Еврейские земледельческие поселения Украины
История и общая информация. Часть 1. От начала 19 века до советского периода
Начало переселенческого движения в Российской Империи
Мысль о привлечении евреев к земледельческому труду впервые возникла на рубеже XIX века как у видных государственных деятелей, так и у просвещенных представителей еврейства. С одной стороны, выступали польский правовед Т. Чацкий со своим проектом (1788 г.), литовский губернатор И.Г. Фризель и особенно известный русский поэт и государственный деятель Г.Р. Державин, а с другой - предприниматель и русско-еврейский общественный деятель Нота Ноткин (в 1797 г.).
Для изучения ситуации в западных губерниях, где проживало многочисленное еврейское население, анализа различных проектов и разработки политики России по отношению к евреям 9 ноября 1802 г. император Александр I учредил особый "Комитет по благоустройству евреев". Комитету надлежало разработать меры "по устроению евреев на пользу государственную и их собственную". В октябре 1804 г. Александру I представили выработанный Комитетом проект "Положения для евреев", а также сопровождавший его доклад. Комитет предложил положить в основу нового еврейского законодательства идею "исправления еврейских нравов" через просвещение и склонение их к "честным и безвредным" видам труда, прежде всего к земледелию.
9 декабря 1804 г. император Александр I утвердил разработанное комитетом новое "Положение об устройстве евреев". Сильнейший удар по евреям нанесла статья 34 "Положения". С 1 января 1808 г. евреям не только нельзя было содержать в сельской местности шинки, кабаки, постоялые дворы, брать в аренду различные статьи помещичьего хозяйства, но и, главное, жить в сельской местности. Выселенные евреи, по мнению правительства, должны были превратиться в фабричных рабочих и в земледельцев.
Евреям, желающим стать земледельцами, был предоставлен статус колонистов (иностранные переселенцы, занимающиеся земледелием), с положенными льготами и привилегиями. Им были обещаны в бессрочное потомственное пользование (не в собственность) казенные земли, получение на переезд и устройство ссуды, которые они были обязаны возвратить "в известное число лет" и освобождение от податей в течение 10 лет. По истечении льготных лет евреи-земледельцы должны были платить "все повинности наряду с другими подданными одинакового с ними состояния".
Все дела колонизации евреев на казенных землях находились в ведении Конторы опекунства новороссийских иностранных поселенцев (опекунская контора). Местным властям, отвечающим за колонизацию, было предписано основать еврейские колонии.
Колониями назывались села иноземцев, принявших российское подданство, и инородцев, переселенных из других областей страны. Колонии должны были быть расположены на определенном расстоянии от христианских деревень, а еврейским колонистам запрещалось покупать там землю. "Положением" 1804 г. не было определено точное количество десятин на семью или душу, поэтому евреев наделяли землей по усмотрению местных властей, по 10-20 десятин на семью. Бросать земледельческое занятие евреям-колонистам запрещалось.
Для многих тысяч евреев, направившихся в Херсонскую губернию, начались тяжелейшие испытания. Длинный путь преодолевался на телегах в летний зной и зимний холод. Переселенцы голодали, болели и умирали от тягостей дальнего пути.
Прибыв на место после 3-4 месячной изнурительной дороги, первые переселенцы основали в Херсонской губернии в 1807-1809 гг. семь колоний. Первой еврейской земледельческой колонией стал Ефингар. Ее основали могилевские евреи во главе с Нохимом Финкельштейном, сыгравшем важную роль в переселении и по праву названным первым евреем-колонистом в России. Вслед за Ефингаром были основаны Бобровый Кут, Израилевка, Ингулец, Каменка, Нагартав (в 1812 г. Нагартав был разделен на Большой и Малый) и Сейдеменуха (впоследствии Большая Сейдеменуха). Бобровый Кут и Израилевка водворились на собственный счет, остальные колонии основаны на казенные средства. В это же время была выделена земля под колонию Добрая, но ее заселение началось в 1854 г.
Власти не были готовы к массовому переселению. В ведомствах, принимавших участие в переселении и в обустройстве переселенцев, царила неразбериха и несогласованность. Выделенные средства разворовывались и не использовались по назначению. Все кончилось тем, что указом от 6 апреля 1810 г. правительство распорядилось временно приостановить поселение евреев в Новороссийском крае.
Тем временем Белоруссию поразил трехгодичный неурожай и голод. Императорский указ от 11 апреля 1823 г. главной причиной "расcтройства крестьян белорусских", как и прежде, признавал "пребывание евреев в селениях и продажа вина ими в оных производимая". Указ требовал, чтобы до 1 января 1824 г. евреи прекратили содержание каких-либо "аренд, шинков, кабаков и постоялых дворов, ни под своим, ни под чужим именем". До 1 января 1825 г. евреи должны были "переселиться из селений в города и местечки", где для них не было ни жилья, ни работы.
Положение евреев стало совсем отчаянным. Спасаясь от голода и выселения из деревень, веря слухам о большой правительственной помощи переселенцам и об успехах евреев-земледельцев, многие стали проситься в Новороссию. Вопрос продолжения еврейской колонизации обсуждался несколько лет и в конце концов был решен положительно. Губернаторам было разъяснено, что евреи могут переселяться в Новороссию на казенные земли, но исключительно на собственные средства или средства еврейской общины.
Началось второе переселение. В 1822 г. из белорусских губерний отправились в Херсонскую губернию 1786 семей (8708 человек), из них явились 1016 семей (4431 человек). Остальные "вымерли в дороге", другие "еще шли рассеянные по всему пространству от Белоруссии до Новороссии", а третьи задержались на местах или поблизости от них.
Прибывших в Херсонскую губернию направили в уже основанные еврейские колонии. В колониях не было лишнего жилья, и, как отмечал ревизор, "от чрезмерной тесноты, нечистоты в жилищах и крайней неопрятности тел вновь прибывших, от изнурения в пути, от недостатка пищи, одежды и перемены климата" люди умирали сотнями.
Чтобы спасти положение, 9 января 1823 г. император Александр I утвердил представление об обязанности еврейских обществ вносить 400 руб. на каждую пожелавшую переселиться в Новороссию еврейскую семью. Наряду с этим в том же году правительство отпустило из казны 50 тыс. руб., на которые было поселено 443 уже прибывших семей в старых колониях и частично в новоустроенной колонии Излучистой. Больше денег у правительства не было и постановлением Комитета министров от 16 января 1823 г. еврейское переселение в Новороссию было еще раз приостановлено.
Формирование и развитие колоний
26 августа 1827 г. император утвердил "Устав рекрутской повинности и военной службы евреев". На евреев в возрасте от 12 (для остального населения с 18) до 25 лет распространялась воинская повинность. По этому уставу, с каждой тысячи человек еврейского населения брали 10 рекрутов, т.е. примерно в 3 раза больше, чем с христианского населения. Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов. Годы пребывания в кантонистах евреям не засчитывались в 25-летний срок военной службы. Исключением стали евреи-земледельцы. Этим уставом евреи-земледельцы переселенные на особые земли, и их дети освобождались от рекрутской повинности на 50 лет.
13 апреля 1835 г. император Николай I утвердил новое "Положение о евреях". В этом "Положении" Николай I декларировал свое намерение привлечь большое число евреев к земледелию. Для этого были подтверждены льготы, предоставленный евреям предыдущими положениями и правилами, и введены новые, которые значительно расширяли преимущества евреев, переходящих в земледельцы.
Евреям разрешалось переходить в земледельцы по "личному усмотрению во всякое время, только бы такой переход совершался не во время народной переписи или рекрутского набора". С евреев, переходивших в земледельцы, "слагалась недоимка казенных податей и других сборов за прежнее время, если таковая на них оказывалась".
Им дозволялось держать кратковременно в услужении христиан для полевых, садовых и огородных работ, особенно в то время, когда нужна первоначальная обработка земель.
Правительство поощряло евреев к тому, чтобы они привлекали своих единоверцев к переселению и занятию земледелием. Богатым евреям, за устройство бедных, давались привилегированные звания, которые в ту пору высоко ценились. Еврею, который купит участок земли и поселит там не менее 50 своих единоверцев, присваивалось звание личного почетного гражданина, а если численность созданной таким образом колонии составит 100 человек, то это звание становилось потомственным.
Детям колонистов открывался доступ к образованию. Им разрешалось учиться в собственных еврейских, а также в общих приходских и уездных училищах, гимназиях, университетах и академиях.
Колонистам разрешались промыслы и ремесла в деревенском их быту наравне с крестьянами-христианами. Теперь, особенно в зимний период, у колонистов появилась возможность пополнить свой скудный бюджет. Но торговля и промышленность им по-прежнему запрещались.
Правительство возлагало большие надежды на участие богатых евреев в устройстве земледельческих колоний. В Херсонской губернии создание частных (владельческих) еврейских колоний началось примерно через десять лет после утверждения "Положения" 1835 г. и шло достаточно вяло.
Всего в Херсонской губернии были образованы шесть частных (владельческих) еврейских колоний; их образовали евреи, выкупив или арендовав на длительный срок помещичьи земли:
в Александрийском уезде - Писаревка;
в Елисаветградском - Марьяновка, Мартыновичева, Верина и Моргуновка;
в Тираспольском - Балашевка.
4 ноября 1837 г. императором Николаем I учреждены новые правила "Об управлении еврейскими колониями, в Херсонской губернии находящимися". Этими правилами еврейские колонии были выведены из подчинения Попечительного комитета (попечение иностранных колонистов, "по своим свойствам не имели с евреями ничего общего и сходного") и переведены в ведение херсонского губернского начальства и генерал-губернатора Новороссийского края.
В колониях вводился характерный для царствования Николая I казарменный режим. В каждую из них были назначены для непосредственного и постоянного надзора особые смотрители из отставных унтер-офицеров, а для наблюдения за действиями последних - управляющий из отставных штаб-офицеров с двумя помощниками, письмоводителем и рассыльными также из людей "военного звания".
Управляющий еврейскими херсонскими колониями, его помощники, письмоводитель и рассыльные должны были расположится в колонии Большой Нагартав - географическом центре существовавших на то время еврейских колоний Херсонской губернии.
В декабре 1837 г. управление евреями-земледельцами было передано вновь образованному Министерству государственных имуществ. Однако фактически в соответствии с правилами 4 ноября 1837 г. еврейские колонии находились под управлением генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С. Воронцова. Граф предпринял срочные меры, чтобы улучшить условия жизни в старых колониях.
В 1841 г. по указу Воронцова основаны в Херсонской губернии за казенный счет новые колонии Новоберислав, Львово, Романовка, Новополтавка, Малая Сейдеменуха, и на средства колонистов - колония Сагайдак.
26 декабря 1844 г. было издано "высочайше утвержденное" новое "Положение о евреях-земледельцах", разработанное на базе предложений по совершенствованию процесса перехода евреев в земледельцы. На основании этого "Положения" заведование еврейскими колониями полностью перешло из ведомства Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора в Министерство государственных имуществ.
Этим "Положением" все расходы по колонизации были отнесены на счет "коробочного сбора" (казенного еврейского общинного налога), из которого ежегодно должна была выделяться для этого определенная сумма. Таким образом, дальнейшее переселение евреев осуществлялось исключительно на собственные средства евреев.
Евреи наделялись землей в количестве от 5 до 8 десятин на каждую душу мужского пола.
Переселенцам предоставлялись льготы: на 10 лет от платежей всех налогов; на 25 лет (вместо 50 лет в "Правилах" 1829 г.) от рекрутской повинности; освобождение от платежей всех долгов, образовавшихся до перехода в земледельцы.
"Положение" наряду с существовавшими льготами давало евреям право на первые три года нанимать христиан-земледельцев "для приобретения необходимых познаний в земледелии".
Евреям, как и государственным крестьянам, разрешалось заниматься ремеслом и торговлей без торговых свидетельств (за них надо было платить) на землях своей колонии. Они могли заводить при своих домах лавки, лабазы, мастерские, малые фабрики, содержать перевозы и почтовые станции и т.д. Колонисты, имевшие устроенное хозяйство и достаточное число рук для занятия хлебопашеством, имели право записываться, на общем основании, в гильдии и торговать по установленным свидетельствам, но без исключения их из земледельческого звания. У колонистов появились новые возможности деятельности и заработка.
С целью поощрения трудолюбия евреев за достигнутые успехи им выдавались похвальные листы, денежные награды, премии, серебряные и золотые медали.
Прилежным евреям-земледельцам, желавшим разводить красильные, торговые и аптекарские растения, бесплатно отпускались семена этих растений. Евреям, "которые при хлебопашестве" желали разводить тонкошерстных овец, имели право приобретать их за уменьшенную плату, наравне с государственными крестьянами.
Перед приемом еврейских колоний в ведение Министерства государственных имуществ, министр граф Киселев получил 29 января 1845 г. "высочайшее разрешение" произвести в колониях ревизию, чтобы определить их действительное состояние и за тем уже приступить к реализации поступивших предложений по совершенствованию устройства колоний. В ходе ревизии было выяснено, что в Херсонской губернии имелось 15 еврейских колонии, в которых числилось 6613 душ мужского и 6166 женского пола, всего 12 779 душ (1661 семья).
В середине 1840-х гг. началось четвертое переселение. В 1847 г. в Херсонской губернии были основаны еще четыре колонии: Новожитомир, Новоподольск, Новоковно, Нововитебск. Последними в 1857 г. и 1859 г. в губернии были созданы колонии Громоклей и Вольная.
В 1840-х гг. правительство Николая I приступило к созданию еврейских колоний в Екатеринославской губернии. Переселение евреев в Александровский уезд началось в конце 1844 - в начале 1845 гг.
В 1845 г. переселенцы из Гродненской, Ковенской, Могилевской и Витебской губерний образовали колонии Веселая, Красноселка и Межирич. В 1848 г. были основаны Графская, Нечаевка, Новозлатополь, Приютная и Трудолюбовка, в 1850 г. - Горькая, в 1853 г. - Затишье, Зеленополь и Сладководная, в 1855 г. - Богодаровка и Надежная, в 1858 г. - Равнополь и Хлебодаровка.
К концу 1850-х гг. в Александровском уезде было 17 еврейских колоний. Семь колоний: Графская, Затишье, Зеленополь, Надежная, Равнополь, Сладководная, Хлебодаровка в 1874 г. отошли в выделившийся Мариупольский уезд.
Министерство государственных имуществ передало еврейские колонии в ведение находившегося в его подчинении Попечительного комитета. При нем создавались особое Еврейское отделение и два Попечительства по делам еврейских поселений - одно в Херсонской, другое в Екатеринославской губернии. В Херсонской губернии Попечительство размещалось в еврейской колонии Большой Нагартав, а в Екатеринославской губернии - в начале в немецкой колонии Грунау, а затем в Мариуполе. Еврейские колонии выделялись в специальные административные единицы (волости) - округа в Херсонской и приказы в Екатеринославской губернии. Во главе округа или приказа стоял смотритель (сельский начальник), назначавшийся Попечительством из образцовых немецких колонистов. Смотритель колоний выполнял свои обязанности, проживая в главной колонии округа или приказа, пользовался правами волостного старшины и получал жалование из еврейского поселенческого капитала.
Еврейские колонии Херсонской губернии разбивались на четырех округа:
I округ - Большой Нагартав, Малый Нагартав, Романовка, Новополтавка, Ефингар, Добрая;
II округ - Бобровый Кут, Большая Сейдеменуха, Малая Сейдеменуха, Львово, Новоберислав;
III округ - Ингулец, Израилевка, Сагайдак, Громоклей;
IV округ - Новожитомир, Излучистая, Нововитебск, Новоподольск, Каменка и Новоковно.
Колонии Екатеринославской губернии были разделены на четыре приказа:
Графский (Графская, Зеленополь, Надежная, Сладководная), Затишенский (Затишье, Равнополь, Хлебодаровка), Новозлатопольский (Веселая, Красноселка, Межирич, Новозлатополь, Трудолюбовка, Нечаевка) и Приютненский (Богодаровка, Горькая, Приютная, Роскошная).
Было признано необходимым привлекать в еврейские колонии различными льготами образцовых немецких колонистов (в основном меннонитов), для примера хозяйствования. Евреи, желавшие поступить в земледельцы, могли сделать это в любое время, беспрепятственно, если только их семьи имели в своем составе не менее трех работников или шести ревизских душ в каждой семье. Если семья не удовлетворяла этим требованиям, то создавали так называемые сводные семьи, в состав которых вносили родственников или даже посторонних лиц. Внесенное в состав семьи лицо мужского пола называлось "приемыш", а женского - "припищица". Как правило, в таких сложных семьях вскоре возникали раздоры, и они распадались.
Евреи, пожелавшие учредить на казенных землях поселение своих единоверцев приобретали права: личного почетного гражданства, если устроят на свой счет дома со всеми хозяйственными принадлежностями для 25 семей, а потомственного почетного гражданства - за поселение 50 семей (по сравнению с "Положением" 1835 г. количество семей уменьшено в двое).
Евреи обязывались своими силами обрабатывать земли и нанимать работников исключительно из среды своих единоверцев, но не из христиан.
Всякая еврейская семья, поселенная на казенных или владельческих землях, обязывалось: на второй год своего поселения завести огород, обработать и засеять не менее одной десятины в поле; в четвертый год иметь огород и две десятины в поле, а в шестой год - огород и три десятины обработанной земли, достаточное количество рабочего скота, земледельческих орудий, семян и годовое продовольствие для себя и скота.
Всего за время приселения, с 1847 по 1872 гг., при еврейских колониях поселился 201 образцовый хозяин (136 в колониях Херсонской губернии и 65 в Екатеринославской), в пользовании которых состояло 8040 десятин земли. Немецкие хозяева своим примером показали евреям, что упорным трудом и умелым хозяйствованием можно добиться успехов в такой тяжелом деле как земледелие. Любознательные евреи внимательно наблюдали за жизнью немецких соседей и перенимали их методы и приемы хозяйствования.
Со временем необходимость в опеке образцовых хозяев из немцев отпала, но они продолжали жить в еврейских колониях.
Свертывание политики поощрения еврейского земледелия
В середине 1860-х гг. в Новороссии больше не было необходимости в искусственной колонизации. Кроме того, результаты еврейской колонизации, по мнению правительства, были низкими, а переселение евреев, которое велось исключительно за счет поступлений из коробочного сбора, обременяла еврейские общины. Поэтому политика поощрения еврейского земледелия в России императором Александром II была свернута. Новым законом от 30 мая 1866 г. было прекращено переселение "евреев в земледельцы" и отчисление из коробочных сборов денег на такое переселение.
Правительство также приняло меры к частичному расширению прав евреев-земледельцев. 12 февраля 1865 г. было "высочайше утверждено" положение Комитета министров "О мерах к облегчению евреям перехода из земледельческого сословия в другие". Оно распространялось на евреев-земледельцев, водворенным на землях в западных губерниях. 20 января 1867 г. "высочайше утвержденное" положение Комитета министров "О мерах облегчению всем вообще евреям... перехода из земледельческого сословия в другие" распространило положение от 12 февраля 1865 г. на всех евреев-земледельцев вообще. Те, кто так и не сумел освоить крестьянский труд, получили возможность покинуть колонии на законных основаниях.
К 1865 г. было создано 39 колоний (22 в Херсонской и 17 в Екатеринославской губернии) с населением 31 179 человек, обрабатывающих 128 880 десятин земли. Несмотря на упорство, с которым правительство переселяло евреев из западных губерний в Новороссию, создать на новых землях существенную группу евреев-земледельцев не удалось. Несколько десятков тысяч евреев, закрепившихся на земле, не могли изменить экономическую структуру жизни миллионов. Созданные к этому времени еврейские колонии отставали в своем развитии не только от немецких, болгарских и греческих колоний, но и от соседних сел, основатели которых, в отличие от евреев, имели многовековой непрерывный опыт земледелия.
При поселении евреев-колонистов власти ставили в гораздо худшие условия, чем иностранных колонистов. Немцам и болгарам давали по 50-65 десятин на семью, позволяли самим выбирать участки. Евреям же давали по 30 десятин на семью, участки часто самые негодные "определялись начальством". Немец-колонист получал землю независимо от числа душ в его семье, получал при этом полную свободу производства, ремесла, промысла и торговли. Еврейская же семья должна была иметь не менее шести душ мужского пола при трех работниках. Еврей-колонист был ограничен в праве на отлучку для заработков, в праве найма рабочих из христиан, без которых не обходился ни один хозяин-немец.
Особенно пагубно влияло на жизнь колонистов требование к составу семьи еврея-земледельца. Если состав семьи был меньше требуемого действующими правилами, то в еврейских колониях искусственно создавались "сводные семьи", которых вдобавок поселяли по две в так называемых "двойных домах". "Коммунистические" принципы совместного труда и проживания, насаждаемые властями в еврейских колониях, приводили к большому количеству конфликтных ситуаций, тормозящих развитие еврейского земледелия.
В 1871 г. все колонисты, за исключением евреев, были переведены под управление "общих губернских и уездных, а также местных по крестьянским делам учреждений" и причислены к разряду крестьян-собственников. Правительство опасалось, что евреи воспользуются своим правом продать свой участок и займутся более выгодной деятельностью, а на месте существующих колоний возникнет несколько крупных еврейских поместий. Поэтому евреи-земледельцы не стали собственниками обрабатываемой ими земли. Земля по-прежнему считалась лишь состоящей в их пользовании.
С 1 мая 1877 г. Попечительный комитет был упразднен. Его Еврейское отделение, которому были подчинены еврейские колонии Херсонской и Екатеринославской губерний, присоединили к Херсонско-Бессарабскому управлению государственными имуществами.
Новым Уставом о всеобщей воинской повинности 1874 г. были отменены рекрутские льготы для евреев-земледельцев. Как и все граждане Российской империи, евреи-земледельцы подлежали теперь призыву в армию.
Города Новороссии быстро росли. В них остро ощущалось недостаточное количество торговцев и ремесленников. Естественно, что евреи-колонисты увидели перед собой широкое поле деятельности и бросились на привычные им занятия, обещавшие больший заработок в городах, чем тот который давал им земледельческий труд. Этот факт отмечался современниками: "...во всех городах Новороссийского края встречаются ремесленники из евреев-колонистов. Те из них, которые были побогаче, занялись извозом. В Херсоне и Одессе евреи-колонисты, за неимением других более выгодных занятий, сделались поневоле носильщиками тяжестей, подсевальщиками пшеницы, дроворубами и пр..."
Городские власти хорошо понимали пользу, которую приносят их городам беглые евреи-земледельцы, поэтому не были заинтересованы в их возврате в колонии. Попечительный комитет часто напрасно обращался в городскую полицию с требованиями об их высылке в колонии, но полиция не спешила выполнять эти требования.
После убийства в 1881 г. народовольцами придерживающегося прогрессивно-либеральных взглядов Александра II, наступил исключительно неблагоприятный период для развития еврейского земледелия. Органичной частью политики нового императора Александр III стали антиеврейские меры. 3 мая 1882 г. он утвердил "Временные правила", перекрывшие евреям доступ к земле и окончательно покончившие с политикой привлечения евреев к земледелию. Они стали постоянным законом до марта 1917 г., когда были отменены Временным правительством. Этими правилами евреям даже в черте оседлости запрещалось вновь селиться в сельской местности, приобретать землю и дома вне городов и местечек, арендовать земельные угодья.
Волна антисемитизма, захлестнувшая российское общество в эпоху царствования Александра III, привела к тому, что местные губернские власти стали добиваться упразднения еврейских земледельческих колоний.
Только 1 января 1905 г. законом от 31 мая 1904 г. "еврейские земледельческие колонии на казенных землях Екатеринославской и Херсонской губерний вместе со состоящими в пользовании колоний надельными и запасными землями" были переданы "из ведения Министерства земледелия и государственных имуществ в ведение Министерства внутренних дел" с подчинением их губернским, уездным и местным учреждениям крестьянских дел.
"Особое Еврейское отделение Херсонско-Бессарабского управления земледелия и государственных имуществ и звания Попечителей и Помощников попечителей" были упразднены. Колониальное управление было окончательно упразднено.
Еврейские колонии официально стали селами, хотя в обиходе и в официальных документах их по-прежнему продолжали называть колониями. Однако право собственности на обрабатываемую землю евреи-земледельцы по-прежнему не получили.
Несмотря на трудности и препятствия, в результате упорного труда евреев-колонистов были созданы достаточно прочные крестьянские хозяйства, которые пережили тяжелые годы Первой мировой, революции и Гражданской войны. Перед Первой мировой войной в колониях проживало 42 тыс. человек.
Начавшаяся 1 августа 1914 г. Первая мировая война тяжким бременем легла на колонии. Значительная часть мужского трудоспособного населения колоний была призвана на военную службу. Многие из них погибли или в результате ранений стали инвалидами. Количество посевных площадей и скота в хозяйствах резко уменьшилось. Хозяйства пришли в упадок. В это же время колонии получили пополнение за счет беженцев и выселенцев (изгнанных по безосновательному подозрению в шпионаже в пользу противника) из прифронтовой полосы. Так, в 1915 г. в колониях Новополтавке, Доброй и Ефингаре было размещено 134 семьи (569 человек).
Новые надежды для евреев-земледельцев, так же как для всех евреев России, появились в связи со свержением самодержавия в феврале 1917 г. Февральская революция уравняла евреев в правах с прочими гражданами. Однако надеждам не суждено было сбыться.