Here you can leave a comment or add to the article
After the moderator checks your comment will be published
Jewish Religious community of
Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Shargorod

The preserved castle tower On the Boplan map
The preserved castle tower On the Boplan map
The most interesting buildings of the castle -. House of Jan Zamoyski, 16th, renaissance
The most interesting buildings of the castle -. House of Jan Zamoyski, 16th, renaissance
Florian Church, 1595, Baroque
Florian Church, 1595, Baroque
Nicholas Monastery, 17th - 18th centuries
Nicholas Monastery, 17th - 18th centuries
Shargorod, 2008, 2012, 2015

Thinking about strengthening the defense south-eastern outskirts of the Commonwealth, King Stefan Batory granted in 1579 Jan Zamoysky, Supreme Chancellor and Hetman corona, deserted wasteland near the border with the province of Podolsk Bratslav, streams between goose bumps and sausage. According to the king, there ought to erect a fortified castle, which could ensure the protection of the region, deserted due to the incessant attacks of the Tartar hordes. King released the new settlers of these places from paying taxes for a period of twenty years.
In 1583 Zamoyski Chancellor has expanded its possessions in the eastern border province of Podolsk, acquired from the Bishop of Kamenetz Karchmaroaskuyu town, lying in the upper spine. On a high promontory at the confluence of the rivers to the Goose sausage he laid the castle which was to monitor the long-existing crossing here. In 1585 it was named Shary town and the whole region, adjacent to the river Murashko, was called Shargorodskaya parish.
Sharhorod located at the crossroads of important trade routes Podolsky province.
Polish King Sigismund III, given the strategic importance and tortovoe Shargorod castle and settlement development needs, 26 January 1588, granted the city rights Sharhorod.

Small cross-border settlement soon took a key position in the defense of the region. In addition Shargorod in possession Zamoyski had other border fortress: Rashkov, Yampil, Red, but it Sharhorod, a considerably better their fortified, became the capital of Ukrainian ownership Chancellor.

In the system of fortifications of the city included the synagogue serf type. Princes Zamoyski, having the experience of business contacts with the Jews, tried evidently to support the development Shargorodskaya communities: Jews could hardly without their help to build such a large size stone structure already in 1589, the south-eastern outskirts near the confluence of the sausage in Goosebumps.

During the attack of the Cossacks in 1595, the entire community would take refuge behind two-meter thickness of the walls of their synagogue.

In the 1640s, the Jewish community Shargorod has become one of the largest in Podolia: some authors mention thousands of Jewish homes, others - three hundred. Jews lived compactly on the territory of the Old Town.

The martyrology destroyed during the Khmelnytsky Jewish communities "Titus Gayaven" ( "impassable mud") is what explains Shargorodskaya massacre: "And there were about three hundred wealthy householders, from morning till evening diligently study Torah, and all were killed."
Probably, some of the Jews Shargorod still managed to escape

Between 1672 and 1699. Shargorodskaya town with all Podolsky voivodship belonged to the Ottoman Empire. Occupied by the Turks in 1674 was named by them Sharhorod Small Istanbul - "Küçük İstanbul". Probably at the same time and became known as the Jews place Istanbul Zuta - "Little Istanbul".
The Turks took care of the restoration of the city's buildings and fortifications, on the settlement of the city and the restoration of the city economy. One of its most beautiful buildings - a synagogue - they have occupied a mosque. It is known that the Turkish authorities have traditionally tolerant to Jews, preferred them Poles and Ukrainians as the urban population, especially in view of which lasted for 1670 years. attempts the conquest of the city by the Polish, the Cossack troops. But we do not have information about living in Shargorod Jews under Turkish control.
In 1699, the Ottomans, under the terms of the contract had to leave Karlovitskogo hem, left and Sharhorod.

Shargorodskaya community formed again in the first decades of the XVIII century.
It is known that in 1710 already existed in Shargorod community, which contained his rabbi. At the beginning of the XVIII century. Jews, who formed, apparently, most of the population, and occupied a leading position in the economic life of the resurgent city.

In 1734 Sharhorod suffered a pogrom, who staged one of Haidamak gangs involved in the anti-Polish speech Cossacks under the Shargorod centurion Verlana.
The census in 1765, to conduct a rabbi district participated. Nobah Mihalovich, recorded 2219 Jews, assigned to Shargorodskaya community - at that time it was the largest Jewish community in the hem.
Since the late 1730s. Shargorod Jews were in the area of ​​direct influence of the founder of the Chassidic movement p. Israel Baal Shem Tov (Besht), has repeatedly come here to preach.
After the partitions of Poland in the formation of Podolia Sharhorod entered her Yampolsky district (since 1848 - in the Mogilev). According to the description of a land surveyor, made in 1799, in Shargorod there were already 283 Jewish homes, as well as the mall "stores of stone 36, Small 38.

In 1884, a merchant B. Soroker built stone two-storey building, the top floor which was designed to beit midrash, and the lower for the Talmud Torah.

At the beginning of the 1890s. in Shargorod opened a private Jewish school for boys, where he taught Hebrew and Russian grammar, Jewish history, the law of God, the Bible and general subjects.
Pointer to 2 languages: Ukrainian and Yiddish A was 3. Photo 2007 But the funeral services were multilingual Sharhorod on the Polish postcard
Pointer to 2 languages: Ukrainian and Yiddish A was 3. Photo 2007 But the funeral services were multilingual Sharhorod on the Polish postcard
Defence Synagogue, 1589
Defence Synagogue, 1589
This is another former synagogue, disappeared recently
This is another former synagogue, disappeared recently
In the years preceding World War I, with the general economic recovery and improved Shargorodskaya position of the Jewish community, there were about 5000 people. Jews held almost all the trade establishments Shargorod they belonged to four pharmacies and six forest depots, storage of agricultural machines and implements, four hotels, mёdovarenny factory, mill Sloboda Shargorodskaya and typography.

During the Civil War Sharhorod endured all the hardships that befell the majority of Jewish towns Podolia. In the summer of 1919 units of the Directorate arranged a pogrom here. According to reports the chief of department of national autonomies Ukrainian People's Republic E. Bograda on September 3, 1919 during a pogrom about a hundred Jews were killed in Shargorod, and many of the fugitives died of starvation, hiding behind the hills surrounding the town.

In the spring of 1920 in the village was established Soviet power. In 1923, when Sharhorod became a district center, there lived only 2 450 people (of which 1918 Jews). In 1925, here the Jewish shtetl Council was created paperwork which was conducted in Yiddish, the various artisans cooperatives were organized.
Since the mid-1920s. until the beginning of the Nazi occupation in Shargorod worked Jewish collective farm "Red Ploughman".

In 1930-ies. authorities shut down one after another all Shargorodskaya synagogue minyan began to gather in a private home.
Before the war, she lived there in 1939, 1664 Jews (74% of the population).
Sharhorod. Engraving of the 19th century Former Town Hall The house, once fronted directly on the central square It was probably a coaching inn
Sharhorod. Engraving of the 19th century Former Town Hall The house, once fronted directly on the central square It was probably a coaching inn
Hall and attached to the wall with its shops. Photo P.Zholtovskiy 1930 The house was attached porch with folding roof - it staged the sukkah ouse with a small shop. Two inns on the main street. Photo P.Zholtovskogo 1930
Hall and attached to the wall with its shops. Photo P.Zholtovskiy 1930 The house was attached porch with folding roof - it staged the sukkah ouse with a small shop. Two inns on the main street. Photo P.Zholtovskogo 1930
Street St. Nicholas (aka Karl Marx) - a unique complex of Jewish buildings of 18-19 centuries. e street starts with the famous "House Aunt Clara" Photos of house and his mistress, St. Petersburg Institute of Jewish Studies, 1990 The house and the street on the photo P.Zholtovskogo, 1930
Street St. Nicholas (aka Karl Marx) - a unique complex of Jewish buildings of 18-19 centuries. e street starts with the famous "House Aunt Clara" Photos of house and his mistress, St. Petersburg Institute of Jewish Studies, 1990 The house and the street on the photo P.Zholtovskogo, 1930
Residential building with an attached shop. Photos 2008 And this photo 2012, without shop
Residential building with an attached shop. Photos 2008 And this photo 2012, without shop
This house is also gone
This house is also gone
 House Gallery - classic shtetl
House Gallery - classic shtetl
Shargorod occupation lasted from July 22, 1941 to March 20, 1944

At the time of the occupation in Shargorod it had most of the Jewish population. Only men of military age went to the front, but some families had to be evacuated. In total occupied Shargorod appeared about 1,800 Jews. Once through the city passed the German, Hungarian and Italian military units are established occupation regime of the Romanian administration: Sharhorod was on the territory of Transnistria.

The Jews assembled in unfenced ghetto streets of Lenin and Marx, were required to wear a yellow badge on their clothes and mark their houses with metal shields with the image of a six-pointed star. For Jews living 337 private houses were allocated, in which there were, according to official figures, 842 rooms. During the autumn here were deportirovny and placed in private homes and several public buildings still about 700 Jews from Bessarabia and several thousand - from Romania. Statistical examination that the Jews spent in Shargorod in December 1941, identified about 7,000 people who lived in the ghetto.

Council united Jewish community was established, headed by Meir Teiči, former chairman of Suceava community; shargorodtsev represented in the council who enjoyed universal respect accountant Solomon Shmulevich. The Community Council was able to provide assistance and protection to prisoners of the ghetto: Jewish activists from Romania were able to negotiate with the Romanian occupation administration, often resorting to bribes (Romanian Jews were deported mainly from Suceava, brought the money and things). Community Council saved many prisoners from forced labor and deportation to the camps, he informed in advance about possible raids in order to have time to hide Jews in Shargorodskaya catacombs.
Shargorod ghetto, the third largest (after the Mogilev-Podolsky and Bershad) on the territory of Transnistria, was known as the most organized and reliable. Many Jews who had fled from other places, including from the German occupation zone, found shelter here.
Community Board (consisting of 25 people) in the autumn of 1941 spent the most essential activities: opened a bakery to sell grain at a low price, a dining room, where the poor were fed soup and deli. Jewish police was organized, which included the top 15 young Zionists of Romanian Jews, headed by an officer, a lawyer by training, and two local Jews.

Extremely high population density, lack of food, soap and clean water (in the village there were only four wells, each of which drew their water dishes), firewood, as well as the most severe frosts of winter 1941/42 caused an epidemic of typhus. Of the 27 physicians who were in the ghetto, 23, fell ill with typhus; 12 of them died. The Community Council has made every effort to confront the epidemic in the ghetto pharmacy was opened, the hospital, acting city sanitary-epidemiological station, the production of soap has been adjusted, cleaned wells, repaired power and sauna. By April 1942 typhus epidemic faded.
During the 1942 - 1944 biennium. Shargorod Jewish ghetto was used as labor on construction of roads and Murafa -Yaroshenka Sosnovka - Zhmerynka. Community Council tried to provide all possible assistance to those who were sent to forced labor, providing them with transport and housing. Among other functions, the community council were security in the city, contacts with the Romanian occupation administration, both local and central, to liaise with the help of the Committee in Bucharest, with the guerrillas, reconnaissance. In the ghetto he worked his court, communal treasury, the system of distribution of products and essential commodities.

Among the Soviet troops who liberated Sharhorod March 20, 1944, there was a division under the command of Colonel Stern-partisan group Schuster.

Shargorodskaya Jewish community survived the occupation after the war there was over a thousand Jews.
In 1987, an outbreak of anti-Semitism Shargorod. The reason for that was the mass poisoning of residents locally produced cakes (one year old child died as a result of poisoning). Head of the company and its catering technologist were Jews (both of them put on trial), and in Shargorod became hard to spread the rumor that the Jews wanted to poison the Ukrainians. In the city and surrounding villages grew pogrom mood, which managed to overcome, not without some effort. It soon became clear that arrived in catering for the manufacture of cakes eggs were infected with salmonella.

Unique defensive synagogue 16c. That was used during the Soviet era as a warehouse, today (2012) returned a small Jewish community.


V.Lukin, "100 Jewish settlements of Ukraine"
Old Jewish Cemetery
Old Jewish Cemetery
Tent over the graves of rabbis - disciples of the Baal Shem Tov
Tent over the graves of rabbis - disciples of the Baal Shem Tov
Museum of Jewish life
Museum of Jewish life
Vinnitsa Region

My shtetl
My shtetl
Jewish towns of Ukraine
Jewish towns of Ukraine

Здесь Вы можете оставить комментарий или дополнить статью
После проверки модератором Ваш комментарий будет опубликован

Шаргород

Винницкая область

Сохранившаяся башня замка Фото П.Жолтовского, 1930 г. На карте Боплана
Сохранившаяся башня замка Фото П.Жолтовского, 1930 г. На карте Боплана
1930 г., фото П.Жолтовского Старинные постройки, возможно, еще турецких времен 1930 г., фото П.Жолтовского
1930 г., фото П.Жолтовского Старинные постройки, возможно, еще турецких времен 1930 г., фото П.Жолтовского
Самое интересное из замковых сооружений - жилой дом Яна Замойского, 16 в., ренессанс На территории Украины подобных сооружений больше нет 1930 г., фото П.Жолтовского
Самое интересное из замковых сооружений - жилой дом Яна Замойского, 16 в., ренессанс На территории Украины подобных сооружений больше нет 1930 г., фото П.Жолтовского
Костел Флориана Шарого, 1595 г., барокко
Костел Флориана Шарого, 1595 г., барокко
Николаевский монастырь, 17 - 18 вв. Перенесен сюда из Калиновки князем Любомирским в 1747 г.
Николаевский монастырь, 17 - 18 вв. Перенесен сюда из Калиновки князем Любомирским в 1747 г.
Подземелья Шаргорода.  Фото tapemaker.io.ua
Подземелья Шаргорода. Фото tapemaker.io.ua
Шаргород, 2008 г., 2012 г., 2015 г.

Заботясь об укреплении обороны юго-восточных окраин Речи Посполитой, король Стефан Баторий пожаловал в 1579 г. Яну Замойскому, канцлеру и верховному гетману коронному, безлюдную пустошь у границы Подольского воеводства с Брацлавским, между речками Мурашкой и Колбасной. По замыслу короля, здесь следовало возвести укреплённый замок, который смог бы обеспечить защиту края, обезлюдевшего вследствие непрестанных набегов татарских орд. Король освобождал новых поселенцев этих мест от уплаты податей сроком на двадцать лет.
В 1583 г. канцлер Замойский расширил свои владения у восточной границы Подольского воеводства, приобретя у каменецкого епископа Карчмароаскую волость, лежавшую в верховьях Мурашки. На высоком мысу при слиянии рек Мурашки к Колбасной он заложил замок который должен был контролировать издавна существовавшие здесь переправы. В 1585 г. оно получило название Шарый Городок, а весь край, прилегавший к реке Мурашке, стал называться Шаргородской волостью.
Шаргород расположился на перекрёстке важных торговых путей Подольского воеводства.
Польский король Сигизмунд Ш, учитывая стратегическое и тортовое значение шаргородского замка и потребности развития поселения, 26 января 1588 г, пожаловал Шаргороду городские права.

Небольшое приграничное поселение вскоре заняло ключевое положение в обороне края. Помимо Шаргорода, во владении Замойского были и другие приграничные крепости: Рашков, Ямполь, Красное, но именно Шаргород, зна чительно лучше их укреплённый, стал столицей украинских владении канцлера.

В систему оборонительных сооружений города входило здание синагоги крепостного типа. Князья Замойские, имея опыт деловых контактов с евреями, старались, видимо, поддержать разви­тие шаргородской общины: едва ли без их помощи евреи могли возвести столь значитель­ных размеров ка­менное соору­жение уже в 1589 г.,то на юго-восточной окраине недалеко от места впадения Колбасной в Мурашку.

Во время нападения казаков в 1595 г. вся община могла укрыться за двухметровой толщей стен сво­ей синагоги.

В 1640-х годах еврейская общи­на Шаргорода стала одной из са­мых крупных в Подолии: одни авторы упоминают тысячу еврейских домов, другие - триста . Евреи жили компактно на территории Старого города.

В мартирологе уничтоженных в годы хмельнитчины еврейских общин «Тит Гаявен» («Непролазная грязь») вот что рассказывается о шаргородской резне: «И было там около трёхсот богатых домохозяев, с утра до вечера усердно изучав­ших Тору, и были убиты все.»
Вероятно, некоторой части еврея Шаргорода всё же удалось спастись

Между 1672 и 1699 гг. Шаргородская волость вместе со всем По­дольским воеводством принадлежала Османской империи. Занятый турками в 1674 г. Шаргород был назван ими Малым Стамбулом - «Кучук Стамбул». Вероятно, в то же время и евреи стали называть местечко Истамбул Зута - «Малый Стамбул».
Турки заботились о восстановлении городских построек и крепостных сооружений, о заселе­нии города и восстановлении городского хозяйства. Одно из самых красивых его сооружений - сина­гогу - они заняли под мечеть. Известно, что турецкие власти, традиционно терпимые к евреям, предпочитали их полякам и укра­инцам в качестве городского насе­ления, особенно ввиду продолжавшихся в течение 1670-х гг. попыток завоевания города то польскими, то казацкими войсками. Но мы не располагаем сведениями о прожи­вании евреев в Шаргороде в пери­од турецкого управления.
В 1699 г. османы, по условиям Карловицкого договора вынужденные покинуть Подолию, оставили и Шаргород.

