Здесь Вы можете оставить комментарий или дополнить статью
После проверки модератором Ваш комментарий будет опубликован

Верховка

Винницкая область, Тростянецкий район

От Тростянца до Верховки 8 км по старой брусчатке Если подзаправиться пивком, то можно дотопать) Кроме нас, движения на этой дороге вообще не было
От Тростянца до Верховки 8 км по старой брусчатке Если подзаправиться пивком, то можно дотопать) Кроме нас, движения на этой дороге вообще не было
Верховка, 2010 г.


   Поселение Верховка на Брацлавщине было основано в XV в., во времена хмельнитчины оно было укреплено крепостными сооружениями.
   В XVIII в. Верховка получила статус местечка. В1790 г. в Верховке, принадлежащей графу Станиславу Потоцкому, были  212 христианских и 33 еврейских двора. Предвидевший упадок местечка хитрый Потоцкий продал бесперспективное село вместе со всеми пейзанами помещику Собанскому.
   С прокладкой в 1870-х гг. железной дороги, прошедшей в отдалении от Верховки, экономическое значение этого торгово-ремесленного местечка существенно уменьшилось, и Верховка плавно переквалифицировалась в обычное село.
       
   Верховские евреи поначалу бы­ли приписаны к общине местечка Снитков. Переписи 1765 и 1776 гг. зарегистрировали в Верховке, со­ответственно, 32 и 44 еврейских до­ма; в переписи 1765г. участвовал раввин общины Иосиф Мошкович. В 1776 г. в сводку переписи евреев были занесены 51 мужчина, 52 женщины, 10 мальчиков, 11 де­вочек и 1 человек прислуги.

   Согласно топографическому описанию недавно присоединённого к России Брацлавского повета, составленному в 1799 г., в местечке Верховка, принадлежавшем графу Станиславу Потоцкому, были сдующие значительные строения: господский деревянный дом с пло­довым садом, деревянная церковь и «деревянная еврейская школа с двумя пришколками» (то есть си­нагога с двумя молитвенными домами). Жилую застройку местечка составляли 212 христианских и 33 еврейских двора. Торговым центром Верховки был гостиный двор. Верховские евреи держали помимо того винокурню, сбывая большую часть водки в Одессу и Тирасполь, и арендовали водяную мельницу. Хрис­тианское население было занято в основном обработкой земли, женщины же «большей частью нанимаются у евреев мыть платье, носить воду и топить их корчмы».

   В 1852г. в Верховке было 38 местных и 6 иногородних евреев-ремесленников. В 1853 г. согласно официальным данным в местечке была одна синагога, 389 её прихожан и раввины Алтер Ладыженский и Авраам-Иосеф Молдавский10. В 1857 г. здесь было 415 домов с 2973 жите­лями, из них 722 еврея. По данным 1871 г. в Верховке было 1010 жителей, приписанных к торговому сословию и 1105 - к сельскому, общее число домов - 393. В 1889 г. еврейская община в составе 730 человек содержала две синагоги. В начале XX столетия в местечке было три синагоги, численность еврейского населения составляла 1094 человека (32% населения).
   В начале XX в. практически все не­многочисленные торговые заведения в Верховке - три мануфактурные, бакалейная и аптечная лавки - принадлежали евреям.
   В конце 1917 г. в Верховке сложи­лась ситуация, близкая к погрому, но вызванные на помощь войска предотвратили насилие. В мае 1919 г. одна из крестьянских банд, занявших местечко, устроила погром, в котором около 40 человек погибло, десятки подверглись пыт­кам и издевательствам. Только пу­тём выплаты денежной «контрибуции» евреи Верховки смогли спастись от массовой резни.

   Корреспондент газеты «Дер Эмес» («Правда») сообщал в 1923 г., что в местечке осталось 60 - 65 еврейских семей, их составляли в основном женщины и дети.
По словам инспектора Еврейско­го комитета помощи, местечко было настолько разрушено, что негде было разместить детский дом для сирот, поэтому круглых сирот отправили в Тростянец. Под помещение для еврейской школы использовали здание синагоги.
   Перед Второй мировой войной в Верховке проживало около три­дцати еврейских семей.
   В годы Второй мировой войны Верховка оказалась в Транснистрии, находившейся под румынским управлением. Общинная жизнь продолжалась здесь и в это время.

   Всё собственно еврейское местечко составляли тридцать одноэтажных домов, окружавших большую торговую площадь. Здесь и было организовано гетто, куда ле­том и осенью 1941 г. поместили ев­реев, депортированных из Бессарабии и Буковины, среди них несколько известных хасидских семейств из «вижницкой» династии. Все депортированные были размещены в домах местных евреев, в ре­зультате чего в гетто создалась чрезмерно высокая плотность населения.
   7 ноября 1941 г., накануне субботы, по приказу оккупационных властей была разобрана до основания старинная деревянная синагога, свитки Торы из неё спас шойхет, перенеся их к себе домой.
   К концу осени 1941 г. в гетто Верховки было около 1200 евреев, оно было огорожено и выход из него запрещён. Украинцам был разрешён вход в гетто, где они обменивали продукты питания на вещи. Главой общины стал Шварц из Бухареста.
   Зимой 1941/42 г. в гетто началась эпидемия тифа, от которой ежед­невно умирало до двадцати-тридцати человек. Умерших хоронили в общей могиле, исключение было сделано лишь для буковинских раввинов, похороненных в отдельных могилах на старом кладбище. Одежду умерших выменивали у крестьян на продовольствие, с по­мощью которого поддерживали беднейших узников. От тифа, холода и голода погибло около половины населения гетто. Только к лету 1943 г. на средства, собранные ру­мынскими евреями, в гетто были организованы общественная кухня и больница.

   В декабре 1943 г. немцы начали было проводить в Верховке акцию уничтожения евреев, но по неизвестной причине она была прекращена. Зимой 1944 г., с началом немецкого отступления, режим в гетто ужесточился. Немецкие военнослужащие и «власовцы», отступавшие через Верховку, чинили над евреями насилие и грабили их.

   С окончанием войны депортированные буковинские и бессарабские евреи вернулись на родину. В Верховке в послевоенные годы оставалось несколько еврейских семей.

   С 1990-х годах евреи здесь не жили.


  В.Лукин, "100 еврейских местечек Украины"
   Станислав Собанский строил свой дворец с 1861 по 1894 год. Автором проекта усадьбы в стиле необарокко стал архитектор Косаревский. В 1891 году паркостроителем В.Кроненбергом был заложен ландшафтный парк площадью 21 гектар, куда свозились деревья со всего мира. И дворец, и парк отлично сохранились. После революции здесь устроили конный завод, который потом переехал в Ободовку, и с 1932 года до сегодняшнего дня в усадьбе Собанских размещается сельскохозяйственный техникум.

   Отдельного внимания заслуживают входные ворота, выполненные в том же стиле необарокко и стилизованные под башню замка.
Евреи одно время составляли большинство населения Верховки Сейчас все, кто остались, находятся здесь Под такими кубиками похоронены раввины
Евреи одно время составляли большинство населения Верховки Сейчас все, кто остались, находятся здесь Под такими кубиками похоронены раввины
В память о бесарабских евреях Буренка затаилась в мацевах Сегодня тяжело представить, что когда-то это был центр оживленного местечка
В память о бесарабских евреях Буренка затаилась в мацевах Сегодня тяжело представить, что когда-то это был центр оживленного местечка
Jewish Religious community of
Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved


Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины