Еврейские земледельческие поселения Украины

Частновладельческие еврейские колонии Херсонской губернии

Переселение евреев из западных губерний Российской империи и привлечение их к земледелию осуществлялось главным образом в Новороссии на казенных (принадлежащий казне, государству) землях. Но параллельно с этим правительство поощряло поселение евреев на владельческих (находящихся в частном владении) землях. По "Положению об устройстве евреев", утвержденному 9 декабря 1804 г., евреям разрешалось покупать в пределах "черты оседлости" незаселенные земли и поселять там наемных работников. Если при этом сооружалось не менее 30 домов, то еврею-владельцу земли дозволялась содержать там пивную продажу. Евреям разрешалось также брать в аренду помещичьи земли. Поселившиеся на владельческих землях особыми (отдельно от христиан) селениями евреи освобождались от налогов на пять лет.

По "Уставу рекрутской повинности и военной службы евреев" от 26 августа 1827 г. евреи переселенные для занятия земледелием, а также их дети, освобождались от призыва в армию сроком на 25 лет в селениях, состоящих из 40 и более душ, и на 50 лет в селениях, состоящих из 80 и более душ, на землях казенных, купленных или взятых в аренду на 50 лет.

Переселение евреев из западных губерний Российской империи в Новороссию и привлечение их к земледелию, начатые в 1807 г., осуществлялись с большими трудностями и затратами. В то же время уже имелись примеры успешного устройства на земле некоторых евреев по собственной инициативе и на ограниченные средства. Это навело российское правительство на мысль о принятии особых поощрительных мер в отношении состоятельных евреев, которые бы решились способствовать обращению своих единоверцев к земледельческому труду.

"Положение о Евреях", утвержденное 13 апреля 1835 г. императором Николаем I, особо поощряло покупку или аренду земли специально для поселения евреев, т.е. для образования частновладельческих колоний. Аренда земли у помещиков должна была производиться на срок не менее 12 лет. По истечении сроков аренды, евреи должны были или продлевать ее, или переходить на другие арендуемые земли. В соответствии со статьями №45 и № 46 еврей, поселивший на земле 10 и более семей своих единоверцев, получал право на варение пива и алкогольных напитков на базе меда, для продажи того и другого местным обывателям.

В силу статьи №47 еврей, купивший участок земли и поселивший на нем не менее 50 мужчин-единоверцев, по истечении 3-летнего срока со дня водворения получал право на прошение личного почетного гражданства, а если 100 душ мужского пола - потомственного почетного гражданства. Институт почетного гражданства был введен в России императорским манифестом от 10 апреля 1832 г. с целью поощрения верхушки горожан. Звание почетного гражданина давало ряд привилегий: освобождение от рекрутской повинности, подушного налога, телесных наказаний и др. Почетные граждане пользовались правом именоваться, как и дворяне, "ваше благородие". Звание почетного гражданина было выше купеческого, но ниже дворянского.

Утвержденное 26 декабря 1844 г. новое "Положение о евреях-земледельцах" подтверждало все поощрительные пункты "Положения" 1935 г., а также возможность евреев селиться на владельческих землях и на землях своих единоверцев. Желающие переселиться должны были подавать прошение о том в местное губернское правление, с приложением подписанных с двух сторон условий, на которых они допускались к поселению владельцами земель. Срок аренды земли у помещиков по сравнению с 1835 г. был увеличен до 25 и более лет.

Евреи, поселявшиеся на землях своих единоверцев или арендованных у христианских владельцев, получали статус земледельцев и практически такие же льготы, как переселявшиеся на казенные земли. Им выдавалась ссуда из еврейского коробочного сбора (не из казны) в размере 85 руб. серебром на каждую семью (половина ссуды переселившимся на казенные земли). Такие евреи-земледельцы передавались в ведение Министерства внутренних дел, т.е. местного губернского правления, которому предписывалось строго следить за ними, "чтобы не скрывалось с сим обмана перед правительством и чтобы евреи не прибегали к земледельческому званию, как к средству воспользоваться предоставленными сим положением льготами без занятия земледелием".

Для устранения злоупотреблений при покупке евреями земель под предлогом поселения своих единоверцев, в указе от 4 мая 1853 г. "О порядке приобретения евреями земель вне городов и местечек" оговорено, что в актах на приобретение земли евреями-купцами должна быть указана цель приобретения земли.
Приобретатель был обязан в течение трех лет после вступления во владение обустроить землю в строгом соответствии записанному в акте. В противном случае купившие землю были обязаны продать ее в течение шести месяцев лицам, имеющим право владеть ею. В случае неисполнения этого условия, земля должна быть немедленно отобрана для последующей продажи. В этом же указе оговорено, что на каждую поселенную семью должно причитаться в западных губерниях не менее 12, а в Новороссийских не менее 20 дес. земли.
Местному начальству вменялось в обязанность "строжайше наблюдать, чтобы евреи, под предлогом земледелия" не занимались запрещенной им деятельностью.

Правительство возлагало большие надежды на участие богатых евреев в устройстве земледельческих колоний. Министр государственных имуществ граф П.Д. Киселев 17 сентября 1852 г. разослал всем губернаторам черты оседлости записку, в которой он обращал внимание, что еврейские поселения, созданные единоверцами на свои средства, опережали казенные еврейские колонии по всем показателям.
Киселев объяснял это "личным интересом самих учредителей". Он сообщал, что император, обратив на это внимание, повелел губернаторам призвать состоятельных евреев к устройству поселений для своих единоверцев, объяснив им преимущества почетного гражданства, которое предоставляется законом за подобное действие. Еврейское население во всех более или менее крупных центрах было достаточно оповещено губернаторами о намерениях правительства. Но от подавляющего большинства еврейских общин сейчас же последовали категорические отказы, замаскированные большей частью указанием на отсутствие необходимых средств.

Создание частновладельческих еврейских землевладельческих колоний в Херсонской губернии шло достаточно вяло. Причиной такой пассивности богатых евреев был неудачный опыт создания еврейских колоний на казенных землях.

Первой частновладельческой колонией в губернии была основанная в 1839 г. колония Вольная Тираспольского уезда. Она прекратила свое существование в середине 1850-х гг. 

В 1859 г. в Херсонской губернии имелось шесть еврейских земледельческих колоний на землях частных лиц: в Александрийском уезде - Писаревка, в Елисаветградском - Марьяновка, Мартыновичева, Верина, Моргуновка, в Тираспольском - Балашевка. В начале 1860-х гг. дополнительно были созданы еврейские колонии на частных землях Александрийского (Васильевка), Ананьевского (Кантакузенка), Бобринецкого (Аврамовка, Андреевка), Одесского (Малая Дереклия), Тираспольского (Бузиново, Войновка). В ряде документов они получили название "временные".

Надежды правительства на участие богатых евреев в устройстве земледельческих колоний не оправдались. Только два купца откликнулись на призыв и учредили две еврейские земледельческие колонии на купленных ими земельных участке, а третью - на взятой в аренду земле. Сведения о награждении евреев за поселение своих единоверцев на землях Херсонской и Екатеринославской губерний не выявлены. Отсутствие широкого участия богатых евреев в устройстве земледельческих колоний было вызвано тем, что их создание не оценивалось как прибыльное или благотворительное предприятие.

Создание частновладельческих земледельческих колоний в основном шло следующим путем. Евреи, пожелавшие стать земледельцами, объединялись в общины и соединяя свои средства покупали или арендовали на длительный срок помещичьи земли с небольшой деревней, где и основывали свою колонию. Община избирала поверенного, представлявшего ее интересы перед местной администрацией.
Вопросы приема новых поселенцев решались общиной. Договор на аренду с владельцем земли могла заключать не только еврейская община, но и отдельные еврейские семьи.

Еврейские колонии на частновладельческих землях, как правило, именовались так же, как и селения, на земле которых они находились. Казенные и владельческие колонии различались между собой в том отношении, что в первых евреи в основном сами занимались обработкой земли, а во вторых они часто обрабатывали земли наемными людьми, а сами надзирали за хозяйством.

Обычно поиск арендодателя земли не был проблемой для евреев. Большинство помещиков, в том числе самые завзятые юдофобы, всегда предпочитали еврея-арендатора представителям других национальностей. Надежный платеж за аренду, добросовестное исполнение договора признавались почти всеми за отличительную черту евреев-арендаторов. Но еще более ценились в них умение избегать всяких столкновений с соседями, не давать повода для исков и споров, стремление мирно разрешать недоразумения, не доводя их до суда и начальства.

Евреи, арендующие мелкие участки земли и обрабатывающие ее самостоятельно, по отношению к общему числу арендаторов Херсонской губернии, были так малочисленны, что в середине XIX в. практически не вызывали недовольства даже у их заклятых врагов. Гораздо острее стоял вопрос с евреями, арендующими большие земельные владения и использующие наемный труд. Это вызывало большое недовольство христианского населения.

Архивные сведения о результатах регулярно проводимых в 1850-х гг. осмотров состояния частновладельческих колоний Херсонской губернии позволяют определить их важные хозяйственные характеристики. Так, среднее количество арендованной земли, приходящейся на одну семью евреев-земледельцев этих колоний, равнялось 13,86 дес., что было значительно меньше оговоренного указом 1853 г. для Херсонской губернии.

Хозяйства жителей этих колоний в зависимости от оценок ревизоров можно разделить на четыре группы.

К первой группе отнесем хозяйства, которые оценивались ревизорами как находящиеся "в хорошем состоянии". Таких хозяйств было примерно 21%.

Ко второй группе причислим хозяйства "в удовлетворительном (посредственном) состоянии". Эта группа включает 41% хозяйств.

К третьей группе отнесем хозяйства "в плохом состоянии", которых было примерно 30%.

К четвертой группе причислим тех, которые "не имели ничего". Таких, только числившихся при колониях, было 8%. "Хозяева" этой группы постоянно шатались по всем окрестностям, местечкам, городам и занимались в основном мелкой торговлей. В колонии они являлись лишь изредка, для оплаты налогов.

Из этого разделения видно, что самыми многочисленными в частновладельческих колониях были хозяйства "в удовлетворительном (посредственном) состоянии". Хозяйств в хорошем и удовлетворительном состоянии было 62%, довольно высокий для того времени показатель. Наряду с земледелием, евреи в своих колониях часто занимались привычными для них промыслами и ремеслами. Отмечалось, что хозяйства частновладельческих еврейских колоний находились в лучшем состоянии, чем хозяйства евреев-земледельцев в казенных колониях.

Статистика показывает, что евреи достаточно активно пользовались предоставленными ими правами аренды незаселенных помещичьих земель для занятия земледелием. В ревизских сказках Херсонской губернии в 1851 г. зафиксировано 1378 душ обоего пола евреев-земледельцев, поселившихся на помещичьих землях Бобринецкого и Тираспольского уездов. К 10-й ревизии это количество выросло в разы. Только душ мужского пола евреев, водворенных в качестве земледельцев на помещичьих землях (без евреев-земледельцев на собственной земле) Херсонской губернии, насчитывалось не менее 2257.

Судьба частновладельческих еврейских земледельческих колоний была печальной. Большинство из них существовали на арендной земле. По истечении арендных сроков колонисты, как правило, не могли возобновить контракты из-за высоких цен, затребованных собственниками, или из-за их нежелания по разным личным причинам продлить контракты, а также ввиду антиеврейских мер нового императора Александр III. 3 мая 1882 г. он утвердил "Временные правила", перекрывшие евреям доступ к земле и окончательно покончившие с политикой привлечения евреев к земледелию.

"Временные правила" стали постоянным законом до марта 1917 г., когда были отменены Временным правительством. Этими правилами евреям даже в черте оседлости запрещалось вновь селиться в сельской местности, приобретать землю и дома вне городов и местечек, арендовать земельные угодья. Ввиду произошедших перемен значительная часть землевладельцев по юридическим причинам отказалась возобновлять аренду по истечении старых контрактов.

 Оглавление

 

 

  

Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект