Он сумел запечатлеть самые легендарные моменты истории молодого государства
Давид Рубингер: главный фотограф Израиля
Этот человек по праву считается национальным фотографом Израиля: именно ему принадлежат самые известные фотографии выдающихся израильских личностей, и именно он открыл Израиль миру более семидесяти лет назад. Речь идет о Давиде Рубингере – авторе, в том числе, самого узнаваемого снимка Шестидневной войны – «Парашютисты у Стены плача». За всю свою жизнь он сделал более полумиллиона фотографий (причем все на старую пленочную камеру), которые вместе образуют хронологию государства Израиль.
Парашютисты у Стены плача, 1967 г.
Давид (Дитрих) Рубингер родился в 1924 году в Вене, и был единственным сыном в семье выходцев из Галиции – торговца металлоломом Кальмана Рубингера и его жены Анны. Когда в 1938 году Австрия вошла в состав нацистской Германии, Кальмана арестовали и отправили в концлагерь Дахау, откуда он смог освободится в 1939 году благодаря усилиям влиятельного родственника из Лондона.
После этого Кальман уехал в Англию. Давида же в 1938 году загнали в гетто, но через год, когда ему было 15 лет, организация «Алият ха-ноар» помогла ему репатриироваться в Эрец-Исраэль – на тот момент подмандатную Палестину. Анна Рубингер, которая осталась в Вене, в 1941 году была арестована, а позднее отправлена в концлагерь Малый Тростянец в Белоруссии, где и была убита. Такая же участь постигла и остальных родственников Давида Рубингера.
Сам же Давид, когда прибыл в Палестину, поселился в кибуце Бейт-Зера движения «ха-Шомер ха-Цаир». Когда юноше стукнуло 18 лет, он сменил свое имя с Дитриха на Давида и примкнул к рядам «Еврейской бригады», которая подчинялась британским вооруженным силам. Рубингер воевал в Африке и в Европе, дойдя до Германии. Однако из Германии бойцов «Еврейской бригады» перенаправили в Бельгию во избежание возможных акций возмездия со стороны еврейских солдат.
Увлечение фотографией у Давида началось в 1945 году, когда Рубенгер с друзьями оказались в Париже. Опоздав в Парижскую оперу на спектакль, они пошли в бар, где Давид познакомился с местной девушкой – Клодеттой Вадро, с которой у него случился непродолжительный роман. На прощание Клодетта подарила возлюбленному первый в жизни Давида фотоаппарат марки «Аргус».
В 1946 году Давид Рубенгер отыскал в Германии свою дальнюю родственницу – кузину Анни Райзлер, чудом выжившую в Холокосте. Чтобы забрать ее с собой в Палестину, Давид и Анни фиктивно поженились. В итоге пара прожила и проработала вместе 50 лет.
Давид Рубингер
Так как Рубингер очень любил футбол и старался не пропускать все знаковые матчи, первые свои фотоснимки он посвящал футбольным играм. Когда же Давида перевели в армейскую фотослужбу, ему доверили снимать торжества по поводу решения Генеральной ассамблеи ООН о разделе Палестины. Таким образом, первый профессиональный фотоснимок Рубингер сделал 29 ноября 1947 года, на котором изображены еврейские молодые ребята на английском танке, куда они забрались после голосования ООН за создание государства Израиль.
Во время войны за независимость Израиля Давид командовал взводом в Иерусалиме, и уже тогда его фотоработы печатались в газетах «Давар ха-Шавуа» и «ха-Олам ха-Зе». С 1954 года Рубенгер был принят фотокорреспондентом также и в журнал Time.
То время было богатым на уникальные темы для фотоснимков: войны и победы израильтян сменяли друг друга, шло массовое строительство, создание кибуцев и т.д.
В 1956 году журнал Life заказал Рубингеру фоторепортаж с места событий Синайской компании, после чего Давид сотрудничал с этим изданием 60 лет, став рекордсменом среди журналистов по продолжительности работы с Life. Кроме того, Давид Рубингер сотрудничал с Jerusalem Post и был штатным фотографом Кнессета.
