Здесь Вы можете оставить комментарий или дополнить статью
После проверки модератором Ваш комментарий будет опубликован
Город-монастырь, город-крепость, город-анекдот, Волынский Иерусалим - всё это в определённые периоды истории можно было сказать о Бердичеве.

Бердичев известен с 1320 года, когда эта местность была подарена Великим князем Литовским Гедимином роду Тышкевичей. Годом основания Бердичева считается 1546 год. В начале XVII века воевода князь Януш Тышкевич построил в Бердичеве замок, а в 1627 году был основан монастырь католического нищенствующего ордена босых кармелитов. Кармелиты, видать, были товарищами умными - помнили, как закончил Орден Тамплиеров, который был богаче самого короля. Филипп Красивый орден разогнал, тамплиеров повырезал, а бабки, естественно, присвоил. А тут и взять нечего, даже обуви нет. А зимой кармелиты, наверное, залегали в спячку...

Дальнейшее развитие Бердичева связано с процветанием монастыря, в котором находилась чудотворная икона. Какие чудеса она творила - науке, правда, неизвестно. Монастырь имел школу, библиотеку и типографию.

Житомирская область

Бердичев

Бердичев, 2007 г., 2015 г.


Возле реактивной установки залпового огня
Возле реактивной установки залпового огня
А эти тапочки - последний писк бердичевской моды. Версаче отдыхает!
А эти тапочки - последний писк бердичевской моды. Версаче отдыхает!
В 1765 году в Бердичеве проживало 1220 евреев, в 1798 - 4820, в 1860 - 50 399 (92,6% !!!), в 1910 - 57 209 (77%), в 1926 - 30 812 (55,6%), в 1939 - 23 266 евреев.

В послевоенные годы Бердичев оставался крупным еврейским центром, в 1959 г. здесь проживало около 6300 (11,8% от всего населения), в 1970 - ок. 5700 (8%), в 1979 - 4637 (5,8%), в 1989 - 3512 евреев (3,9%). Несколько сотен евреев проживают здесь и сегодня.

Первое упоминание о евреях Бердичева датировано 1593. К нач. 18 в. создан кагал. В 18 в. община Бердичева - одна из крупнейших и влиятельных общин, город называли "Волынский Иерусалим".
В 1765 король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский учредил в Бердичеве 3 ежегодные ярмарки, что привлекало сюда большое количество купцов (уже тогда евреи составляли большинство населения города). В 18 в. получили широкую известность раввины Б. Иекутиель-Залман, Мойше-Авром бен Иехиель-Михель, Элиэзер Либер, Иосиф Гальперин.
К 1785 Бердичев приобрел статус одного из центров хасидизма на Украине, раввином стал Леви-Ицхок из Бердичева. С 1798 в действовала еврейская типография, с нач. 19 в. Бердичев являлся центром еврейского книгопечатания на Украине и в России.

С 1812 в Бердичеве селились многочисленные евреи-ремесленники. До середины 19 в. город был  крупнейшим ярмарочным и торговым центром Украины, где одновременно развивались фабричная промышленность и ремесла, действовали крупные еврейские фирмы (Манзон, Ефрусси, Моисей Исаакович Горвиц, Леон и Израиль Френкели, Трахтенберг и др.), в нач. 1850-х гг. имелось 8 еврейских банкирских домов.

Во время Крымской войны 1853-56 купцу Горвицу и банкиру И.Гальперину была объявлена высочайшая благодарность за оказание благотворительной помощи армии. Во 2-й пол. 19 в., в связи с перемещением центра торговли в Киев и сокращением торговых оборотов, усиленно развивались промышленность и ремесла (среди евреев-ремесленников имелись ювелиры, портные, сапожники, башмачники, седельники, часовщики, оружейники, резчики, столяры, фортепьянщики, токари, кузнецы, слесари, бондари, плотники, маляры, стекольщики, медники и др.).
В 1856 в Бердичеве действовали 53 синагоги, 89 хедеров; в 1860 - 52 синагоги, еврейская богадельня, 100 хедеров; в 1907 - 78 синагог; в 1910 - 67 синагог, 2 еврейских кладбища.
Среди евреев-ремесленников 6 тыс. чел. занимались произ-вом обуви, 2 тыс. - дерево- и металлообработкой; 20% евреев находились за чертой бедности и жили за счет благотворительности.
С нач. 19 в. среди евреев Бердичева получили распространение идеи Гаскалы. По инициативе писателя и публициста И.-Б.Левинзона в нач. 1820-х гг. создан кружок любителей просвещения. В 1850 и 1860 в Бердичеве открыто 2 казенных еврейских училища 1-го разряда (наряду с ними действовал ряд частных еврейских уч-щ), благодаря усилиям д-ра И.Роттенберга в Бердичеве была основана гимназия и учреждена общественная библиотека. В 1856 при содействии изв. деятеля Гаскалы Аврама Менахемовича Ратгауза был открыт пансион для девушек.

