Здесь Вы можете оставить комментарий или дополнить статью
После проверки модератором Ваш комментарий будет опубликован
Городница, 2017


Городница

Житомирская область

На въезде в Городницу Свято-Георгиевский ставропигиальный монастырь Памятник советским солдатам. Фото kultura-nv.at.ua Даже не знаю, сохранились ли эти будденовцы. Фото kultura-nv.at.ua
На въезде в Городницу Свято-Георгиевский ставропигиальный монастырь Памятник советским солдатам. Фото kultura-nv.at.ua Даже не знаю, сохранились ли эти будденовцы. Фото kultura-nv.at.ua
Источники:
Еврейская энциклопедия Брокгацза и Ефрона;
Morfindel. Городница: историческо-краеведческий опус;

Памятная книга "Звилл" (идиш. наименование Звягеля, сейчас - Новоград-Волынский). Перевод Леонида Когана.
Изделия фарфорового завода prostir.museum

Фото:
Евгений Шнайдер
Городница - бывшее местечко Новоград-Волынского уезда Волынской губернии. Поселение возникло в начале XVII века, впервые упоминается в одном из житомирских городских актов 1683 года. Принадлежало князьям Чарторыйским и Любомирским.
В 1799 году Иосиф Клеменс, князь Чарторыйский, основал в Городнице фаянсовый завод. С 1856 года на нем начинают производить фарфор.
С 1882 по 1917 годы арендатором завода был еврейский предприниматель А. Ф. Зусман.
Завод был основным градообразующим предприятием Городницкого района. Закрылся он относительно недавно, в конце 2000-х.

В 1847 году в Городнице проживало 427 евреев, в 1897 году - 1310 евреев из 2314 жителей (56,6 %).

В справочнике "Весь Юго-Западный край" за 1913 год можно увидеть, что владельцы абсолютно всех магазинов и лавок имеют характерные имена и фамилии. Евреями были также оба врача земской больницы.
Вот что о Городнице вспоминает выходец из этого местечка, оставивший очерк для памятной книги Новоград-Волынского под инициалами "Б.В.":

Евреи местечка были, в основном, хасидами. Также было и множество маскилим. Ортодоксы не были фанатами и относились толерантно к маскилим и атеистам. В местечке насчитывалось 5 синагог и молитвенных домов, а также один хасидский клойз.

До 1905 года в Городнице не было сионистских обществ, однако некоторые евреи
снмпатизировази палестинофильской идее, платили членские взносы (3 рубля в год) в
Одесский комитет, покупали акции Колониального банка и в канун Йом Кипур ложили в миски пожертвования на заселение Эрец-Исраэль. Эта деятельность проводилась по
инициативе и под наблюдением Гершгорна, казенного раввина соседнего Кореца. Он
приезжал в местечко один-два раза в год для исполнения своих обязанностей.

Первое сионистское общество под названием "Герцль" основали 20 тамуза 5665 года (июль 1905)
шесть 16-17-летних юношей. Число членов росло, и вскоре превысило сто. Среди них
было много рабочих, которые разочаровались в первой революции и покинули «Бунд». Сионисты господствовали в еврейском обществе местечка до 1917 года. Они основали общественную
бибпиотеку, усовершенствовали хедер, в котором обучали ивриту, арифметике и
русскому языку, создали благотворительные учреждения.
Рэб Шае-Бэр блаженной памяти - габай Большой синагоги. Это был общественный деятель старого поколения, уважаемый человек, умевший настаивать на собственном мнении. Его дом был всегда открыт настежь для всех нуждающихся, хотя он не был богат. Люли обращались к нему и за советом. Он имел авторитет не только внутри еврейской общины, но и у властей местечка и уезда, сделал много для отмены или смягчения приговоров в отношении некоторых людей при царе и затем при украинском правительстве. Этот еврей хотел построить большую красивую синагогу и посвятил этой цели многие годы своей жизни. Строительство синагоги, достойной большого города, стоило десятки тычяч рублей. Никто не знал, где он достал столько денег. Рэб Шае-Бэр постоянно заботился об усовершенствовании здания.

Когда Городница отошла к Советской Украине, и делами евреев стала заправлять евсекция, последняя начала конфискацию молитвенных домов в местечке. Однако с Большой синагогой ничего не вышло, потому что р. Шае-Бер противился изо всех сил. Иногда он добивался отмены приказа у местных властей. А если не удавалось получить поддержку, этот 70-летний старик ие успокаивался и, несмотря на бездорожье, несколько раз совершал поездки в Харьков, подавал петиции во ВЦИК против Евсекции, и несколько раз приказ о конфискации Большой синагоги отменялся.

