Узбекская мадонна еврейского фотографа
Макс Пенсон показал миру жизнь среднеазиатского региона СССР
Талантливый и известный фотограф, фотокорреспондент газеты «Правда Востока» Макс Захарович Пенсон родился 17 марта 1893 года в небогатой еврейской семье в городе Велиже Витебской губернии. Отец Макса работал переплетчиком в провинциальной мелкой типографии. Мальчика отдали в переплетную мастерскую на обучение, а общую грамоту ему пришлось постигать самому.
В 1907 году Захар Пенсон, который на тот момент работал переплетчиком при Велижском городском училище, устроил своего сына в это учебное заведение. Макс всегда имел тягу к рисованию, а после окончания училища в 1911 году оставил отчий дом и отправился на учебу в Миргород Полтавской губернии, в художественно-керамическую школу. Однако тяжелое материальное положение не позволило еврейскому юноше продолжить учебу в училище, и он через полгода отправился в город Вильно. Там Макс поступил в художественно-промышленную школу общества имени Антокольского в декоративно-малярный отдел, а самое главное – получил пособие от общества, которое позволяло юноше хоть как-то сводить концы с концами.
Макс Захарович Пенсон
В Вильно Макс проучился до 1915 года, а затем началась Первая мировая война, и Пенсону пришлось эвакуироваться в Среднюю Азию, в город Коканд. Макс устроился счетоводом, а параллельно преподавал рисование в местных школах. Спустя два года будущий фотограф получил должность заведующего учебно-производственными мастерскими в Кокандском отделе Народного образования. В 1923 году его отозвали в Ташкент, где после сокращения штатов в Наркомпросе Макс Пенсон на протяжении двух лет работал счетоводом в табачной мастерской.
И только в 1925 году Макс Пенсон впервые начал профессионально заниматься фоторепортажами, получив работу фотокорреспондента в газете «Правда Востока». Все началось с того, что однажды Максу подарили фотоаппарат, и это событие полностью перевернуло его жизнь. Пенсона интересовал внутренний мир человека, он негативно относился к «постановочным» фото, стараясь зафиксировать истинные переживания и состояния человека. Бывало, что снимки Пенсона были настолько яркими и «правдивыми», что редактор не решался публиковать их, поэтому они долгие годы пролежали «в столе».
Сборщик хлопка. Фото М.Пенсона
Тем не менее, большинство снимков Пенсона увидели свет, а сам фоторепортер стал популярным в 20-х и 30-х годах прошлого века. В то время популярной темой как раз была Средняя Азия, а работы Макса в основном были посвящены Узбекистану. При этом стиль Пенсона объединял авангард и социалистический реализм. Более того, Макс Пенсон оказался первым фоторепортером в Узбекистане.
Женщины в бурках на улицах Ташкента. Фото М.Пенсона
Самым известным фотоснимком, который был сделан Пенсоном в 1935 году, стал портрет «Узбекской Мадонны». За эту работу еврейский фотограф удостоился высшей награды на Всемирной выставке в Париже. Женщина, запечатленная на снимке, была актрисой местного театра. В тот жаркий июньский день она, как обычно, взяла маленького сына на свой спектакль, а пока она была на сцене, во дворе театра за ним присматривали другие актрисы либо костюмерши. В антракте она помчалась к малютке, слыша по пути, как он громко кричит под причитания очередной няньки. Она взяла ребенка на руки, вытерла его слезы и прижала к себе. Малыш тут же успокоился, прильнув к маминой груди. Молодая мама не могла скрыть счастья от того, насколько тонко сынок ее чувствует.
Когда случайно оказавшийся рядом Пенсон увидел эту картину, он, не задумываясь, взял фотоаппарат и сделал снимок. От радости Макс не успел даже познакомиться с молодой актрисой и поблагодарить ее. В итоге этот незапланированный и естественный снимок обеспечил славу Максу Пенсону на долгие годы.
«Узбекская мадонна»
Благодаря творчеству Пенсона сейчас мы можем себе представить, как выглядела обычная жизнь наших дедов и прадедов в 30-50 годах ХХ века. Все снимки Пенсона пропитаны духовным началом, что делает их «живыми» и реальными, а его взгляд на Узбекистан и его жителей уникален и неподражаем.
2 еврея в Бухаре. Фото М.Пенсона
К сожалению, с 1949 года Пенсон попадает в немилость советской власти и прекращает заниматься фотожурналистикой.
Макс Захарович Пенсон скончался в 1959 году и был похоронен на Европейско-еврейском кладбище в Ташкенте.