Столько известных снимков, сколько их у Рубингера, нет ни у одного израильского фотографа. Он сфотографировал рабочих на фоне сгоревших нефтяных вышек (1955г.), встречу в Иерусалиме знаменитого Оскара Шиндлера с евреями, которых он спас во время войны (1962г.), возвещение главного раввина ЦАХАЛа Шломо Горена о победе израильских военных в Шестидневной войне 1967 года.
Раввин Шломо Горен трубит в шофар у Стены плача, 1967
Самой же известной работой Рубингера стал снимок израильских десантников у стены плача после занятие израильскими войсками Старого города. Снимок был сделан спустя всего полчаса, как Храмовая гора оказалась под контролем израильтян. Давид остановил троих десантников и сделал несколько фотографий с ними, и только потом сфотографировал прилетевшего туда Шломо Горена.
Фотограф был уверен, что снимки с Гореном станут самыми знаменитыми, тогда как к фотографиям десантников он отнесся критически. Все оказалось совсем наоборот: именно снимок десантников стал чуть ли не символом победы в Шестидневной войне.
Оскар Шиндлер со спасенными евреями. Тель-Авив, 1962 г.
Кроме событий Давид Рубингер фотографировал первых лиц Израиля, зачастую в обычной, домашней обстановке. Давид сделал снимки Голды Меир, кормящей своего внука, и во время готовки на кухне в элегантных белых туфлях, премьер-министра Менахема Бегина, помогающего обуться своей жене Ализе, Бен-Гуриона с женой Паулой около своего дома в Сде Бокер. и т.п. Израильский фотограф запечатлел Марка Шагала во время его работы над росписью кнессета и диссидента Натана Щаранского, прилетевшего в израильский аэропорт в 1986 году.
Давида Рубингера можно назвать счастливчиком – ведь он часто оказывался в нужном месте в нужное время, да еще и с фотоаппаратом. Но этого недостаточно для успеха – Рубингер умел еще и заметить то, на что другие не обращают внимание, и понять, что перед ним тот самый главный кадр. Уникальность работ Рубингера заключается в его неожиданном взгляде на официальную историческую хронику страны.
Голда Меир моет посуду у себя дома
Известный израильский политик Ицхак Герцог считал Давида Рубингера «Марком Шагалом израильской фотографии». В 1997 году Рубингер стал первым в истории фотографом, который удостоился высшей государственной награды – Премии Израиля.
Вклад Давида Рубингера в культуру Израиля невозможно переоценить. Он стал своеобразным летописцем целой эпохи, которую мы можем узнать благодаря талантливым фотоснимкам Рубингера. В своей автобиографической книге «Израиль через мой объектив: шестьдесят лет в качестве фотожурналиста» фотограф написал так: «…Я часто спрашиваю себя, почему мне так повезло? Я прошел через десять войн целым и невредимым, пережил бесчисленное множество рискованнейших моментов, я достиг пика в своей профессии, мирового признания за свою работу, стал старейшим сотрудником TIME, одного из самых престижных в мире журналов».
Марк Шагал и Голда Меир
Несмотря на то, что изначально брак с Анни Райзлер предполагался как фиктивный, Давид Рубингер прожил с этой женщиной большую часть своей жизни вплоть до смерти Анни в 2000 году. У них родилось двое детей – дочь Тамар и сын Ами. Какое-то время после смерти Анни Давид прожил с Ционой Спивак, которую в 2004 году убил ее бывший садовник-араб.
Давид Рубингер работал практически до последних своих дней. В 2015 году он запечатлел на свой пленочный фотоаппарат присягу нового правительства Израиля.
Скончался Давид Рубингер на 93-м году жизни.
Президент Израиля Реувен Ривлин, говоря о Рубингере, отметил: «Есть те, кто пишет страницы истории, и есть те, кто иллюстрирует их своими снимками. Своим искусством Давид увековечил историю — именно в таком виде она навсегда останется в памяти человечества».