Еврейская саванна, или Как евреи воевали с неграми
В Суринаме существовало уникальное еврейское поселение Йоденсаванна
Первые еврейские переселенцы, большая часть которых прибыла из Нидерландов и их бразильских колоний, появились в Суринаме в 30-х годах XVII века, когда эта территория на побережье Южной Америки находилась под властью британцев. До наших дней сохранилась ктуба, датированная 1643 годом, которую подписал раввин в Суринаме. Несколько еврейских семей оказались в группе колонистов, которые в 1652 году создали на побережье Суринама постоянное поселение. Затем в Суринам переехали евреи, покинувшие голландские колонии в Бразилии.
Еще через 10 лет в Суринам прибыли изгнанные из Французской Гвианы евреи. Группу возглавлял крупный торговец и землевладелец Давид Наси, одной из заслуг которого была помощь в создании местной еврейской общины. Потомки Наси еще несколько десятилетий после его смерти руководили этой общиной.
Большинство бразильских евреев-переселенцев имели опыт в выращивании сахарного тростника и торговли сахаром, который считался дорогим продуктом. Благодаря им началось развитие хозяйства Суринама. Заслуги евреев британские власти отметили уравнением их в гражданских правах с христианами, предоставлением права занимать государственные должности, а также гарантировали свободу вероисповедания. В 1667 году новым указом евреям Суринама предоставлялось право стать полноправными британскими подданными.
Под властью Нидерландов
Однако вскоре Нидерланды захватили Суринам и превратили его в свою колонию. Надо сказать, что для евреев ничего не изменилось, кроме того, что их приравняли к уроженцам Нидерландов: все права и свободы еврейского населения были сохранены. Но некоторая часть евреев все же уехала из Суринама вслед за британскими войсками. В 1677 году еще 10 еврейских семей покинули Суринам, переселившись в британские колонии в регионе Карибского моря, в основном на Ямайку.
Когда Суринам оказался в собственности Нидерландской Вест-Индской компании, назначенный ею губернатор в 1684 году запретил еврейскому населению работать в воскресенье, а также жениться по еврейской традиции. Но вскоре двумя постановлениями совета директоров Вест-Индской компании эти запреты были отменены, и евреям подтвердили все их прежние права.
К концу XVII века благодаря постоянному притоку еврейских эмигрантов из Нидерландов, Германии и Северной Франции, еврейское население Суринама значительно увеличилось. Одновременно быстрыми темпами развивалась община, экономическое положение которой улучшилось: многие члены общины были либо плантаторами, либо крупными торговцами.
В 1694 году 94 из 106 еврейских семей были сефарды, а остальные – ашкеназы. Всего их было около 570 человек, большинство из которых общались между собой на португальском языке. Евреи владели 40 плантациями, на которых трудились почти 9 тыс. рабов.
Колониальное руководство выделило евреям участок земли в районе Торрика, на котором в 1672 году было создано еврейское поселение, а затем открыта синагога и еврейское кладбище.
Еврейская саванна
Через одно десятилетие еврейские поселенцы из этого участка переехали на земли, которые приобрел для них один из членов семьи Наси. Эти земли располагались недалеко от Парамарибо, где было много еврейских плантаций. Спустя пару лет там образовался крупный город-крепость Йоденсаванна («Еврейская саванна»), основное население которого составляли евреи. В городе построили большую синагогу, при которой функционировал бет-дин. Суринамские евреи имели довольно тесную взаимосвязь с амстердамской общиной. Исаак Нето стал первым раввином, которого евреи Суринама пригласили к себе из Амстердама.
Йоденсаванна
Еврейское сообщество, приобретя широкую внутреннюю автономию, активно занималось обработкой земли и выращиванием ценного сахарного тростника. Процветание суринамской еврейской общины началось, в частности, с того момента, когда еврей Самуил Наси получил в пользование небольшой островок Саванна вблизи Суринама. Наси создал на острове плантации. Там же была открыта красивейшая синагога, которая, к сожалению, была впоследствии разрушена.
Синагога «Браха веШалом»
До строительства синагоги «Браха веШалом» в 1685 году в Новом Свете не существовало синагог значительной архитектурной важности. Однако у евреев Суринама были европейские архитектурные источники вдохновения. Например, модель Соломонова храма, созданная Якобом Иегудой Леоном Темпло, и иллюстрация, впервые опубликованная в 1642 году, а затем в 1667 году в «Biblia Hebraica» амстердамским еврейским издателем Йозефом Аттиасом, оказали влияние на проектирование синагоги.
Синагога «Браха веШалом» располагалась на возвышении, примерно 10-11 метров над уровнем реки, к которой она примыкала. Она находилась в центре просторного прямоугольного двора, к которому подходили четыре пересекающиеся улицы. На углах площади были построены крупные дома. Эта планировка отражала стремление к упорядоченности и символизировала надежду на Мессианскую эпоху. Синагога стала центром религиозной и общественной жизни Йоденсаванны.
На тропе войны
Семья Наси управляла Йоденсаванной весь XVII век, в течение которого не раз приходилось защищаться от нападения беглых негров-рабов и французов. Так, в 1689 году, евреи дали серьезный отпор французскому флоту под командованием Кассара, хотя нападение произошло в шабат. Не меньшую доблесть еврейское население показало во время вторичной атаки Кассара в 1712 году.
Самую большую проблему для еврейских поселенцев представляли беглые чернокожие рабы, которых называли «bush negroes», лесные негры. В 1690 году они убили плантатора Иммануэля Мачадо, евреи в ответ снарядили карательную экспедицию.
В 1718 - 1731 годах евреи совершили несколько походов против негров в джунгли, известны имена командиров некоторых экспедиций – капитан Яков Д'Авилал и Давид бен а-Коен Наси.
В 1738 году произошел новый набег. Сохранилась эпитафия еврея, убитого во время набега: «Могила молодого Иммануэля Арона Перейры, который был убит восставшими неграми во цвете своих лет». Ответом стал новый рейд, совершенный еврейскими солдатами под предводительством капитана Исаака Ариаса, Давида Наси и Абрахама де Брито, в ходе которого было захвачено 47 пленных. 6 рабов убили, им отрубили руки и привезли домой в качестве трофеев – распространенная практика в то время.
В 1743 году во время очередного похода, 31-го по счету, погиб Давид Наси. Его преемником в должности командующего еврейскими войсками стал Исаак Карвалью.
Евреи периодически пытались заключать мирные соглашения с беглыми повстанцами, но те их часто нарушали. В 1757 году капитаном Исааком Наси был предпринят новый поход. Поход стал успешным, но вскоре, во время очередного столкновения Исаак Насси также погиб.
Последний рейд еврейские солдаты совершили в 1772 году, после него нападения негров прекратились.
Упадок Йоденсаванны
Стоит отметить, что с 1712 года экономическое положение колонистов резко пошатнулось. В первую очередь, это связано с необходимостью платить большую дань французским пиратам, захватившим территорию колонии. В дополнении к этому, европейцы тоже стали заниматься добычей сахара, что серьезно отразилось на стоимости товара.
В 1730 году евреи держали 115 из 400 плантаций колонии Суринама. Еврейские крупные землевладельцы обладали огромным влиянием, особенно во внутренних областях Суринама.
К середине XVIII века Йоденсаванна начала приходить в упадок. Уже в 1791 году евреи-плантаторы контролировали только 46 плантаций из 600.
К 1830-м годам поселение было практически заброшено, а синагога «Браха веШалом» использовалась последний раз в 1865 году.
Сегодня от Юденсаванны, первого постоянного еврейского поселения на плантациях Америки, остались лишь кирпичные руины когда-то величественной синагоги, первой значимой архитектурной постройки Нового Света. Кроме того, сохранились два заброшенных кладбища с мраморными и каменными надгробиями, украшенными надписями на иврите и португальском языках, иногда с изображениями. Также существует третье кладбище, нееврейское, с деревянными надгробиями.
Возможно, руины более ранней и скромной синагоги поселения скрываются в джунглях.
Большинство евреев переселилось в Парамарибо, где численность еврейского населения составила почти 1 тыс. человек. К концу же XVIII века евреев в Парамарибо стало практически вдвое больше, и, согласно разным данным, они составляли до полвины всего населения города.
В Парамарибо евреи, в основном, занимались торговлей и были заняты в свободных профессиях.
3 общины Парамарибо
В 1734 году произошел раскол в еврейской общине Суринама, которая доселе была сефардской, на сефардскую и ашкеназскую. Была еще третья группа. Хотя она и не имела четкой организации и существовала обособленно, в нее входили принявшие иудаизм внебрачные дети еврейских плантаторов от рабынь-негритянок. Такие дети-мулаты изначально были изгоями у местной общины, но потом их признали «полными евреями».
В сефардской и ашкеназских общинах были свои благотворительные общества. Потомок Давида Наси, Давид де Исаак Коен, создал в Парамарибо Еврейскую литературную ассоциацию. В эту ассоциацию затем вошло культурно-просветительное учреждение, в котором читались курсы лекций на различную тематику.
Восстание рабов в 1832 году, сопровождавшееся масштабными пожарами, практически полностью уничтожившими дома еврейской общины, привело к разрушению Йоденсаванны.
На рубеже XIX-XX вв., когда был сначала введен запрет на работорговлю, а затем полностью отменено рабство, мировые цены на сахар сильно упали. И без того нелегкое положение в Суринаме стало еще печальнее. Такая ситуация вынудила евреев начать уезжать из Суринама. Первыми поехали сефарды. Это привело к тому, что в 1836 году численность ашкеназской общины впервые превысила сефардскую, тем самым вытеснив португальский язык из разговорного языка евреев Суринама и заменив его на голландский.
В начале XX в. евреи Суринама контролировали торговлю и эксплуатацию золотых приисков. Помимо того, что евреи занимают ключевые общественные посты, они получали практически все офицерские места в колониальном войске. Численность евреев в колонии достигала 1,5 тыс. человек, а уже в 1923 году эта цифра уменьшилась до 818.
Лига свободной земли во главе с И. Н. Штейнбергом в 30-х годах XX века разработала проект создания еврейских колоний в Суринаме, но ему так и не суждено было быть реализованным.
Во время Второй мировой войны Суринам стал убежищем для еврейских беженцев из Нидерландов и других стран, оказавшихся под оккупацией фашистской Германии. После окончания войны эти евреи оставили колонию.
Еврейский Суринам сегодня
В начале 1970-х годов в Суринаме оставалось лишь 500 евреев. При этом работали и сефардская, и ашкеназская синагоги. К середине 90-х годов еврейское население Суринама не превышало 200 человек.
Израиль практически сразу установил дипломатические отношения с новопровозглашенной Республикой Суринам. Израильские интересы в Республике представлял посол в Венесуэле.
В Парамарибо сохранились две старейшие синагоги, известные необычной архитектурой и полами, покрытыми песком: сефардская (Цедек ве-Шалом) и ашкеназская (Неве-Шалом). Однако в начале 2000-х местной еврейской общине пришлось сдать в аренду синагогу «Цедек ве-Шалом», меньшую по площади, за $3,5 тыс. в месяц. Финансовые трудности у общины возникли после того, как несколько богатых еврейских семей переехали в Израиль, США и Нидерланды. Президент конгрегации «Неве-Шалом», Джулс Донк посетовал, что такая малочисленная община, как у них, не может себе позволить содержать две синагоги. Перед этим все ценные еврейские ритуальные предметы община направила на хранение в израильский Музей Диаспоры. Теперь же в помещении древнейшей сефардской синагоги суринамская компьютерная компания открыла интернет-кафе.
По мнению крупного еврейского бизнесмена Парамарибо, Гуидо Роблеса, все религии в Суринаме существуют мирно между собой, а единственная проблема заключается в местных политиках.
По данным за 2004 год, община Неве-Шалом объединяла 125 евреев. С 1990-х годов община встала на позицию либерального иудаизма, что дало право членам смешанных семей входить в конгрегацию Неве-Шалом.
Автор:
Адель Кернес, 2019