Автор:
Адель Кернес, 2019

Еврейский фотограф стал инициатором создания агентства Magnum Photos

Дэвид Сеймур: бутылка, вошедшая в историю

Одним из пяти фотографов и незаурядных личностей, которые создали крупнейшее в свое время фотоагентство в мире – Magnum, является Дэвид Сеймур, которого также знают под псевдонимом Чим. За свою жизнь он создал множество гениальных снимков, четко отражающих эпоху ХХ века. Дэвид очень тонко чувствовал своих моделей, среди которых были и голливудские звезды (Софи Лорен, Ингрид Бергман, Артуро Тосканини, Бернард Беренсен, Кирк Дуглас, Одри Хепберн и др.), и дети-сироты Второй мировой, и обычные израильтяне. В одном снимке Дэвид мог уместить целую историю.

Наибольшую славу и признание принесли Сеймуру работы, сделанные по заказу ЮНЕСКО и посвященные "Детям послевоенной Европы". В серии снимков, опубликованных на 62 страницах книги, он представил тех, кто в своем раннем возрасте оказался обездоленным и вынужден нести непосильное бремя.
Дэвид Сеймур
Дэвид Сеймур был, пожалуй, самым обожаемым международным фотожурналистом, хотя его собственная судьба была несладкой, и он на своей шкуре испытал немало жестокости и несправедливости.

Дэвид, чья настоящая фамилия Шумин, родился 20 ноября 1911 года в Варшаве семье евреев Бенджамина и Регины. Бенджамин Шумин работал в издательстве, которое выпускало книги на иврите и идиш. У Дэвида была еще родная сестра Эйлин, на три года старше его. Семья часто переезжала с места на место. Так, в 1914 году они переехали в Одессу, но в 1919 снова вернулись в Варшаву.

Когда Дэвид вырос, он отправился в Лейпциг изучать издательское и печатное дело. Вскоре, в 1932 году он переехал в Париж к владельцу фотоагентства Rap и по совместительству другу семьи Дэвиду Раппопорту. Шумин поступил в Сорбонну, где начал обучаться физике и химии. Тогда же по совету Раппопорта Дэвид решил попробовать заняться фотографией. Первые свои снимки он сделал на фотокамеру, которую ему одолжил Раппопорт. В ранних работах Шумина уже прослеживался его талант и неординарность, поэтому он был практически сразу принят внештатным корреспондентом в Paris-Soir и Regards. Снимки Шумина публиковались под псевдонимом Чим.

Как писал Дэвид своей подруге из Варшавы, работа фотожурналистом полностью захватила его, а окружение, состоящее из таких же амбициозных и инициативных коллег, придавало ему еще большей уверенности и запала. Во время работы на агентство Альянс он впервые встретил Анри Картье-Брессона и еще одного еврейского фотографа Роберта Капу, которые сыграли ключевую роль в его судьбе. Они были фотографами с революционными взглядами, им нравилось творить в абсолютно новых направлениях, свободно высказывать свое мнение на самые острые и злободневные темы. Дэвид, Анри и Роберт не только работали в одной фотостудии, но и стали лучшими друзьями по жизни.

До Второй мировой войны, Дэвид, знавший семь языков, объездил множество горячих точек Европы, а его репортажи оттуда сделали его известным среди профессионалов и рядовых читателей. Так, фотограф побывал в Испании во время гражданской войны, запечатлел испанских беженцев Мексику, которые бежали из страны от нацистского режима, ездил с Северную Африку и т.д.

Вторая мировая война принесла еврейскому фотографу много горя. Его отец и мать погибли в газовых камерах. Спастись удалось лишь сестре Дэвида, Эйлин. В 1942 году Дэвид взял псевдоним Сеймур и, спасаясь от фашистов, переехал в США, которые предоставили ему гражданство.

Дэвид Сеймур не желал оставаться в стороне от общей беды. Он пошел добровольцем в американскую армию, и в течение трех лет служил в военной разведке, где занимался расшифровкой материалов фотосъемки для ВВС.
Дэвид Сеймур и Роберт Капа. Фото Анри Картье-Брессона, 1952 г.
После окончания войны Дэвиду Сеймуру было присвоено звание лейтенанта и вручена медаль. Надев офицерскую форму, Сеймур отправился в освобожденный Париж. Там он снова встретился со своими друзьями, которые мечтали воплотить все свои идеи, отложенные из-за войны.

В итоге Дэвид Сеймур с еще четырьмя единомышленниками в 1947 году объединил лучших фотожурналистов в одно агентство под названием Magnum Photos. Название, по легенде, агентство получило благодаря бутылке шампанского (магнум), которую друзья распивали в тот вечер. Предполагалось, что данная структура будет иметь связи с самыми известными СМИ мира и обеспечивать газеты и журналы актуальными снимками из горячих точек.

Роберт Капа считал, что снимок можно считать хорошим только в том случае, если он сделан в непосредственной близости от места события. Таким образом, именно Капа первый обозначил работу фотожурналиста как трудную и опасную. Через год после торжественного открытия агентства Magnum Photos, оно получило заказ на съемку от самого ЮНЕСКО.

За несколько лет до открытия Magnum Photos  Дэвид Сеймур перестал заниматься репортажной фотосъемкой, однако смог быстро вспомнить свои навыки, о чем свидетельствуют работы Сеймура того времени, посвященные детям, осиротевшим во время войны.

После первого заказа от ЮНЕСКО поступил аналогичный второй от ЮНИСЕФ. Фотоснимки детских приютов, разбомбленных школ и городов вошли в книгу, в которой один ребёнок рассказывает свою трагическую историю, не оставившую равнодушным ни одного человека на нашей планете. Эта история точно выражена в одной из самых известных фотографий, на которой маленькая девочка родом из Польши изображает на школьной доске свой дом после бомбежки.
Польская девочка Терешка из школы для детей с психическими отклонениями пытается нарисовать свой дом, Варшава, 1948 г.
Дэвиду Сеймуру всегда удавалось наладить контакт с детьми во время съемки. Они всегда очень естественно вели себя перед объективом, а Дэвид улавливал мельчайшие детали, отражающие их боль. Все снимки Дэвида отличатся искренностью, неподдельностью, все дети на них будто оживают и рассказывают каждый свою личную трагическую историю.

Сеймур очень сопереживал своим маленьким моделям и старался всячески им помочь. Он часто одаривал их подарками, давал деньги, некоторых из них устроил в семьи к своим друзьям, а некоторых усыновил сам.
После публикации серий снимков о сиротах, Дэвид Сеймур отправился в Грецию, где запечатлел страну, находящуюся в состоянии гражданской войны. Затем фотограф посетил в Венгрию и другие страны. Так на смену сюжетам об осиротевших детях пришел новый цикл, в котором фотограф представил следы древних греческих цивилизаций, а потом еще один – о хронологии создания нового государства Израиль.

Впервые Дэвид Сеймур побывал на Земле Обетованной в 1948 году. Там он сделал ряд фотографий, которые были для него особенно дороги, так как он смог вернуться к своим еврейским корням и обрести свою родину. В следующий раз Сеймур оказался в Израиле в 1956 году. Израильтяне очень любили и ждали приезда Дэвида, который даже хотел основать в Израиле фотожурнал. Планам не суждено было сбыться из-за начавшегося Суэцкого кризиса.
Охранник нефтеперерабатывающего предприятия. Фото Дэвида Сеймура, Хайфа, 1951 г.
За два года до этого, после трагической гибели Роберта Капы, подорвавшегося на мине в Индокитае, Дэвид Сеймур был назначен президентом Magnum Photos. К сожалению, через пару лет и Дэвида постигла такая же участь.

В 1956 году Magnum Photos получило заказ на снимки с обмена военнопленными во время перемирия. В ноябре того года Дэвид и его коллега Жан Рой отправились в египетский город Эль-Кантара, где и должно было состояться это событие. Однако по дороге их машина подверглась обстрелу египетского патруля, вследствие чего оба фотографа погибли.

Несмотря на то, что Дэвида Сеймура более полувека нет с нами, он остается известным на весь мир фотографом. Выставки его работ организовываются во всех уголках нашей планеты. И это, в частности, благодаря племяннику Дэвида, Бену Шнейдерману, который основал проект «Дети Чима», а также создал и поддерживает сайт о знаменитом еврейском фотографе.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine