Евреи Бухары. Часть 2

Источники:

 

- Фотолаборатория Музея антропологии и этнографии АН СССР. Бухарские евреи, Дудин С.М.

- Humus. Бухарские евреи Самарканда: экспедиционные фотографии С.М. Дудина

- Костенко Л.Ф. Путешествие в Бухару русской миссии

История бухарских евреев и первая часть галереи здесь.

Самуил Мартынович Дудин - этнограф, художник и фотограф, родился в местечке Ровное Херсонской губернии (сейчас - с. Ровное Кировоградской области, Украина). В 1902 году по его инициативе при Русском музее в Санкт-Петербурге был организован этнографический отдел, ставший основой первого в империи Этнографическрго музея.

В  1900–1902 годах Дудин совершил три экспедиции в Туркестан и Бухарский эмират с целью создания этнографического фотоальбома. Среди сотен фотографий есть и зарисовки из «Махалла-и яхудиён» - еврейского квартала в Самарканде.

---------

В 1870 г. туркестанский генерал-губернатор
Константин фон Кауфман отправил в Бухару политическую миссию, в составе которой был военный востоковед, впоследствии генерал-майор Лев Костенко. Приведу некоторые цитаты из его мемуаров. Первая - это просто классика жанра.

... Каждый приезжающий в Самарканд русский считает долгом посетить еврейский квартал, в виду той приязни, какая установилась между освобожденными евреями и их освободителями, русскими (В 1868 г. русские захватили Самарканд, где "освобождаемые" ими евреи относительно спокойно проживали с 13 века - Е.Ш.)

...Обстановка жизни самаркандских евреев не на столько грязна, как это можно было бы предполагать по сравнению с нашими западными евреями. Здесь, напротив, евреи живут даже чище, сравнительно с мусульманским населением.

... Я посетил еврейского старшину, который, вместе с тем, и главное духовное лицо, «калентар», что отвечает известному в Европейской России слову «раввин». Затем я отправился осматривать еврейскую синагогу, которая здесь именуется «кинеса». В одном дворе расположены две синагоги, отличающиеся простотою постройки и чистотою, в какой они содержатся. Тут же и школа для мальчиков.

... Еврейское население отличается весьма красивым типом. Еврейки ходят в своем квартале с открытым лицом; они закрываются волосяною сеткою только в том случае, когда вступают в мусульманскую часть города.
Особенность костюма здешних еврейских женщин составляют серьги, вдетые не в уши, а в нос.

...Еврея еще издали можно узнать по длинным черным пейсам, которые с висков, локонами, спадают до плеч. Остальные волосы на голове они сбривают. Евреи носят тюбетейку и островерхую шапку, но чалма им строго воспрещена Кораном.

Самарканд. Фотографии

экспедиции

Самуила Дудина, 1902

«Махалла-и яхудиён» — еврейский квартал в Самарканде «Кинесои Гумбаз» - Купольная синагога Занятие учителя с мальчиками на открытой террасе синагоги Кинесои Гумбаз
«Махалла-и яхудиён» — еврейский квартал в Самарканде «Кинесои Гумбаз» - Купольная синагога Занятие учителя с мальчиками на открытой террасе синагоги Кинесои Гумбаз
Портреты евреев на улицах Самарканда Юноша в халате, камзоле из шелка с абровым узором и тюбетейке из парчовой ткани Юноша в камзоле и тюбетейке Бухарский еврей
Портреты евреев на улицах Самарканда Юноша в халате, камзоле из шелка с абровым узором и тюбетейке из парчовой ткани Юноша в камзоле и тюбетейке Бухарский еврей
Бухарский еврей в тюбетейке Бухарский еврей Юсосие Калонтаров, сын Давида Калонтарова Женщина в свободном платье и мужчина в камзоле
Бухарский еврей в тюбетейке Бухарский еврей Юсосие Калонтаров, сын Давида Калонтарова Женщина в свободном платье и мужчина в камзоле
До 1843 года евреи Самарканда жили среди местных мусульман. В 1943 они получили разрешение на приобретение участка земли, на котором был основан еврейский квартал. «Махалла-и яхудиён» вскоре стал одним из самых колоритных мест города.

