Еврейский фотограф стал основным портретистом членов коммунистической партии
Моисей Наппельбаум: защищенный портретом вождя
В 1869 году в Минске родился выдающийся фотограф и портретист, Моисей Соломонович Наппельбаум, который создал галерею портретов самых известных личностей российской культуры своего времени.
Моисей вырос в очень скромной еврейской семье. Когда мальчик подрос, родители отправили его обучаться ремесленничеству к минскому фотографу Осипу Боретти, который держал собственное фотоателье «Боретти». Трудолюбивый пятнадцатилетний молодой человек достаточно быстро научился мастерству копирования снимков и их ретуши. Способности Моисея не остались незамеченными в глазах Осипа Боретти, который через три года допустил юношу к самостоятельной съемке. Еще не имея опыта в фотосъемках, у Наппельбаума получалось создавать талантливые портреты. Он интуитивно различал стили различных фотографов, а во время портретной съемки старался подчеркнуть индивидуальность каждого человека. Боретти, наблюдая за работой Моисея, отмечал, что его ученик в процессе съемки психологически анализирует каждого человека.
С 1888 по 1895 годы Моисей Наппельбаум активно путешествовал по всей Российской империи, а затем поехал в Америку. Там он поработал в некоторых городах: Нью-Йорк, Филадельфия, Питтсбург. По возвращении в Минск он открыл свой павильон портретной фотографии.
Позже Наппельбаум признавался, что целью таких долгих странствий, помимо обучения и постижения мастерства, был поиск заработка. Будучи обычным мальчиком-ретушером, выросшим в черте еврейской оседлости, ему внезапно захотелось чего-то большего, чем всю жизнь заниматься ремесленничеством. Такой переворот в его сознании произошел, вероятно, после посещения Петербурга, где он участвовал в дискуссиях о роли фотографии в современном искусстве.
Портрет А. Дашкевич. 1910
Лишь в 1910 году в делах Моисея Наппельбаума наступила некоторая финансовая стабильность, что позволило ему качественно улучшить условия своей жизни и постепенно перевезти свою большую семью в столицу из провинциального Минска. В этом же году Наппельбаум стал владельцем шикарного фотоателье А. М. Лежонова, которое располагалось на Невском проспекте, в самом центре Петербурга.
Еврейское происхождение не позволяло Моисею Соломоновичу в качестве фотографа иметь право на жительство в столице. Такое право имели переплетчики, и ему ничего не оставалось, как обзавестись свидетельством переплетчика, и раз в неделю давать целковый квартальному, который должен был проверить, работает ли Наппельбаум по этой профессии или нет.
Постепенно имя Моисея стало узнаваемым в художественных кругах. Галерея образов, созданная Наппельбаумом, значительно пополнилась благодаря его дочерям, Иде и Фредерике, которые обучались у известного поэта Николая Гумилева. Дочери Наппельбаума познакомили отца практически со всеми выдающимися деятелями культуры того времени.
Каждый понедельник Наппельбаумы организовывали посиделки для культурной элиты. В таких собраниях принимали участие символисты, акмеисты, футуристы, имажинисты и обериуты – практически вся литературная столица, а Моисей Наппельбаум успел их всех снять. Фотограф сумел найти подход даже к самым капризным представителям богемы.
Портрет Анны Ахматовой
На заре советской власти Моисея Соломоновича, к тому времени уже известного человека, арестовали и решили хорошенько припугнуть, чтобы тот от страха отдал все свои сбережения. Однако знаменитого фотографа вскоре отпустили благодаря содействию со стороны некоторых влиятельных личностей, в том числе Луначарского. После расстрела Николая Гумилева, который для семьи Наппельбаумов был олицетворением всего самого светлого и высокого, Моисей и его близкие резко сменили свое отношение к новому руководству страны.
В 1918 году Моисей Соломонович организовал крупную портретную галерею самых выдающихся членов партии большевиков (естественно, по заказу властей).
Когда в 1925 году в гостинице "Англетер" был найден повешенным Сергей Есенин, именно Моисея Наппельбаума ОГПУ прислало туда, чтобы сфотографировать поэта.
