Источники:
National Library of Israel. The Center for Jewish Art
United States Library of Congress. Prints and Photographs division
Электронная еврейская энциклопедия. Йеменские евреи
Йеменские евреи - третий по численности еврейский субэтнос после ашкеназов и сефардов.
Считается, что евреи начали селиться в Йемене до разрушения Первого Храма (586 г. до н.э). Более вероятная и поздняя версия связана с торговлей пряностями: Йемен был ключевой точкой на древнем торговом пути, по которому везли из Индии в Сирию пряности и благовония. Так было с III века до новой эры до III века новой эры. Важную роль в этой торговле играли еврейские купцы. II веком новой эры датируются первые материальные следы присутствия евреев на территории Йемена (захоронения).
Согласно одному из преданий йеменских евреев, их предки прибыли в Сабейское царство (юг Аравийского полуострова, современная территория Йемена) при царе Соломоне, после легендарного визита царицы Савской. Документальных источников, подтверждающих существование царицы, не обнаруженно, однако есть упоминания о женщинах-правителях в царствах северной части Аравийского полуострова.
Согласно другому преданию, за несколько десятилетий до разрушения Первого храма 75 тыс. евреев, уверенных в скором исполнении предсказаний Иеремии (21:9), отправились из Иудейского царства на поиски другой плодоносной страны и, перейдя Иордан, через Эдом (горы Сеир) добрались до Йемена, образовав там самостоятельное царство. На призыв Эзры в начале эпохи Второго Храма возвратиться в Эрец-Исраэль ответили отказом, не веря в долговечность еврейского государства, за что они якобы были прокляты Эзрой и, в свою очередь, предали его херему.
Многие семейства йеменских евреев связывают свое происхождение с этими выходцами из Иудейского царства. Согласно легендам, бытовавшим среди евреев района Наджран (цепь оазисов и гор, ныне поделенных между Саудовской Аравией и Йеменской Арабской Республикой), они являются потомками исчезнувших колен.
Йеменские евреи говорили на йеменском диалекте еврейско-арабского языка, близком к арабскому языку окружающего населения. Часть йеменских евреев и в Израиле продолжают общаться между собой на этом этнолекте.
Во II веке произошла миграция в Йемен значительного количества евреев. Между концом IV века н. э. и 525 годом некоторые из царей Химьяра в йеменском городе Дафар (и основная часть элиты) приняли иудаизм. Это следует из найденных монотеистических надписей, «Книги химьяритов» и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-лафиды. По крайней мере два царя совершенно точно упоминаются в этой связи: первым был царствовавший примерно в середине V века Харит ибн Амру, вторым - Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук), правивший в начале VI века.
Предполагается, что в те годы в стране было около 3000 евреев.
Преследования евреев в Йемене начались в X веке.
В начале XIX столетия в Йемене насчитывалось около 30 000 евреев. Им было запрещено носить новую одежду, они не имели права ездить на ослах и мулах и подвергались другой дискриминации. Евреям запрещалось добывать средства существования занятиями, которыми зарабатывали на жизнь мусульмане (например, заниматься земледелием и скотоводством), а также ссужать деньги под проценты. Их свидетельские показания против мусульман не признавались судом. Йеменские евреи платили обычный для всех зимми подушный налог, и кроме того их принуждали выполнять унизительные работы, запрещенные мусульманам или презираемые имию.
Лишь в городе Саада (на севере Йемена) и его округе, в районе Наджран, а также в Хадрамауте (историческая область на юге Аравийского полуострова), где местные правители были фактически автономны или независимы, евреи имели право носить оружие и пользовались рядом гражданских прав. Некоторые из них занимались скотоводством и земледелием, а евреи Наджрана даже не платили джизья (подать зимми за покровительство).
Евреи Йемена
Открытки конца XIX - первой половины ХХ вв.
|
|
|
|
Группа йеменских евреев, нач. ХХ в. Изд-во Frederick Vester And Co, American Colony, Jerusalem |
Йеменская еврейка. Открытка с рисунком Abel Pann (Abba Pfeffermann), Израиль |
Еменский еврей. Открытка с рисунком Abel Pann (Abba Pfeffermann), Израиль |
Палестина. Йеменский еврей читает манускрипт. Изд-во Oriental Commercial Bureau, Порт Саид, Египет |
|
|
|
|
Йеменский еврей (курит трубку). Изд-во Phoenix, Берлин, Германия |
Йеменский еврей (курит трубку). Изд-во Phoenix, Берлин, Германия |
Йеменский еврей. Йеменский еврей (пасет овец). Изд-во Phoenix, Берлин, Германия |
Йеменский еврей (читает книгу). Изд-во Phoenix, Берлин, Германия |
|
|
|
|
Йеменский еврей (возле кладбища). Изд-во Phoenix, Берлин, Германия |
Йеменский еврей. Изд-во Phoenix, Берлин, Германия |
Йеменский еврей, Иерусалим. Изд-во Photo Weyl, Israel |
Йеменские евреи |
|
|
|
|
Йеменский еврей, Иерусалим. Фотограф Шломо Наринский, изд-во Jamal Bros, Иерусалим |
Тот же еврей, что и на предыдущей фотографии. Библиотека Конгресса США |
Йеменская еврейская девушка, Иерусалим, 1921. Фотограф Шломо Наринский, изд-во Jamal Bros, Иерусалим |
Еврейская девушка из Йемена в традиционной одежде |
|
|
Йеменское художественное плетение, Израиль |
Йеменский еврей, 1914. Изд-во American Colony, Jerusalem |
|
|
|
Палестина - "йеменские" мальчики. Изд-во Oriental Commercial Bureau, Порт Саид, Египет |
Открытка была напечатана в Чехословакии |
Йеменские евреи изучают Талмуд. Открытка с репродукцией рисунка Лазаря Крестина, Вена, Австрия |
|
|
|
Разрушенный еврейский квартал в Сане, Йемен, 1909. Фот. Hermann Burchardt, изд. Orient-Verlag, Берлин |
Йеменские евреи. Изд-во Phoenix Leo Winz, Берлин, Германия |
Йеменские евреи. То же издательство, и тоже есть подпись на русском |
|
|
|
Еврейские женщины и дети в Сане, Йемен. Изд-во Sarrafian Bros, Сирия |
Йеменские евреи |
Йеменские евреи во время молитвы |
|
|
|
Старый "йеменец" учит Тору с внуком, Эрец-Исраэль, 1920-е гг. Изд-во K.Hefner and J.Berger, Краков, Польша |
Еврейские дети в Сане, Йемен, до 1909 г. Фото Hermann Burchardt |
Евреи из горной деревни Масвар, Йемен, 1902. Фот. Hermann Burchardt, из журнала "Ost und West", Берлин |
|
|
Сана, Йемен, 1934. Молодой еврей мелет кофейные зерна. Фот. Carl Rathjens, Гамбург, Германия |
Йемен, 1910. Йеменские евреи изучают Талмуд |
Большинство фотографий йеменских евреев было сделано в Земле Израиля, где работало много европейских фотографов и студий. Многочисленность "йеменской" общины способствовала их относительно частому попаданию на открытки разнообразных издательств. Здесь уже не было фактически монополии французов, в отличие от французских колоний Северной Африки, и география изданий немного обширней.
Среди издателей было немало евреев. Одним из них был Лейб Иегуда Винц (Лео Винц), украинский еврей из Глухова. В 1902 году он основал в Берлине художественное издательство «Феникс», которое продавало открытки с еврейскими мотивами из разных стран. Открытки с подписью "Phoenix Leo Winz" или "Phoenix, Berlin" можно увидеть в разных коллекциях и сегодня.
|
Фото из журнала National Geographic за март 1914 года. Подпись: Аравийский еврей. Эти евреи, утверждающие, что являются коленом Гада (одно из 12 потерянных колен - Е.Ш.), проживали веками в Йемене на юге Аравии |
По сравнению с другими еврейскими диаспорами мира, йеменские евреи репатриировались в Землю Изрмиля очень высоким темпом. В 1918 году они составляли 7 % от общего числа евреев Эрец-Исраэль.
К 1948 году, до провозглашения Государства, в Израиле проживали 35 000 йеменских евреев - 40% от всего йеменского еврейства (наибольший процент среди еврейских общин).
В 1949-1950 гг. власти Израиля организовали операцию «На орлиных крыльях», или «Ковер-самолет». Евреи Йемена пешком шли в прибрежный город Аден, откуда их доставляли самолётами в Израиль. В 1952 и 1954 годах были проведены дополнительные аналогичные операции.
За время операции «Ковер-самолет», с мая 1949 по сентябрь 1950 года, было выполнено 430 авиарейсов. В Израиль было эвакуировано 48 818 йеменских евреев. Старики даже не знали, что
такое самолет, и развели во время полета костер, чтобы согреться.
В 1952 и 1954 годах были проведены дополнительные операции, в результате которых ещё несколько тысяч было доставлено в Израиль.
К 2001 году в Йемене осталось около 200 евреев, в основном ремесленники и мелкие торговцы. Самая большая община проживает в городе Амран.
21 марта 2016 в Израиле объявлено, что в результате секретной операции из Йемена вывезены 19 евреев. По заявлению израильских властей, их жизни угрожали хуситы.
Йеменские евреи сохранили многие элементы древней еврейской культуры, утраченные другие общинами. Это относится, в первую очередь, к произношению на иврите и арамейском языке при чтении святых текстов, к прикладному искусству, мелосу и танцу. Вышивка йеменских евреев является одним из частых мотивов в израильской национальной одежде, а искусство ювелиров этой общины, получило развитие в качестве специальной учебной дисциплины в Академии художеств и прикладного искусства Бецалель.