В 1913 в Бердичеве - 21 еврейское учебное заведение (в т. ч. казенное 2-классное еврейское уч-ще). Действовал театр (его здание сооружено на средства врача и предпринимателя Давида Михайловича Шеренциса), работали 3 кинотеатра, несколько библиотек, клубы, муз.-драм. общество, общество любителей древнееврейского языка.
В 1912 в Б. имелись еврейская больница (гл. врач - Озиас Григорьевич Шперлинг), еврейский род. дом, еврейский сиротский дом, обществово взаимного вспоможения приказчиков и коммерч. служителей из евреев.

В Бердичеве жили и работали Менделе Мойхер-Сфорим и Шолом-Алейхем, отразившие в своих произведениях образ Бердичева как типичного еврейского города. В 1885-1910 действовало еврейское издательство Хаима-Якова Шефтеля.

В 1902 в Бердичеве возник городской комитет Бунда, в 1910 - группа «Поалей Цион».
В 1902-05 в Бердичеве  работала подпольная типография Бунда.
В феврале 1918 вступившие в город части гайдамаков устроили погром. 5-6 янв. 1919 в Б. произошел один из первых погромов, учиненных красноармейцами (17 чел. убиты, 40 ранены, сотни избиты и ограблены).

С нач. 1920-х гг. шел процесс переселения евреев из местечек в Бердичев. Власти превратили хоральную синагогу в «клуб воинствующих безбожников», большинство синагог было закрыто. В 1921 в Бердичеве было создано отделение Евсекции.

Одновременно интенсивно развивалась культурная жизнь Бердичева. В 1918 при клубе им. Бронислава Гроссера создана еврейская драм. секция. В 1920-х гг. книгоиздатель Меир Эпштейн издавал и распространял религиозную литературу.
В нач. 1920-х гг. в Бердичеве действовали подпольные сионистские молодежные организации.
В 1928 открыт ист.-культурный заповедник с мемориальными комнатами Шолом-Алейхема и др. деятелей еврейской культуры.
До сер. 1930-х гг. действовала сеть еврейских школ, выходила на идише газета «Дер арбетер» (10 номеров в месяц).
В 1924 в Бердичеве создан первый на Украине суд, где делопроизводство велось на идише. В ряде гос. учреждений идиш признан официальным языком (наряду с укр. и рус.).

17% евреев Бердичеве в 1934-35 были лишены избирательных прав (т. н. лишенцы). В 1930-х гг. все культурные и просветительские еврейские учреждения ликвидированы, к 1941 еврейская культурная жизнь в Бердичеве фактически прекратилась. В сер. 1930-х гг. в городе действовала подпольная любавичская иешива.
Оборотки студийных фото бердичевских фотографов У всех характерные фамилии)
Оборотки студийных фото бердичевских фотографов У всех характерные фамилии)
От Соборной перемещаемся к самой интересной на сегодня изюминке Бердичева - монастырю Босых Кармелитов, с крепостными стенами, артиллерийскими башнями и подъемным мостом. Когда-то его защищали 60 пушек! Монахов, небось, вся округа боялась. Шаолинь против бердичевского монастыря - все равно что погремушка против пулемета... 
На территории монастыря очень интересный музей. Вход бесплатный, правда, возле входа стоит коробка для благотворительной помощи. Кладете, сколько считаете нужным.
Самое оригинальное в этом музее - здоровенные розовые тапочки, в которые Вас обуют при входе. Неудивительно, что кармелиты предпочитали быть босыми...
Город состоял из нескольких частей. Основными были так называемые “Старый город” и “Новый город”. Кроме того, выделялась “Та сторона реки”, где жило меньше евреев, и окраина “Старого города” -“Пески”, где жили евреи-ремесленники и люмпены.

В “Старом городе”, населенном в основном мелкими торговцами, ремесленниками, религиозными деятелями, больше ощущалось религиозно-хасидское влияние. Здесь находились клер (разновидность синагоги) цадика Лейви-Ицхока, “Большая старая синагога”, множество синагог по специальностям ремесленников и другим признакам прихожан, а также начальные религиозные школы-хедеры. Общеупотребляемым языком здесь был оригинальный, сочный, красочный идиш, обогащенный украинскими и польскими элементами, которые привносило окружающее нееврейское население, в частности, сельские жители, с которыми евреи общались на ярмарках.

В “Новом городе” жили преимущественно купцы, промышленники, интеллигенция. Кроме шикарных хоральной и новогородской синагог, здесь находились театр, коммерческое училище, несколько гимназий. Здесь старались говорить по-русски, что тогда означало “по-интеллигентному”. Овладевая русским языком, здешние евреи делали шаг в “большой мир”. Этот русский язык “нуворишей” остроумно обрисовал своим острым пером Шолом-Алейхем. Здесь, в отличие от “Старого города” и “Песков”, в основном застроенных небольшими одноэтажными глинобитными домиками, стояли богатые кирпичные особняки, где жили купцы, промышленники, врачи, адвокаты, разбогатевшие ремесленники, учителя гимназий.
После 1675 года, когда с разрешения польского короля Станислава Августа в Бердичеве были введены ежегодные ярмарки, городок превратился в большой торговый центр. Со временем в Бердичеве ежегодно проводилось десять ярмарок. По популярности они не уступали знаменитым лейпцигским: сюда приезжали купцы не только из Киева, Чернигова, Москвы, но и из Австрии, Франции, Пруссии, Италии и других буржуйских краев. Годовой оборот бердичевских ярмарок достигал 20 миллионов рублей серебром, что было, мягко говоря, немало.

В 1793 году Бердичев в составе Правобережной Украины был присоединён к Русскому государству.

В декабре 1845 года царским указом Бердичеву был присвоен статус города. Одновременно он становится центром Бердичевского уезда. Начиная со 2-й половины XVIII века, Бердичев стал одним из самых больших торговых центров Украины. В 1864 монастырь был упразднён, кармелиты эмигрировали в другие, более дружелюбные места.
На стыке Старого и Нового города, на гористом правом берегу речки Гнилопять, располагался район под названием Качановка, где, по свидетельству старожилов, когда-то жил "дедушка литературы на идиш" Менделе Мойхер-Сфорим.
На Качановке, как в Старом городе и Песках, разговорным языком был идиш. Следует заметить, что многие неевреи города понимали идиш и даже говорили на нем.

В меньшем по численности нееврейском населении Бердичева, кроме украинцев, значительное место занимали поляки. На главной улице Нового города стоял католический костел, знаменитый тем, что в нем венчался Оноре де Бальзак с графиней Ганской. На Кармелитской улице в старой крепости, стена которой с амбразурами возвышалась над рекой, размещался монастырь “Босых кармелитов”. На Церковной площади, на улице Никольской, за рекой стояли православные церкви, звон колоколов которых доносился и до еврейских синагог Бердичева.
Таково было своеобразное окружение Бердичева: с одной стороны - “просвещенные” евреи Нового города, стремившиеся войти в русскую коммерческую и культурную жизнь, с другой -православное и католическое население, жившее рядом с еврейским большинством города. В этих условиях идиш являлся тем фундаментом, на котором зиждилась жизнь большинства бердичевских евреев. Из разговорного идиша черпали и обогащали его классики литературы.
Многокрасочные толпы евреев на Песках, в Старом городе, на Качановке разговаривали, шутили, торговались, шумели, смеялись и плакали на идиш. Это происходило во дворах, на улицах, на базаре (“ятках”), в мастерских ремесленников, в магазинах и лавках. А вечерами, особенно зимой, прислонившись к печке в синагоге, евреи рассказывали о цадиках и хасидах, о мудрецах и шутниках, о волшебниках, волшебстве и талисманах - всё на идиш.

Надо отметить, что идиш был также достоянием некоторой части бердичевской еврейской интеллигенции. Здесь читали книги и газеты на идиш, уже выходившие в России в XIX в. Имеются архивные материалы, подтверждающие связи деятелей еврейской культуры с Бердичевом. Фотографии 1900-01 гг. свидетельствуют об участии Шолом-Алейхема, Марка Варшавского и других известных лиц в проводившихся в Бердичеве собраниях, в частности, в “Большой новогородской” синагоге. Сохранились комплекты дореволюционных газет, издававшихся на идиш, в частности, читавшейся во многих семьях Бердичева, газеты “Дос юдише фолксблат” (“Еврейский народный листок”) за 1887-89 гг. (она издавалась в Петербурге и там впервые были опубликованы фельетоны молодого Шолом-Алейхема).

Марк Дербаремдикер
Районы Бердичева
Районы Бердичева
ШОА

С началом Великой Отечественной войны сообщения Советского информбюро не отражали правду об истинных темпы продвижения врага, а лишь дезориентировали населения. С 1 июля 1941 г. началась неафишируемая эвакуация из Бердичева семей ответственных работников, прежде всего горкома ВКП (б) и горисполкома. Своевременной эвакуации остального населения не проводилось. Почти весь автотранспорт предприятий и городских служб был реквизирован для военных нужд в первые дни войны, транспорта для эвакуации не было. После бомбардировки центральной части города немецкими самолетов 4 июля 1941 г. с раннего утра 5 июля сотни горожан на подводах, а тысячи пешком уехали и ушли из Бердичева по дороге на Ружин и Белую Церковь.
5 июля 1941 мосты через реку Гнилопять были подорваны. Чтобы уйти из города, жители западной части Бердичева должны были переправляться на восточный берег на лодках. Сотни еврейских семей скопились на железнодорожном вокзале в надежде, что будет эшелон на восток, но эшелонов не было. Вероятно, из Бердичева выехало и ушло до вечера 7 июля до 10 тыс. чел., что составляло лишь около трети еврейского населения. А еще перед немецкой оккупацией в городе сосредоточилась часть еврейского населения из близлежащих городков и сел. 7 июля 1941, на 16-й день войны, нацисты вошли в город.
7-9-го августа оккупанты начали осуществлять массовое переселение всех евреев Бердичева из их жилищ в гетто, под которое был отведен район бердичевской бедноты Ятки, находившийся в еврейской части города между городским базаром и речкой Гнилопять. При этом разрешалось взять с собой в гетто только одежду и постель.

К 22 августа 1941-го года всё еврейское население Бердичева, находившееся в городе, было загнано в гетто - Бердичевское гетто. С начала и до конца августа оккупанты систематически осуществляли расстрелы евреев, схваченных в ходе облав, проводившихся вне территории гетто.

25 августа 1941 года в Бердичев прибыл штаб «высшего фюрера СС и полиции Россия-Юг» обергруппенфюрера СС Еккельна. Его штабная рота уже в день прибытия расстреляла в городе 546 евреев.

27 августа 1941-го года большую группу (около 2000 человек) вывезли в район села Быстрик и там расстреляли.
28 августа 1941-го года гитлеровцы произвели расстрел евреев и военнопленных, пригнанных ими в Историко-мемориальный заповедник. Впоследствии Комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков раскопкой в указанном пленным лётчиком месте двора цитадели было обнаружено 960 человеческих трупов, преимущественно мужчин, одетых, большей частью, в гражданскую одежду. Часть трупов была в военной форме без ремней. На всех трупах были обнаружены огнестрельные повреждения в затылочной области черепа.

4-го сентября 1941 года гитлеровцы расстреляли 1303 человек, среди которых 876 были женщинами и детьми.

5-го сентября 1941-го года был проведен расстрел евреев вблизи полотна узкоколейной железной дороги на участке между сёлами Быстрик и Хажин. При расследовании злодеяния оккупантов на этом месте были обнаружены и вскрыты две огромные ямы-могилы, в которых было выявлено 10656 трупов людей всех возрастов, одетых в гражданскую одежду.

Массовый расстрел узников Бердичевского гетто проведен 15-го сентября 1941 года. Эйнзацкоманда, входившая в состав эйнзацгруппен «С», вместе с вспомогательной украинской полицией вывезли из гетто 18 640  евреев и уничтожили их в районе хуторов Романовка и Шлемарка. Чтобы заглушить крики жертв этой кровавой бойни весь день над местом расстрела кружились 4 трёхмоторных немецких самолёта.
В почти полностью обезлюдевшее после сентябрьской расправы Бердичевское гетто на протяжение последующих дней тайком пробирались евреи, бежавшие из окрестных сёл, небольших посёлков и хуторов, где также производилось поголовное истребление еврейского населения местными полицаями, сопровождавшееся разграблением имущества жертв, издевательствамим и надругательством над ними. Здесь, в Бердичеве, они надеялись как-то уцелеть. Некоторые из них умудрялись найти прибежище и вне территории гетто.

Однако уже с начала октября 1941-го года оккупанты вновь начали проводить облавы на евреев в районах города за пределами гетто, привлекая к проведению этих облав местных полицаев. Продолжались и спонтанные грабежи и расстрелы узников гетто.

3-го октября 1941-го года в районе совхоза Сокулино было расстреляно более 3 тысяч евреев.

3-го ноября 1941-го года оккупанты подготовили и осуществили очередной массовый расстрел евреев Бердичева. Жертвами этого расстрела стало около 2 тысяч узников Бердического гетто, среди которых были и 400 специалистов разных профессий и члены их семей, отобранных городской управой во время проведения предыдущих кровавых акций.
В Бердичеве в живых осталось более 2000 евреев, из них 150 мастеров-ремесленников.
Открытки из Бердичева нач. 20 века
Некоторые странички из городского справочника 1913 года
В начале ноября 1942 г. гетто было ликвидировано. 3 ноября были расстреляны две тысячи евреев в населенном пункте Сокулино. 150 мастеров-ремесленников были заключены в лагерь на Лысой горе. В апреле 1942 г. были расстреляны 70 евреек, бывших замужем за неевреями, и их дети. 16 июля 1942 г. были расстреляны 90 мастеров-ремесленников; 60 остававшиеся в живых были заключены в городскую тюрьму и расстреляны в ноябре 1943 г.