Через некоторое время донесли на его зятя, что он - сионист, и того вместе с дочерью и
двумя маленькими внуками выслали в Сибирь. В конце концов, Евсекции удалось конфисковать единственную оставшуюся в местечке синагогу и превратить ее в склад зерна. С огорчением и болью старый подавленный р.Шае-Бер покинул местечко, переехал в Житомир и умер там после нескольких лет одиночества.
Рэб Фроим Куперштейн, управляющий завода, знаток святого Письма, маскил,
знавший несколько языков - русский, французский, немецкий и т.д.  - был зятем гаона
р. Шлойме Болеховера. Его слушались не только еврейские и украинские рабочие, но и все, кто имел с иим деловые отношения. Все уважали и ценили его за честность и мужество. Его рука была щедрой для общественных нужд и благодеяний, и все знаменитости, приезжавшие в местечко, стояли рано утром у дверей его скромной
квартиры на территории завода. Жители местечка сдавали ему на хранение свои сбережения только по обычной расписке, так как он остерегался подписываться на векселях и пользовался у всех доверием.
После того, как местечко перешло на советскую сторону, большая часть сионистских
деятелей покинула его и продолжала свою работу в Польше. Несколько активистов
нелегально продолжали и при советской власти заниматься в местечке сионистской
работой, особенно в области ивритской культуры. Двое из них были сосланы в Сибирь.

Следует упомянуть нескольких почтенных людей местечка:

«Меламед», р. Вольф Дондер, ставший родоначальником поколения ивритских
сионистских маскилим. Его отец был мясником, простым евреем и жертвователем. Своим
сыновьям он не дал особого воспитания, и когда они выросли, то помогали ему на бойне и
в мясной лавке. Исключение составлял вышеупомянутый Вольф. Кроме того, что он был
знатоком Геморы с комментариями и талмудической литературы, Вольф увлекался также
Гаскалой и изучал основательно ТаНаХ, иврит, новую литературу, а также русский язык.
Он также писал время от времени и посылал из местечка в «Га-Мелиц» и «Га-Цфира»
статьи и письма под псевдонимом Нэр Дор. Работая меламедом, р. Вольф формально не считался сионистом, но своих учеников воспитывал в сионистском национальном духе, особенно на уроках ТаНаХа и еврейской истории. Он с трудом зарабатывал на хлеб, но всегда оыл весел и рад своей участи. К ученикам р. Вольф относился как старший товарищ и помогал им советом
и наставлением. Эта связь сохранялась долгие годы после того, как они покинули стены
хедера и местечко.
В 1920-х годах Городница была центром еврейского национального поселкового совета. За время советской власти еврейское население значительно выросло за счет выходцев из окружающих сел.
Во время немецкой оккупации евреи, которые не успели эвакуироваться - 21 человек - были расстреляны на еврейском кладбище.
После войны евреи вернулись в Городницу, и со временем выехали в другие города или Израиль. Сегодня (2017) здесь проживают 6 евреев. 
Выборка из справочника "Весь Юго-Западный край", 1913 Клейма фарфорового завода, арендуемого Зусманом
Выборка из справочника "Весь Юго-Западный край", 1913 Клейма фарфорового завода, арендуемого Зусманом
Как и в любом местечке, на кладбище есть свой цадик - рабби Исроэль бар Ицхак
Как и в любом местечке, на кладбище есть свой цадик - рабби Исроэль бар Ицхак
Довоенная продукция фарфорового завода
Довоенная продукция фарфорового завода
Здание синагоги в 2011 году, фото morfindel
Здание синагоги в 2011 году, фото morfindel
А вот этот кошмар увидели мы. Оторвать бы руки за такой "ремонт" Видел бы это Шае-Бер - умер бы еще раз
А вот этот кошмар увидели мы. Оторвать бы руки за такой "ремонт" Видел бы это Шае-Бер - умер бы еще раз
На старом кладбище
На старом кладбище
2 братские могилы расстрелянных евреев Можно разобрать несколько имен: Иегуда бар Ашер, Яков бар ..., Довид бар Исроэль Сторож, погибший во время налета бандеровцев Братья-красноармейцы, погили во время войны
2 братские могилы расстрелянных евреев Можно разобрать несколько имен: Иегуда бар Ашер, Яков бар ..., Довид бар Исроэль Сторож, погибший во время налета бандеровцев Братья-красноармейцы, погили во время войны
Jewish Religious community of
Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved


Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины