Автор:
Адель Кернес, 2020

Знаменитое знамя победы, установленное на куполе Рейхстага, было изготовлено еврейским портным из скатерти московской столовой

Евгений Халдей: скатерть Победы над Берлином

В 1917 году в городке Юзовка (ныне Донецк) родился фотограф – автор знаменитого фото-символа Победы «Знамя над Рейхстагом», а также серии снимков с беспрецедентного Нюрнбергского процесса – Евгений Халдей.
Евгений Халдей
Родился Ефим (настоящее имя) Халдей в очень тяжелое и неспокойное время: Украина была охвачена Гражданской войной, а вместе с боевыми действиями зачастую устраивались еврейские погромы. Не минула трагическая участь и родителей Евгения – правоверных евреев. Когда мальчику был всего лишь год отроду, в дом к Халдеям вломились погромщики, один из которых выстрелил в мать Евгения. Она своим телом прикрыла сына – пуля прошла сквозь нее и застряла под ребром будущего известного фотографа. Евгений чудом остался жив – его выходил местный фельдшер. В итоге мальчика забрала к себе его бабушка, благодаря которой Евгений воспитывался в еврейских традициях.

Однако с самого детства Евгения больше интересовало фотоискусство, чем религиозные учения. Он устроился подмастерьем в местное фотоателье, где помогал соседскому фотографу промывать и сушить отпечатки.

За время работы в фотоателье мальчик успел досконально изучить строение фотоаппарата, а в свои двенадцать лет собрать свою собственную камеру. В качестве объектива Евгений использовал линзу от очков своей бабушки, а корпуса – обычную коробку из картона. С помощью самодельной фотокамеры юноша сумел запечатлеть местную церковь. Чтобы проявить снимок, мальчик залез под бабушкину кровать, накрылся одеялом и светил красным фонариком. Немного спустя эту церковь разрушили, а первый снимок Евгения, на котором она была изображена, превратился в исторический факт. Это подтолкнуло юного фотографа к мысли, насколько велика сила фотоискусства. Тем временем на страну спустилась новая беда – голод, который отодвинул мысли Евгения о творчестве на задний план.

В 1930 году Евгений получил пять классов образования, и чтобы как-то выжить пошел работать чистильщиком в паровозное депо. Рабочим выдавали карточку на получение ежедневно 800 г хлеба. Кроме того Халдей, получавший еще и небольшую зарплату, разрешили взять рассрочку на покупку фотоаппарата Фотокор-1. Вооружившись таким ценным аппаратом, Евгений начал фотографировать то, что его окружало в то время, а именно – тяжелые заводские будни. Однажды его снимок попался на глаза редактору заводской газеты. С тех пор и началась карьера Евгения Халдея в качестве фотографа. В заводскую многотиражку его приняли на работу в штат. Чем только не занимался там Евгений: начиная от разноски газет до съемки портретов ударников производства.
Шахтер Донбасса, 1934 г. Фото Е.Халдея
В распоряжении фотографа было самое простое оборудование, часть из которого была изготовлена им же самим. Мастерству фотографии Халдей учился самостоятельно, на собственном опыте, а также беря пример из киевских или харьковских изданий.
Постепенно способности молодого еврейского фотографа стали замечать другие издательства. Так, работы Евгения Халдея стали печататься сначала в украинском «Прессфото», а затем и в московском агентстве «Союзфото». Агентство платило по 5 рублей за каждый принятый в фототеку снимок.

В 1933 году Евгений устроился в газету «Сталинский рабочий», на первой полосе которой часто публиковались его репортажные снимки или портреты шахтеров. Потом Халдей перешел на работу в издание «Социалистический Донбасс». В этот же период Евгений дважды становился лауреатом второй премии на Вседонецких фотовыставках.

Через три года Халдей решил покорить Москву, поэтому собрал свое портфолио и отправил его в ТАСС. Снимки молодого фотографа произвели в информагентстве впечатление, и его приняли на работу в Фотохронику ТАСС. Вскоре после устройства на работу, Евгения отправляют в командировку, сначала по Западной Украине, затем в Якутию, Карелию и Белоруссию. Благодаря длительным поездкам и большой практике Евгений значительно усовершенствовал свое мастерство.

До начала Второй мировой войны Халдей сделал немало интересных репортажных снимков, а также портретов известных современников: молодых Мстислава Растроповича и Дмитрия Шостаковича. Портреты этих двух композиторов считаются одними из самых знаковых работ фотохудожника в довоенный период.

22 июня 1941 года Евгений Халдей только вернулся из Тархана, где фотограф принимал участие в отмечании столетия со дня смерти поэта Михаила Лермонтова. Не успев зайти домой, ему позвонили из ТАСС и срочно вызвали на работу. Там он узнал, что в 12 часов будет передано важное сообщение правительства. Ближе к полудню Евгений заметил, как на улице возле Фотохроники ТАСС перед репродуктором начинает собираться толпа. Евгений поспешил, чтобы запечатлеть на фотоаппарат момент, когда люди слушали девятиминутное выступление Молотова. Этот знаменитый снимок является единственной фотографией дня начала Великой отечественной войны.

Уже во время войны Евгений Халдей ушел на фронт в составе группы военных корреспондентов. Изначально его направили на Северный флот, поэтому всю войну он проходил в черной морской форме. Все 1418 дней войны верным спутником Евгения была фотокамера Leica. Она фиксировала все, что видел Халдей, прошедший за годы войны от Мурманска до самого Берлина. Фотограф был свидетелем освобождения Севастополя и Керчи, совещанияе министров иностранных дел в Париже, разгром японцев на Дальнем Востоке, собрание глав союзных держав в Потсдаме, а также подписание Германией акта о капитуляции.

В январе 1945 года в будапештском гетто Халдей случайно встретил еврейскую семейную пару. Город уже был освобождён от фашистских захватчиков, поэтому фотографа очень удивило то, что супруги продолжали носить на своей одежде нашитые желтые звезды…
Единственное, куда не успел Евгений Халдей – это на окончание войны. Когда Евгений прибыл в Берлин, все уличные бои прекратились, город контролировали советские солдаты, а Рейхстаг пестрел красными знаменами.

Но советскому правительству была нужна красивая фотография.

Еще в Москве Евгений «умыкнул» из столовой «Фотохроники» 3 красные скатерти, из которых его друг-портной Израиль Кишицер сшил три флага. Первый был установлен на крыше аэродрома «Темпельгоф», второй – у Бранденбургских ворот. В этот же день, 2 мая 1945 года, третий флаг затрепетал на крыше рейхстага. Три первых встречных солдата согласились позировать на ставшем символом победы фото. Один из них, украинец Алексей Ковалев, держал это победоносное знамя.
Знаменитое фото. 2 мая 1945 года
Не менее значимыми для истории стали снимки Евгения Халдея, сделанные им во время Нюрнбергского процесса. Более того, на самом процессе три фото Халдея выступили в качестве доказательств обвинения. На них были изображены разрушенный Севастополь, жертвы во дворе тюрьмы Ростова-на-Дону и трубы уничтоженных мурманских домов.

Евгению, как еврею, чьих близких убили фашисты, было принципиально важным зафиксировать суд над Германом Герингом – «вторым человеком» после Гитлера. Именно Геринг отдал обергруппенфюреру СС Рейнхарду Гейдриху в 1941 году приказ об «окончательном решении еврейского вопроса». Как потом вспоминал фотограф, он за две бутылки виски подкупил охранника, чтобы тот уступил Евгению свое место, с которого можно было сделать снимок Геринга с необычного ракурса.

После окончания войны на еврейского фотографа посыпались правительственные награды. Его признали одним из лучших фотографов СССР и наградили девятью медалями. Однако Халдей недолго грелся в лучах славы. Уже в 1946 году его попытались уволить из ТАСС, а в 1948 году, наконец, уволили, что совпало с начавшимися гонениями на евреев.
Еврейский поэт Евгений Долматовский с трофейной головой Гитлера возле Бранденбургских ворот, 2 мая 1945 г. Фото Е.Халдея
Лишь после распада СССР, в 1995 году во Франции Халдей получил почетную награду мира искусств – звание кавалера Ордена искусств и литературы. Еще через два года в Европе выпустили документальный фильм, посвященный еврейскому военному фотокорреспонденту, а после в США вышла книга о нем.

Евгений Халдей скончался в 1997 году в Москве.
В 2014 году его знаменитая фотокамера Leica была продана на аукционе за $200 тыс.

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine