Евреи Туниса, часть 1
Открытки различных издательств конца 19 - начала 20 веков
|
|
|
|
Тунис, раввин. Изд-во Deconcloit |
Еврейка Туниса. Изд-во F.Soler, Tунис |
Еврейка Туниса. Изд-во F.Soler, Tунис |
Еврейки Туниса. Изд-во F.Soler, Tунис |
|
|
|
|
Тунис, еврейская женщина |
Еврейка Туниса. Изд-во A.Geiser, Алжир |
Еврейка (почтовая марка Туниса). Изд-во V.P. Paris |
Тунис. Еврейская женщина в своем доме |
|
|
Тунис, Главный Раввин. Фот. F. Soler, Tunis |
Девушка (На шторе вышиты меноры и свечи). Изд-во V.P. Paris |
Источники:
National Library of Israel. The Center for Jewish Art
U-Jew! Мизрахи - тунисские евреи
Blavatnik Archive
Ebay
Invaluable
Одной из старейших в мире диаспор евреев является тунисская. Известно, что финикийцы и евреи колонизировали территорию современного Туниса примерно в 1100 году до н.э., поселившись, преимущественно в Карфагене. Ко II веку в Карфагене проживала еврейская община численностью около 30 тыс. человек.
Тунисские евреи на протяжении трех веков, вплоть до XIX в. были торговцами и ремесленниками. Практически все экспортно-импортные операции страны находились в руках еврейских бизнесменов. Еврейские купцы находились под опекой тунисских беев, которые в полной мере защищали их интересы. У евреев были монопольные права на лов тунца, добычу кораллов, торговлю шерстью, табаком, страусовыми перьями и не только.
В 1883 году Тунис перешел под протекторат Франции.
К 1948 году в Тунисе было 105 тысяч евреев, и это была третья по величине еврейская община Северной Африки, после Марокко и Алжира.
После обретения Тунисом независимости большинство евреев выехало во Францию и Израиль. К 2004 году в Тунисе оставалось примерно 1,2 тыс. евреев, проживавших в городе Тунис, на острове Джерба, и в городе Зарзис.
Во время французского периода в Тунисе и Франции было издано большое количество открыток с изображениями местных жителей, в том числе и евреев. Мы разделим их на 3 галереи:
- на этой странице можно увидеть изображения евреев Туниса на открытках различных издательств;
- на вторую страницу вынесены открытки еврейского издательства в Париже Levy & Leon и издательства Nurdein Freres, негативы которого впоследствии были выкуплены компанией Levy & Leon (здесь будет не только Тунис, а также немного Алжира и Марокко);
- на третью страницу вынесена продукция фотостудии Lehnert & Landrock с историей одной модели.
|
|
|
Тунис, еврейская девочка. Изд-во Phoenix, Берлин |
Израильская леди |
Тунис, молодая еврейка. Изд-во Royer et Cie, Нанси, Франция |
|
|
|
Еврейская свадьба (Почтовая марка Туниса) |
Еврейская семья (Почтовая марка Туниса) |
Еврейская женщина и девочки (предположительно, Тунис) |
Еще одним крупным издателем, который печатал открытки в конце ХIХ века, был француз J. Andre Garrigues (1851 - 1901). Его фотостудия находилась непосредственно в Тунисе. На открытки наносился логотип Photo. Carrigues, Tunis.
|
|
|
|
Еврейская танцовщица |
Молодая еврейка |
Евреи на ослах |
Еврейский домашний наряд |
|
|
|
|
Молодая еврейка |
Еврейские девочки |
Еврейка (Почтовая марка Туниса) |
Раввин |
|
|
|
Еврейские ученицы |
Та же открытка в цвете |
Обряд обрезания проводит моэль Анжело Натаф, 1909 |
|
|
Еврейки на кладбище |
Та же открытка с подписью и логотипом |
Можно заметить любопытный момент - J. Andre Garrigues издавал серии открыток, на которых была изображена одна и та же модель. Например, серия из 3 снимков с пожилой женщиной, или "многосерийная" фотосессия с колоритной моделью, подписанной на открытках "Grosse Juive" - "Большая (или толстая) еврейка". Вполне вероятно, что существуют и другие снимки из этих серий.
|
|
|
|
Старая еврейка (Почтовая марка Туниса) |
Та же старая еврейка. На этом снимке она улыбается |
И она же, вероятно, с дочерью (Почтовая марка Марселя, Франция) |
Еврейка, городской наряд |
|
|
|
|
И та же женщина, с подписью "Большая еврейка" |
Та же открытка в цвете и с деталями интерьера |
И опять та же Большая еврейка и тот же интерьер |
Справа - наша знакомая. Обратите внимание на пол на всех фото - снимали в одном помещении |
|
|
Здесь та же женщина сидит на диване (Почтовая марка Туниса) |
Большая еврейка. Возможно, это уже другая женщина, сложно сказать |
Кстати, почему на фотографиях так много толстых женщин? Ответ на этот вопрос очень занимательный. Предоставим слово известному французскому писателю Ги де Мопассану, который побывал в Тунисе в конце 19 века:
Спустимся с нашего холма и войдем в город (Тунис - пр. ред.). Он состоит из трех совершенно отдельных частей: французской, арабской и еврейской.
На самом деле Тунис — не французский и не арабский город, это город еврейский. Это одно из редких мест на земном шаре, где еврей чувствует себя дома, словно на родине, где он почти явный хозяин, где он держится со спокойной уверенностью, хотя еще немного боязливой.
Особенно интересно видеть и наблюдать его здесь, в этом лабиринте узеньких улочек, где движется, суетится и кишит самое яркое, пестрое, расфранченное, переливающееся всеми цветами радуги, драпирующееся в шелка красочное население, какое только можно встретить на всем этом восточном побережье.
Где мы? В стране арабов или в ослепительной столице Арлекина, наделенного высоким художественным чутьем, друга живописцев, неподражаемого колориста Арлекина, который забавы ради вырядил свой народ с умопомрачительной фантастичностью? Этот божественный костюмер побывал, наверно, и в Лондоне, и в Париже, и в Петербурге, но, вернувшись оттуда, полный презрения к северным странам, расцветил своих подданных с безошибочным вкусом и с беспредельным воображением. Он не только пожелал придать их одеждам изящный, оригинальный и веселый покрой, но и применил для раскраски тканей все оттенки, созданные, составленные, придуманные самыми утонченными акварелистами.
Одним лишь евреям он предоставил резкие тона, хотя и запретил им слишком грубые сочетания цветов и с благоразумной смелостью ограничил яркость костюмов...
...Это волшебная процессия цветов от самых блеклых оттенков до самых ослепительных, но и последние тонут в таком потоке сдержанных тонов, что ничто не кажется резким, нет ничего кричащего, ничто не бьет в глаза на улицах — в этих светлых коридорах, бесконечно извивающихся, стиснутых между низкими, выбеленными известью домами.
Эти узкие проходы то и дело наводняются какими-то оплывшими существами, бедра и плечи которых покачиваются, еле протискиваясь в этих проходах. Существа эта носят остроконечный головной убор, часто посеребренный или позолоченный, словно колпак волшебницы; сзади с него спадает шарф. На их чудовищных телах — колыхающихся и вздутых горах мяса — надеты просторные блузы ярких цветов. Бесформенные ляжки заключены в узкие, обтягивающие белые кальсоны. На икрах и щиколотках, налитых жиром, вздуваются чулки или — если одежда праздничная — нечто вроде чехлов из золотой или серебряной парчи. Они тяжело выступают, волоча туфли без задников, так что пятки шлепают по мостовой. Эти странные, расплывшиеся создания — еврейки, прекрасные еврейки!
Как только юные дочери Израиля приближаются к брачному возрасту, к тому возрасту, когда за ними начинают ухаживать богатые мужчины, они мечтают о том, чтобы растолстеть: ведь чем женщина грузнее, тем больше чести мужу и тем больше у нее шансов выбрать его по своему вкусу.
В четырнадцать, в пятнадцать лет эти девочки стройны и легки, дивно красивы, изящны и грациозны. Их бледный, немного болезненный, прозрачно-нежный цвет лица, их тонкие черты, столь мягкие черты древней и усталой расы, кровь которой никогда не освежалась, их темные глаза под ясным лбом, придавленным черной, тяжелой, густой массой всклокоченных волос, их гибкие движения, когда они перебегают от одной двери к другой, — все это наполняет еврейский квартал Туниса видениями соблазнительных маленьких Саломей.
Но вот они начинают думать о супруге. Тут наступает пора того невообразимого объедания, которое скоро превращает их в чудовища. Соблюдая неподвижность после ежедневного приема по утрам пилюль из трав, возбуждающих аппетит и раздражающих желудок, они целые дни едят тяжелые, жирные печения, от которых невероятно толстеют. Груди вздуваются, животы вспухают, зады округляются, бедра ширятся, покрываясь жиром; кисти рук и щиколотки исчезают в тяжелых складках мяса. И любители собираются, осматривают их, сравнивают, восхищаются ими, как на выставке откормленного скота. До чего же они красивы, соблазнительны, очаровательны, эти необъятные невесты!
Тогда-то и можно встретить эти чудовищные фигуры, увенчанные острым конусом, называемым куфия, с которого свисает на спину бехкир, одетые в развевающиеся широкие кофты из простого полотна или яркого шелка, в белых или вышитых, узких, как трико, панталонах, обутые в шлепанцы, называемые саба, — существа, невыразимо странные, но лица которых на этом гиппопотамовом теле часто еще хранят былую красоту.
У себя в домах, куда нетрудно проникнуть в субботу, в священный день, в день праздника и визитов, девушки принимают подруг в выбеленных комнатах, где они сидят одна подле другой, как символические идолы, покрытые шелками и блестящей мишурой, богини из плоти и металла с золотыми гетрами на ногах и золотым рогом на голове!
Все богатство Туниса в их руках, или вернее, в руках их мужей, всегда улыбающихся, всегда приветливых и готовых к услугам. Вероятно, через несколько лет они превратятся в европейских дам, будут одеваться по французской моде и, подчиняясь моде, начнут поститься, чтобы похудеть. Тем лучше будет для них и тем хуже для нас, зрителей...
От Алжира до Туниса. Из сборника «Бродячая жизнь», 1890. Перевод Г.Рачинского.