Первооткрыватель сюрреализма в фотографии
Еврейские искажения Андре Кертеса
В мировой истории фотографии имя Андре Кертеса вписано большими буквами, так как именно он считается основоположником композиционного построения репортажных фотографий. Его уникальный стиль стал знаменитым на весь мир. Современная фотожурналистика базируется, в том числе, на новшествах Кертеса.
Андре Кертес родился 2 июля 1894 года в Будапеште. Его отец Липот Кертес был книготорговцем. Липот был евреем по происхождению, а его фамилия на самом деле была Кон, но он ее сменил на Кертес, когда в Австро-Венгерской империи проводилась активная мадьяризация меньшинств (политика, направленная на ассимиляцию невенгерских народов в империи). Мать Кертеса звали Эрнестиной Хоффман, которая была наполовину венгерка, наполовину цыганка, и держала свою коферазвесочную лавку. Родители назвали будущего известного фотографа Андором, но позднее он взял себе псевдоним Андре. Помимо него, в семье росли еще два мальчика – старший по имени Имре и младший по имени Юджин.
Маленький Андор в детстве был очень общительным ребенком. Так как в нем самом телка кровь разных народов, он никогда не разделял своих друзей по национальному признаку, поэтому среди них было немало соседских цыганских детей.
Андре Кертес
Семья Кертесов жила небогато, но достаточно сносно, пока в 1908 году скоропостижно не скончался от туберкулеза Липот Кертес. Опекать семью, оставшуюся без основного кормильца, взялся родной брат Эрнестины. Он забрал сестру с детьми в свое имение, которое находилось в местечке Жигетбекс на острове Чепель, и благодаря его материальной поддержке мальчики смогли получить образование.
Когда отец был еще жив, старший сын Имре успел окончить Академию торговли и даже начал служить биржевым клерком на Фондовой Бирже. Липот мечтал, чтобы его средний сын, Андор, также пошел по стопам брата, поэтому оплачивал ему учебу в той же академии. В отличие от Имре, Андора совершенно не привлекала перспектива работы на Фондовой Бирже в Будапеште, хотя уже при поддержке дяди он доучился в академии и получил диплом. В семье считали, что работа биржевым маклером для Андора самый лучший вариант, но его творческая и свободная натура искала другой путь.
Еще с юных лет Андре сильно увлекся фотографией. Свой собственный фотоаппарат появился у Кертеса в 1912 году. Будучи самоучкой, ему иногда удавалось опубликовать свои работы в газетах или журналах. Он фотографировал крестьян, цыган, а также различные венгерские пейзажи.
В 1914 году Андре Кертеса призвали на Первую мировую войну. На войне Андре продолжает фотографировать, а в его объектив попадает нелегкая жизнь солдат в окопах. К сожалению, во время Венгерской революции большая часть военных снимков была уничтожена.
В 1917 году в журнале «Érdekes Újság» впервые были опубликованы работы фотографа, а через 8 лет фото на обложке этого журнала сделало Кертеса популярным на всю Венгрию.
«Цирк». Будапешт, 1920 г.
Практически сразу после такого успеха Андре уезжает жить в Париж. Там он быстро вливается в элиту выдающихся фотографов. В 1927 году Андре организовал во Франции свою первую персональную фотовыставку, где всеобщему взору были представлены 30 работ. Стоит отметить, что Кертес стал первым фотохудожником, кому разрешили провести выставку своих работ в Париже.
Наиболее плодотворный период фотохудожника приходиться на его работу в фотографическом агентстве «Rapho Guillumette», в которое также вошли несколько фотографов – иммигрантов из Венгрии. Немало фотоснимков Кертеса опубликовал французский журнал «Vu», главным редактором которого в то время был Люсьен Фогель. Кертес получил серебряную медаль за заслуги в фотографическом искусстве в 1930 году вовремя всемирной выставки, которая проходила в Париже.
В 1933 году в свет вышла первая персональная книга фотографий Кертеса под названием «Enfants». Кроме того, в период своей жизни в Париже фотограф сделал ряд портретов таких известных личностей, как Мондриана, Александра Колдера, Марка Шагала, Сергея Эйзенштейна и других. Именно во Франции была создана одна из самых известных серий фотографий в стиле ню под названием «Искажение».
Одна из работ серии «Искажения», 1933 г.
В Париже Андре познакомился и женился на Элизабет Сали, с которой прожил всю свою жизнь.
В 1936 году политическая ситуация в Европе сильно ухудшилась. Над Францией нависла угроза начала войны, а над евреями – преследования со стороны нацистов. Работы Кертеса, которого считали евреем, перестали публиковать в журналах.
Такое положение вынудило Андре вместе со своей женой бежать в США, жизнь в которых, как сам назвал Кертес, для него была «абсолютной трагедией». Они поселились в Нью-Йорке, а Андре предложили работу в агентстве «Keystone». В Штатах ему приходилось нелегко: рядом нет друзей, плохое знание английского, а также не слишком теплый прием его творчества американцами.
В 1937 году, благодаря поддержке директора отдела фотографии Музея современного искусства, Кертесу удалось провести свою первую персональную фотовыставку в Нью-Йорке. Затем Андре начал сотрудничать с журналами «Life» и «Vogue», но в обоих из них фотографу не удалось задержаться надолго, так как он не мог найти компромисса с руководствами изданий.
В 1941 году Кертесу и вовсе запретили заниматься фотографией в США, так как его считали вражеским иностранцем – Венгрия была союзником Германии во Второй мировой. Три года Андре не брался за фотоаппарат, а все это время семья жили благодаря заработкам его жены, которая открыла косметическую компанию.
В 1944 году Андре Кертес становится полноправным гражданином США. Тогда же он получает предложение от директора Американской школы дизайна New Bauhaus стать преподавателем фотографии в этой школе, но Андре его отклоняет.
Через год Кертес выпускает свою новую книгу «День Парижа» с фотографиями доэмигрантского периода, которая получила невероятный успех.
С 1945 по 1962 год Кертес публиковал свои работы в журнале «Дом и сад». Однако работа в журнале не давала полностью раскрыться его творческому потенциалу, поэтому вскоре фотохудожник выходит на новый уровень – международный. Снимки Кертеса с успехом выставляются во многих станах мира. Андре активно путешествует, в том числе побывал в Японии, а также заводит много новых друзей среди художников. Он публикует еще несколько своих книг.
Успех и признание зрителей и критиков не отразились на скромности фотохудожника. Андре никогда не считал себя известным и популярным.
«Вилка», или «Фуршет». Одна из самых известных работ художника в 1920-х годах
Работы Кертеса считаются вне времени и до сих пор представляют собой идеал журналистской фотографии. Фотографиям Кертеса присуща изысканная простота и естественность. Снимки Андре отражали социальную жизнь современной ему эпохи, и никогда не были политизированы. Как сам признавался Кертес: «Мой талант заключается в том, что я не могу фотографировать, не выражая своих чувств».
Андрей Кертес скончался 28 сентября 1985 года в Нью-Йорке в возрасте 91 года.
Интересно, что в честь Андре Кертеса назван один из кратеров на планете Меркурий.