В 1935 г Наппельбаум отмечал 50-летие своей творческой деятельности. По этому случаю в Москве с большим успехом прошла персональная выставка работ фотохудожника. На ней было представлено четыре сотни портретов. Выставка стала знаковым событием в культурной жизни всей страны. Через год фотохудожник получил звание Заслуженного артиста СССР.
Портрет Сергея Есенина
Некоторые считают, что статус «правительственного фотографа» давал Моисею Соломоновичу какие-то привилегии. На самом же деле все было далеко не так. Фотографа даже лишили избирательного права в начале 30-х годов, и должны были выслать из страны. Наппельбауму пришлось приложить огромные усилия для того, чтобы статус «лишенца» был отменен, и он смог начать работать в фотоателье. А вот Иде Наппельбаум, дочери выдающегося фотографа, повезло значительно меньше.
Виной страданий Иды стал подаренный ей отцом портрет Гумилёва, который Наппельбаум приобрел после смерти поэта у художницы Надежды Шведе-Радловой. С тех пор портрет висел в спальне Иды. Однако в 1937 году портрет пришлось сжечь, предварительно отвезя к родственникам за город. Спустя практически 14 лет дочь Наппельбаума арестовали за хранение несуществующего портрета и за приятельство с Николаем Гумилевым, которого власти признали врагом народа. Ида была осуждена на 10 лет отбывания в лагерях. Она отправилась в Озерлаг – лагерь для политзаключенных, где трудилась на тяжелых работах. Ида была настолько сильной духом, что даже во время заключения сочиняла стихи, которые нельзя было записывать, поэтому она всех их запоминала наизусть.
К моменту возвращения Иды из лагеря Моисей Соломонович еще был жив. Это случилось в 1954 году.
Несмотря на то, что Наппельбаум большую часть жизни прожил в трагическое для страны время, он так и не потерял свою, можно сказать, детскую наивность. Эрик Львович Наппельбаум, внук фотографа, рассказывал, что его деда после окончания войны пригласили сделать фотографии Молотова на его правительственной даче. На обратном пути Моисей Соломонович разговорился с шофером Молотова. Наппельбаум ничего не придумал лучше, чем сказать, что он не понимает, как такой глупец (в смысле Молотов) мог занять должность премьер-министра. Не удивительно, что после того случая, Наппельбаума больше никогда не звали делать снимки членов Политбюро. Но по сравнению с происходящим вокруг это была мелочь.
Наппельбаум попадал и в другие нелепые ситуации, которые могли стоить ему и его семье не только свободы, но и жизни. Однако Моисей Соломонович чудесным образом выходил сухим из воды. Эрик Львович предполагает, что на это повлиять мог только Сталин, который уважал Наппельбаума за свой фотопортрет. Моисей Соломонович сделал фото вождя, когда Сталин еще не был таковым, но по его лицу на фото уже тогда было понятно, что очень сильный и жестокий человек. Судя по всему, Иосиф Виссарионович был очень доволен этим фото.
Что же касается религиозности Моисея Наппельбаума, то, по словам Эрика Львовича, религиозным евреем фотографа назвать точно нельзя было. Хотя сам Моисей вырос в семье, соблюдающей традиции, в том числе субботу. Внук Наппельбаума отметил, что, когда фотограф с семьей вернулись из Америки, детей не воспитывали в религиозном духе. Эрик Наппельбаум считает, что его деду было более важным причислять себя к самому широкому миру, поэтому ему, наверное, было бы странно слышать вопрос о его еврействе. Моисей Соломонович просто был евреем, а не ощущал себя евреем. Так, все дни рождения фотографа делились на две части: в одной в центре внимания был Эренбург, а в другой – Михоэлс, которого точно можно считать крепко связанным с еврейством.
Моисей Соломонович Наппельбаум стал автором книги «От ремесла к искусству», которая была выпущена в 1958 году. В этой книге Наппельбаум написал, что все прошлое человека, а также его мысли, мировоззрение, отношение к людям, а также все то, что видели глаза человека – обязательно отражаются на его лице. И тот, кто умеет это прочитать, обязательно прочтет...