Центральным местом квартала была «Кинесои Гумбаз» - Купольная синагога, построена в 1891 г. Её главной особенностью была куполообразная крыша, что не характерно для синагог Средней Азии. Во дворе синагоги находился хауз - небольшой водоем, около которого проводили свободное время прихожане. Спускались к водоему с открытой тенистой террасы. Двор с хаузом окружало пять отдельных помещений для молитвы.

Это вторая (после синагоги Канесои Калон) по возрасту среди всех когда-либо существовавших синагог в Самарканде. Надпись на иврите в синагоге гласит: «Синагога была воздвигнута по воле и на средства раввина Рафаэла бен Моше Носи Калонтара в память о жене Споро. Руководил строительством Давид - сын Аврома Хамоми. 5651 (1891) год».
По рассказам внуков Рафаэла Калонтара, сам глава общины и хозяин так и не успел помолиться в этой синагоге - он умер от эпидемии холеры в Самарканде в том же 1891 году.

Всего в Самарканде было около 30 синагог.
Канесои Гумбаз была построена рядом с еврейским хаммамом (баней), так же, как и баня, спланирована по купольной системе (отсюда и название синагоги - Гумбаз, что с персидского, таджикского и еврейско-таджикского языков означает "купол".

Синагога никогда не закрывалась, является действующей и по состоянию на 2024 год.
Семья главы еврейского квартала Самарканда Давида Колонтарова «Кучки» (Суккот). Сукка пристроена к стене дома Давида Колонтарова
Семья главы еврейского квартала Самарканда Давида Колонтарова «Кучки» (Суккот). Сукка пристроена к стене дома Давида Колонтарова
Руководил кварталом калонтар (староста), избираемый обществом, но на практике дело обстояло несколько иначе. Во время экспедиций Дудина калонтаром был Давид Калонтаров (тот самый строитель синагоги), и по фамилии уже видно, что он был не первым руководителем квартала в своем роду. 

После смерти одного из инициаторов создания еврейского квартала Моше бен Абулхаира, руководившего самаркандской общиной с 1836 по 1878 г., сначала калонтаром стал его старший сын Рафаэль, а с 1891 по 1921 г. общину возглавлял младший сын - Давид.

В функции калонтара и его помощников входило разбирательство спорных гражданских, семейных и уголовных вопросов, возникавших между евреями общины.
Двор дома богатого еврея. Подобных домов, принадлежавших наиболее состоятельным бухарским евреям, в квартале было более десяти Двор дома богатого еврея. Для отделки домов приглашали лучших узбекских и таджикских мастеров резьбы и художников
Двор дома богатого еврея. Подобных домов, принадлежавших наиболее состоятельным бухарским евреям, в квартале было более десяти Двор дома богатого еврея. Для отделки домов приглашали лучших узбекских и таджикских мастеров резьбы и художников
Молодые бухарские евреи Группа женщин с детьми в еврейском квартале Дети в еврейском квартале
Молодые бухарские евреи Группа женщин с детьми в еврейском квартале Дети в еврейском квартале
Обязательным для мужского костюма в Средней Азии являлось опоясывание одежды. Вид пояса, материал или декоративная отделка, манера ношения традиционно свидетельствовали об социальной принадлежности. У бухарских евреев до присоединения Средней Азии к России такую знаковую функцию во «внешнем» костюме, который они носили среди мусульманского населения, выполнял пояс в виде веревки, предписанный им в качестве одного из «отличительных знаков» исламским законодательством.
В домашней обстановке и в своем квартале использовали и пояса из полотнища ткани или платка, сложенного по диагонали, и кожаные пояса с металлическими пряжками ювелирной работы, какие у соседних таджиков и узбеков носили только представители власти.

Основу женского костюма составляли штаны, платье и головной убор. Традиция иудаизма и мусульманское законодательство не требовали, чтобы еврейские женщины скрывали лицо и фигуру под особым одеянием. Особый интерес представляют старинные головные уборы: таджички и узбечки в начале ХХ века такие уже не носили (только старухи). Лачак – полотнище белой ткани, повязанной так, что одна ее сторона закрывает грудь, и сверху завязанный сзади небольшой платок. Интересен также приколотый у одной из женщин букетик цветов – типично только для бухарских евреек.
Особой популярностью среди евреев в этот период пользовались камзолы (камзул), которые имели более сложный крой, чем халаты: плечевые швы, вшивной рукав, застежку на пуговицы или крючки. Камзолы шили из кустарных и фабричных тканей – хлопчатобумажных и шелковых, полосатых и с абровым узором, из тканей в клетку и с растительным узором. Такие камзолы у бухарских евреев в конце XIX – начале XX века носили мужчины всех возрастов и социального статуса. Камзолы у бухарских евреев появились раньше, чем у таджиков и узбеков, и получили широкое распространение, представляя в конце 19-начале 20 века типичный для них вид одежды.

Юноши и молодые мужчины у бухарских евреев носили «каллапуш» - тюбетейки как самостоятельный головной убор. Абровый узор (от тадж., узб.«абр» - «облако») наносился на нити перед тканьем путем последовательной перевязки (резервации) и окрашивания фрагментов будущего рисунка. В процессе окраски краска немного затекала под зарезервированные участки и узор получался с расплывчатыми, «облачными», контурами. Бухарские евреи не занимались ткачеством, но в своей одежде использовали ткани, которые традиционно вырабатывали таджики и узбеки.
Бухарские еврейки, в отличие от женщин мусульманского населения, имели большую социальную свободу. Они не скрывались от посторонних и охотно позировали фотографам: благодаря этому в коллекции много фотографий бухарских евреек, что дает возможность составить реальное представление об их традиционном костюме.

Женщины надевали на голову платок «дурра» и верхний платок «румоли пулакчи».
Дурра, нижний платок, представлял собой небольшой платок, сложенный по диагонали, или кусок какой-нибудь шелковой или парчовой ткани треугольной формы, который, прикрывая лоб, завязывали узлом на затылке. Он использовался также в качестве верхнего платка, который надевали на платок большего размера.

Типичным для бухарских евреек был и «румоли пулакчи» - платок треугольной формы из хлопчатобумажного тюля в мелкую сетку и расшитый круглыми металлическими серебристыми бляшками. Впервые такой платок надевала невеста во время бракосочетания под свадебным балдахином хуппа. После замужества женщина могла носить «румоли пулакчи» с нижним платком в качестве праздничного головного убора.

Женщины носили платья из шелка, орнаментированного в технике «батик». Такую ткань вырабатывали из нитей, полученных путем сухой размотки коконов, благодаря чему она получалась очень тонкой и легкой. Это был единственный вид тканей, изготовлением которых и их орнаментацией занимались бухарские евреи. Они шли на женские платки и платья. Считается, что это искусство еврейские ремесленники принесли в Среднюю Азию из Персии.
Женщина с ребенком. На голове лачак - большой платок, концы которого, перекрещиваясь под подбородком, завязаны сзади на шее Женщина в платке «дурра» и верхнем платке «румоли пулакчи» Бухарская еврейка в платье, шелковом налобном платке поверх нижней шапочки и приколотым к ней букетиком цветов Девушка в платье и тюбетейке, с амулетом - хамсой
Женщина с ребенком. На голове лачак - большой платок, концы которого, перекрещиваясь под подбородком, завязаны сзади на шее Женщина в платке «дурра» и верхнем платке «румоли пулакчи» Бухарская еврейка в платье, шелковом налобном платке поверх нижней шапочки и приколотым к ней букетиком цветов Девушка в платье и тюбетейке, с амулетом - хамсой

Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Donate
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Donate
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved
Jewish towns of Ukraine