Всего в районе Бердичева было расстреляно 38,536 проживавших в городе евреев. После освобождения Бердичева 5 января 1944 г. в городе оставалось в живых 15 евреев.
В годы после Второй мировой войны некоторое число евреев, эвакуировавшихся на восток СССР, вернулось в Бердичев. Культурная деятельность на идише не была возобновлена. Религиозная активность продолжала подвергаться жестоким ограничениям. В начале 1960-х гг. была запрещена (но через несколько лет разрешена вновь) выпечка мацы. В Бердичеве продолжала существовать одна синагога.

Уменьшенное в десять раз по сравнению с 1939 г. в результате тотального гитлеровского геноцида, еврейское население Бердичева в 1989г. отличалось исключительно высоким уровнем ассимилированности. По данным переписи 1989 г., из тысячи лиц еврейской национальности только 117 считали еврейский язык родным, 858 таковым считали русский язык.

С начала 2000-х гг. в Бердичеве продолжает функционировать синагога. В городе функционируют йешива, колель, проводятся занятия в еврейской начальной школе, воскресной школе, действует еврейский детский сад.
Численность евреев в городе к 2012 г. оценивалась примерно в 3000 человек.

В 2014 году в городе было две действующие синагоги, в 2015 одну закрыли из-за аварийного состояния.
Пора прогуляться.
Бердичев у нас начнется с вокзала, что неудивительно) Дальше главная улица Европейская ведет в центр, но мы поступим хитро и переулками выберемся ко второй главной улице города - Винницкой (экс Свердлова, а еще эксее - Махновская). Сомнительно, что здесь пользовася особой популярностью Нестор Иванович, и название это имеет, конечно, другое обоснование). С Европейской, она же Карла Либкнехта, она же Белопольская, Махновская сходится в районе Соборной площади, и эти улицы являются сердцем той части Бердичева, которая называлась Новый Город.
А вот и первая интересность. Бывший дом еврейского купца Червонкиса,1905 г.
А вот и первая интересность. Бывший дом еврейского купца Червонкиса,1905 г.
Конечно, не стоит ожидать, что мы здесь увидим тот самый, еврейский Бердичев. Симпатичные старые домики попадаются часто, но ощущения целостности улицы нет. Впрочем, это уже привычно после посещенных десятков бывших еврейских местечек.
От старого Бердичева осталось совсем немного. Например, экс-здание Городской думы с таким замечательным пионерским значком, а напротив - бывшее здание Красного Креста. На старых фотографиях можно видеть, что возле Думы находилась почта с телеграфом, а рядом с госпиталем - 3-этажная мужская гимназия Шварцмана. Почтово-телеграфная контора была взорвана советскими войсками при отступлении в 1941, а здание гимназии снесено в конце 1990-х.
Бывшая Городская Управа У мя тож такой был, помельче, правда)
Бывшая Городская Управа У мя тож такой был, помельче, правда)
Вместо Красного Креста - Укртелеком Гимназия Шварцмана
Вместо Красного Креста - Укртелеком Гимназия Шварцмана
Баня. А если добавить к звезде еще один луч, вполне могла бы быть и миква Часть старых домов здесь обвалилась вполне самостоятельно Зато есть прямые поставки из Рая
Баня. А если добавить к звезде еще один луч, вполне могла бы быть и миква Часть старых домов здесь обвалилась вполне самостоятельно Зато есть прямые поставки из Рая
Домик на Мостовой В Присутственном переулке Набережная Тоже Набережная
Домик на Мостовой В Присутственном переулке Набережная Тоже Набережная
От Винницкой-Махновской к реке спускаются маленькие и не очень улочки, когда-то тоже имевшие свой неповторимый колорит - Красина (экс-Мостовая), Косогорская (экс-Присутственный переулок), Набережная (эта так и осталась)
И вот мы подходим к сохранившемуся зданию бывшей Хоральной синагоги. Ну, сохранилось оно, скажем, так себе... Но что есть - то есть, и так хорошо. Сейчас принадлежит (или принадлежала недавно) швейной фабрике. Фотография интерьера из архива экспедиции Ан-ского, и не уверен, что именно этой синагоги.
А рядом, по диагонали, стоит еще одна синагога - Новоместная. Она не совсем бывшая - принадлежит еврейской общине и еще недавно была работающей, но закрыли из-за аварийного состояния. Бум надеяться, отремонтируют.
Хоральная синагога
Хоральная синагога
Новоместная синагога
Новоместная синагога
В этом районе ул. Винницкая стыкуется с ул. Европейской и Соборной площадью. Здесь еще сохранилось несколько старинных красивых зданий. На Соборной площади, что логично, есть собор. Но собор как бы не совсем тот. Стоявший тут когда-то Успенский собор, одну из главных достопримечательностей города, коммуняки взорвали в 1936 г., и его можно увидеть только на старых открытках. А Свято-Никольская церковь, ставшая позже собором, была построена в 1908.
На этой же площади была и еще одна архитектурная достопримечательность Бердичева - водонапорная башня. Она тоже была разобрана за ненадобностью, когда в городе провели центральное водоснабжение.
Сегодня тут строят вот такое А этот дом когда-то принадлежал купцу Ольшевскому
Сегодня тут строят вот такое А этот дом когда-то принадлежал купцу Ольшевскому
Здесь раньше находилась городская музыкальная школа, но наверняка первоначальное предназначение здания было другим Свято-Никольский собор В 1910 Россия купила у немцев дирижабль Parseval, который назвали "Гриф". Он дислоцировался в воздухоплавательной роте в Бердичеве
Здесь раньше находилась городская музыкальная школа, но наверняка первоначальное предназначение здания было другим Свято-Никольский собор В 1910 Россия купила у немцев дирижабль Parseval, который назвали "Гриф". Он дислоцировался в воздухоплавательной роте в Бердичеве
Успенский собор Площадь и башня
Успенский собор Площадь и башня
Этот дом стоял сразу за башней, его уже тоже нет. Фото я успел сделать в 2009 Старое развалили, а достроить новое - денег нет... Такой дворик - как машина времени
Этот дом стоял сразу за башней, его уже тоже нет. Фото я успел сделать в 2009 Старое развалили, а достроить новое - денег нет... Такой дворик - как машина времени
Два симпатичных особнячка
Два симпатичных особнячка
Первомайская демонстрация в 1918. Все плакаты - на идише Памятник "борцам за октябрь". Наверняка сняли уже...
Первомайская демонстрация в 1918. Все плакаты - на идише Памятник "борцам за октябрь". Наверняка сняли уже...
Возле монастыря, на берегу реки Гнилопять, стоят памятники
Примерно в этом районе находилась улица с характерным названием - Мало-Иудейская. Сегодня ее нет вообще, удалось узнать, что когда-то на этой улице был старый базар и располагалась она недалеко от улицы Муромской (30 лет Победы). Но есть несколько старых фотографий
Мы обойдем монастырь справа и перейдем речку с чудесным названием Гнилопять на упомянутую выше "ту сторону". На "той стороне" направо начинается район Загребелье. Из всех районов он был наименее еврейским. Мы туда не пойдем, ограничимся старыми фото.
Загребельная синагога Синагогу очень хорошо видно на этой фотографии Дом на улице Чудновской
Загребельная синагога Синагогу очень хорошо видно на этой фотографии Дом на улице Чудновской
А пойдем мы налево. Ну куда ж еще) "Налеве" располагается район Качановка, и здесь есть кое-что интересное, как старое, так и новое.
Здесь тоже хорошо видна синагога
Здесь тоже хорошо видна синагога
Дом перед синагогой В этом комплексе находится еврейская школа. Охранник дрых и, как мы ни тарабанили, к воротам не подошел
Дом перед синагогой В этом комплексе находится еврейская школа. Охранник дрых и, как мы ни тарабанили, к воротам не подошел
Этот симпатичный особнячок принадлежал известному меценату Аксману Во многих источниках находил, что здесь была синагога, но это не так Над окнами инициалы Аксмана
Этот симпатичный особнячок принадлежал известному меценату Аксману Во многих источниках находил, что здесь была синагога, но это не так Над окнами инициалы Аксмана
Интересно, случайно выложили такие узоры или они что-то означают? Вид на монастырь
Интересно, случайно выложили такие узоры или они что-то означают? Вид на монастырь
Возвращаемся назад, нас ждет Старый Город. Но по дороге заглянем еще в одно интересное место - парк Шевченко, он рядом с Соборной площадью. Это сейчас он парк, а раньше было самое что ни на есть кладбище, еврейское, конечно. Здесь похоронен один из самых первых хасидских цаддиков, современник БЕШТа, рабби Элиэзер Либер. Интересную легенду о нем можно найти здесь, мы же отправимся искать его самого, ориентируясь на старые фото.
Так оно когда-то выглядело "В году 5531. Памятник на могиле умершего во время эпидемии магида, вестника правды ... ... и остроумного толкователя, и эрудита, хасида и скромного человека, знаменитого великого раввина, нашего учителя Элиэзера Либера, сына Авраама блаженной памяти" Дом Хевра Кадиша на кладбище
Так оно когда-то выглядело "В году 5531. Памятник на могиле умершего во время эпидемии магида, вестника правды ... ... и остроумного толкователя, и эрудита, хасида и скромного человека, знаменитого великого раввина, нашего учителя Элиэзера Либера, сына Авраама блаженной памяти" Дом Хевра Кадиша на кладбище
Памятник восстановлен относительно недавно, и очень сомнительно, что на своем старом месте. В парке сейчас детская площадка с каруселями. Наверняка родители удивились бы, увидев, как паровозик с их детишками вышивает вокруг могильного камня) Поэтому - где смогли, там поставили.
Восстановленная мацева р. Элиезера Либера Ни один веселый орк нам не попался, только печальные гоблины)
Восстановленная мацева р. Элиезера Либера Ни один веселый орк нам не попался, только печальные гоблины)
Возле парка несколько красивых старых зданий В одном из них жил В.Гроссман
Возле парка несколько красивых старых зданий В одном из них жил В.Гроссман
А вот ответ, куда пропадает старый Бердичев
А вот ответ, куда пропадает старый Бердичев
Теперь - Старый город. Он начинается от Соборной полощади и заканчивается фактически Новым кладбищем, а еще дальше - уже другой район, Пески.
На фотографии, сделанной с дирижабля "Гриф", отлично видно Староместную синагогу - самую красивую синагогу города. Хоральную, там, кстати, тоже видно.
Староместная синагога Она внизу слева, напротив монастыря Синагога чуть правее центра
Староместная синагога Она внизу слева, напротив монастыря Синагога чуть правее центра
Староместная синагога на рисунке Начало Старого Города Это здание стояло на углу Белопольской и Житомирской
Староместная синагога на рисунке Начало Старого Города Это здание стояло на углу Белопольской и Житомирской
Вот что значит "дверь в небеса"
Вот что значит "дверь в небеса"
Это здание изначально было особняк врача А.Л. Чудновского, затем помещение арендовал владелец нескольких аптек в Бердичеве Александр Доманский Дом за аптекой (на соседних фото он розовый) - бывшая собственность еврея с фамилией Дуба, в котором снимал квартиру местный бухгалтер А.Ш. Кац У Каца был дополнительный гешефт. Газета "Южная молва", выходящая в Бердичеве в 1914 году писала: "А.Ш. Кац исправляет худой ломаный почерк. Плата по соглашению". Дом в Старом городе, ул. Малая Юридика (потом - Карла Маркса, теперь - без понятия)
Это здание изначально было особняк врача А.Л. Чудновского, затем помещение арендовал владелец нескольких аптек в Бердичеве Александр Доманский Дом за аптекой (на соседних фото он розовый) - бывшая собственность еврея с фамилией Дуба, в котором снимал квартиру местный бухгалтер А.Ш. Кац У Каца был дополнительный гешефт. Газета "Южная молва", выходящая в Бердичеве в 1914 году писала: "А.Ш. Кац исправляет худой ломаный почерк. Плата по соглашению". Дом в Старом городе, ул. Малая Юридика (потом - Карла Маркса, теперь - без понятия)
Улица Житомирская - главная артерия Старого Города. Она успела побыть Ленинской, а сейчас вернули историческое название
На углу Житомирской и Черновола - современное здание синагоги вездесущего ХаБаДа.
Так мы дошли до еврейского кладбища. Оно здесь очень интересное. Преобладающая форма мацевот - "сапог". В интернете читал комментарии "авторитетных" специалистов - оказывается, евреев хоронили сидя, отсюда такая форма памятника. Логику, честно говоря, не понял. Получается, там, где мацева в виде вертикальной стеллы, бедного еврея закопали стоя?
Кроме огеля Леви Ицхака, здесь выделяется еще одно маленькое строение. Когда я был в Бердичеве первый раз, то принял его за сарай для хранения всяких полезных на кладбище инструментов. В этот раз мы решили туда заглянуть - и вместо лопат обнаружили целую династию Макаровских ребе. Династия была основана в городе Макаров (Киевская область)  ребе Менахемом Нахумом Тверским, выходцем из куда более известной Чернобыльской хасидской династии.
Рабби Леви Ицхак из Бердичева - одна из легендарных хасидский личностей, ученик Магида из Межирича. На его могилу ежегодно приезжают помолиться сотни хасидов со всего мира.
Кроме р. Леви Ицхака и Макаровских ребе, на кладбище выделены захоронения и других, менее известных, но не менее уважаемых раввинов.
Огель р. Леви Ицхака Бердичевского
Огель р. Леви Ицхака Бердичевского
В конце кладбища такой вот памятник. Немного непонятно, о каких репрессиях идет речь
В конце кладбища такой вот памятник. Немного непонятно, о каких репрессиях идет речь
Еще несколько старых фотографий. Улица Прорезная (совр. - Ковпака, хотя уже тоже не факт) находится неподалеку от кладбища, на территории исторического Старого города. А вот современные названия других улиц я определить не смог.
Ул. Прорезная (Ковпака) Переулок Толкучий (???) Переулок Михайловский (???) Улица Зелинская (???)
Ул. Прорезная (Ковпака) Переулок Толкучий (???) Переулок Михайловский (???) Улица Зелинская (???)
Сразу за Старым городом начинался район еврейской бедноты Пески. Мы туда не пошли - наверняка все старые еврейские лачуги давно перестроены. Есть пара фото этого района начала 20 века.
Возвращаемся к Соборной площади и снова входим в Новый город. И идем к железнодорожному вокзалу по главной улице Бердичева - Европейской, а когда-то -  Белопольской. Раньше по ней можно было проехать на конке - трамвайчике мощностью в одну лошадиную силу
Рельсы уже давно сданы на металлолом
Рельсы уже давно сданы на металлолом
Еще один старинный дом. Подобных в городе несколько, с небольшими отличиями Тут когда-то была аптека Шиперовича Кроме провизора, стоматолог и фотограф на заднем плане также являются счастливыми обладателями характерных фамилий
Еще один старинный дом. Подобных в городе несколько, с небольшими отличиями Тут когда-то была аптека Шиперовича Кроме провизора, стоматолог и фотограф на заднем плане также являются счастливыми обладателями характерных фамилий
Одна из главных достопримечательностей - костел св.Варвары Именно здесь Оноре де Бальзак в 1850 г. венчался с Эвелиной Ганской Свадьба не пошла французу на пользу - умер через пол года
Одна из главных достопримечательностей - костел св.Варвары Именно здесь Оноре де Бальзак в 1850 г. венчался с Эвелиной Ганской Свадьба не пошла французу на пользу - умер через пол года
Это здание построено в 1908 г., через пару лет предпринематель Давид Шеренцис перестроил его под театр "Экспресс" Бывшее здание мирового суда, 1846 г.
Это здание построено в 1908 г., через пару лет предпринематель Давид Шеренцис перестроил его под театр "Экспресс" Бывшее здание мирового суда, 1846 г.
Дом уже упоминавшегося ранее мецената Аксмана, сейчас здесь СБУ. Фото technolirik.livejournal.com (ссылка в конце обзора) Это наш размер! Оказывается, расположенная в бывшей синагоге швейная фабрика выпускает костюмы для рыцарей)
Дом уже упоминавшегося ранее мецената Аксмана, сейчас здесь СБУ. Фото technolirik.livejournal.com (ссылка в конце обзора) Это наш размер! Оказывается, расположенная в бывшей синагоге швейная фабрика выпускает костюмы для рыцарей)
Бывшая еврейская больница А раньше это был дворец хозяев Бердичева, князей Радзивиллов Ни дворец-больница, ни это здание на сегодня не сохранились(
Бывшая еврейская больница А раньше это был дворец хозяев Бердичева, князей Радзивиллов Ни дворец-больница, ни это здание на сегодня не сохранились(
Выражение лиц у маскаронов какое-то ехидное)
Выражение лиц у маскаронов какое-то ехидное)
В этом доме обитал гетьман Иван Мазепа
В этом доме обитал гетьман Иван Мазепа
Этот особняк построен в 1902 г. В нем размещался клуб "Офицерское собрание" 42-й артбригады Это ул.Фрунзе, соединяющая Европейскую и Винницкую. Фото technolirik.livejournal.com Кроме обычных евреев, есть и необычные) Ну и вокзал. Пора домой...
Этот особняк построен в 1902 г. В нем размещался клуб "Офицерское собрание" 42-й артбригады Это ул.Фрунзе, соединяющая Европейскую и Винницкую. Фото technolirik.livejournal.com Кроме обычных евреев, есть и необычные) Ну и вокзал. Пора домой...
Все старые ч/б фото и куча полезной информции berdicheva.net
Описания и исторические справки отсюда ru-travel.livejournal.com и technolirik.livejournal.com
И немножко отсюда varandej.livejournal.com
Jewish Religious community of
Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved


Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины