Евреи Украины. Крымчаки

Источники:

 

- Российский этнографический музей. Крымчаки и Хахам Медини: история одного альбома

- Ева Краснова, Анатолий Дроздовский. 170 лет одесской фотографии

«Альбом Воспоминаний о Карасубазарском Хахаме. Сцены и виды перед отъездом его в Иерусалим в 1899 году»

Портрет Хахама. 1870-е - 1880-е годы Хахам Хаим Хизкияу Медини. 1899 г. На столике лежат 4 его труда
Портрет Хахама. 1870-е - 1880-е годы Хахам Хаим Хизкияу Медини. 1899 г. На столике лежат 4 его труда
Семья Хахама, 1899 Хахам с женой, 1899
Семья Хахама, 1899 Хахам с женой, 1899
Хаим Хизкиягу бен Рафаэль Элиягу Медини (1832 год, Иерусалим, Османская империя - 1904 год, Хеврон, Османская империя) — видный еврейский мыслитель конца XIX века, раввин в крымчакской общине в течение 33 лет.

Рав Хизкиягу Медини родился в Иерусалиме в известной сефардской семье. Учился у крупнейших сефардских раввинов своего времени. В связи с тяжёлым положением семьи был вынужден в молодом возрасте перебраться в Стамбул и там искать заработок. Вскоре на него обратил внимание крымчакский торговец и пригласил его занять пост главного раввина крымчаков, центр которых был в Карасубазаре (современный Белогорск) на полуострове Крым.

В 1867 году переехал в Карасубазар, где стал раввином крымчакской общины. Также, регулярно ездил в Севастополь, где проживала значительная часть крымчаков. Со временем слава рава Медини росла и к нему начали приходить письма со всех еврейских общин, на которые у него едва хватало времени ответить. Слава о выдающимся раввине дошла также до крымских татар, которые приходили к нему за советом и которым он помогал при плохом урожае.

У Медини и его жены крымчачки Ревеки родился сын и 3 дочери: Вентора, Калия и Султан Апай (Луна), однако его сын умер при жизни отца в малолетнем возрасте. Сам рав Медини находился почти при смерти, и во время болезни ему добавили имя Хаим, что в переводе с иврита значит «жизнь».

Рав Медини провел серию реформ в общине, подверг запрету ряд религиозных практик, образовал несколько школ по преподаванию иудаизма и иврита. Полемизировал с караимским деятелем Авраамом Фирковичем, оспаривая его предположения о том, что все крымские евреи являются потомками хазар и караимов.

В 1878 году начал свой энциклопедический труд «Сдей Хемед», в котором подробно описал традиции крымчаков и изложил свои галахические постановления. «Сдей Хемед» была опубликована в восемнадцати томах в 1891—1912 в Варшаве. Данный труд по сей день изучается во многих ешивах, а также специалистами по галахе.

В 1899 году вместе с группой крымчаков переехал в Эрец-Исраэль, где ему предложили пост Хахама Баши Палестины (главы сефардской общины). Отказавшись от этого предложения, уехал в Хеврон, где стал раввином местной сефардской общины и создал иешиву Сдей Хемед, и где проживал до самой своей смерти.

В память об отъезде рава Медини из Крыма был издан «Альбом воспоминаний о Карасубазарском Хахаме. Сцены и виды перед отъездом его в Иерусалим в 1899 г.».  Фотограф – Я.Л. Тираспольский. Альбом был подарен Российскому этнографическому музею Б.Смирновой в 1963 году.
Семейные портреты. В центре – Хахам c женой и старшая дочь Люна (в очках), справа от Хахама - дочери: Эстер-Мертям и Хана-Лие с детьми.
Стоят (слева направо) мужья дочерей: Шолома Ачкинази (купец, староста молитвенного дома), Давид Пейсах (купец) и Нисим Леви бен Мордехай Чахчир (автор литургических книг-переводов с древнееврейского на крымчакский).
На переднем плане сидят внуки и внучки Хахама: Акива, Авраам, Эльяв, Курсы, Ишай.

Дочери и их мужья одеты в традиционную одежду, характерную для крымчаков в конце XIX века. На мужчинах – костюмы европейского покроя, головные уборы - невысокие, круглые каракулевые шапки. Мальчики – в костюмах с короткими штанами, на голове - шерстяные турецкие фески; у девочек - фески из бархата, украшенные золотыми монетами или лентой из парчи с кистями из золоченой мишуры.
Старшая дочь Хамама, Люна, одета в кофту с юбкой и передник; европейского покроя платья - на дочерях, держащих на руках детей.

На голове у всех женщин – традиционный для замужних женщин головной убор “баш-багъы”, состоящий из нескольких элементов (чепец с убранными под него волосами, прядь черных ниток, надеваемой на лоб, и околыш - валик для создания высокой прически, поверх которого надевался большой платок). У двух дочерей на шее - украшения из золотых монет.
Преподнесение подарка Хахаму от общины, 1899 Хахам благословляет семью и общину,1899
Преподнесение подарка Хахаму от общины, 1899 Хахам благословляет семью и общину,1899
Фото 1. Преподнесение подарка Хахаму от общины крымчаков.
Подарок (серебряные бокалы и графин с именной надписью) преподносит почетный представитель Городской думы, крымчак Юда Моисеевич Ашеров (купец I гильдии): на груди у него три правительственные медали (золотые и серебряная).

Фото 2. Хахам благословляет членов своей семьи, своих учеников и группу крымчаков
Согласно переписи населения 1897 года, в городе Карасубазар проживало 3466 крымчаков (почти четверть от общего числа жителей).
Проводы Хахама, 1899
Проводы Хахама, 1899
Проводы Хахама Хаима Хизкиягу Медини.
В центре под балдахином – Хахам Медини. Балдахин («кыдиш агачлары») использовали обычно при совершении брачных церемоний или для особо важных событий.

Справа третьим от Хахама стоит караимский Гахам – глава караимской общины Шмуэль бен Моше Панпулов. Панпулов - потомственный купец, городской голова Евпатории с 1869 по 1881 год, Таврический и Одесский Караимский Гахам с 1879 по 1911 год. В 1904 году за заслуги (восстановление Евпатории после Крымской войны 1854 года, открытие мужской и женской прогимназий, учреждение Общества взаимного кредита, Общества вспомоществования бедным караимам в 1904 году, устройство телеграфного сообщения и др.) был возведен в потомственное дворянство
.
Пара слов об авторе альбома, еврейском фотографе из Одессы Якове Тираспольском. Сын полтавского фотографа Льва Тираспольского, открыл в 1894 году салон в Одессе, по адресу Дерибасовская 11, в доме Пурица. В 1900 г. он одним из первых открыл отделение своего заведения на одесской рабочей окраине - Пересыпи. Впоследствии Яков Тираспольский основал фотоателье в Лодзи, Варшаве и Воронеже.
Брат Якова Тираспольского, Наум Львович Тираспольский, содержал много лет фотозаведения в Херсоне и Екатеринославе, где заслужил много престижных российских и зарубежных наград.
Паспарту фотосалона Якова Траспольского
Паспарту фотосалона Якова Траспольского

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Donate
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Donate
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine