадриде с ней пришли проститься тысячи, если не десятки тысяч, людей. Многие даже не знали ее имени и лица, но видели фотографии в выпусках журналов и газет.
Раненый солдат республиканской армии. Снимок Герды Таро, 1937
Ее похоронили в Париже в день ее двадцатисемилетия. Карьера Герды в роли военного фотокорреспондента продолжалась не более одиннадцати месяцев, но за это время она успела стать легендой, примером храбрости, силы и желания изменить мир.
История фотографа Герды Таро