Шаргородская община сформировалась заново в первые десятилетия XVIII в.
Известно, что в 1710 г. в Шаргороде уже существовала община, содержавшая своего раввина. В начале XVIII в. евреи, составлявшие, по-видимому, большинство населения, заняли и ведущие позиции в хозяйственной жизни возрождающегося города.

В 1734 г. Шаргород пострадал от погрома, который устроила одна из гайдамацких банд, участвовавших в антипольском выступлении казаков под началом шаргородского сотника Верлана.
Перепись 1765 г., в проведении которой участвовал раввин р. Новах Михалович, зарегистрировала 2219 евреев, приписанных к шаргородской общине - в то время это была самая крупная еврейская община Подолии .
С конца 1730-х гг. евреи Шаргоро­да оказались в сфере непосредст­венного влияния основателя хасидского движения р. Исраэля Баал Шем Това (Бешта), неоднократно приезжавшего сюда с проповедями.
После разделов Польши при об­разовании Подольской губернии Шаргород вошел в её Ямпольский уезд (с 1848 г. - в Могилёвский). Согласно описанию землемера, сде­ланному в 1799 г., в Шаргороде насчитывалось уже 283 еврейских дома, а также в торговых рядах «лавок каменных 36, малых 38.

В 1884 г. купец Б. Сорокер построил каменное двухэтажное здание, верхний этаж которого был пред­назначен для бейт-мидраша, а нижний для талмуд-торы.

В начале 1890-х гг. в Шаргороде открылось частное еврейское училище для мальчиков, где преподавали еврейскую и русскую грамоту, еврейскую историю, Закон Божий, Библию и общие предметы.
Указатель на 2-х языках: украинский и идиш А был на 3-х. Фото 2007г. Зато ритуальные услуги остались многоязычными Шаргород на польской открытке
Указатель на 2-х языках: украинский и идиш А был на 3-х. Фото 2007г. Зато ритуальные услуги остались многоязычными Шаргород на польской открытке
Оборонная синагога, 1589 г. Она одна из старейших в Украине Сооружена в популярном в то время ренессансном стиле Гравюра 1872 г.
Оборонная синагога, 1589 г. Она одна из старейших в Украине Сооружена в популярном в то время ренессансном стиле Гравюра 1872 г.
Фотографии П.Жолтовского, 1930 г.
Фотографии П.Жолтовского, 1930 г.
Интерьер синагоги сегодня А так было когда-то. Компьютерная реконструкция
Интерьер синагоги сегодня А так было когда-то. Компьютерная реконструкция
Интерьер, фото П.Жолтовского, 1930 г. Бима, фото П.Жолтовского, 1930 г. Арон Кодеш, фото П.Жолтовского, 1930 г.
Интерьер, фото П.Жолтовского, 1930 г. Бима, фото П.Жолтовского, 1930 г. Арон Кодеш, фото П.Жолтовского, 1930 г.
Фрагмент Арон Кодеша, фото П.Жолтовского, 1930 г. Светильник, фото П.Жолтовского, 1930 г. Панорама, фото П.Жолтовского, 1930 г.
Фрагмент Арон Кодеша, фото П.Жолтовского, 1930 г. Светильник, фото П.Жолтовского, 1930 г. Панорама, фото П.Жолтовского, 1930 г.
Дом Сорокера, фото 1990-х. Его уже нет Это еще одна бывшая синагога, пропала относительно недавно Фото m-a-d-m-a-x.livejournal.com
Дом Сорокера, фото 1990-х. Его уже нет Это еще одна бывшая синагога, пропала относительно недавно Фото m-a-d-m-a-x.livejournal.com
В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, с общим оживлением экономики улучшилось и положение шаргородской еврейской общины, насчитывавшей уже около 5 000 человек. Евреи держали практически все торговые заведения Шаргорода, им принадлежали четыре аптечных и шесть лесных складов, склад сельскохозяйственных машин и орудий, четыре гостиницы, мёдоваренный завод, мельница в Слободе Шаргородской и типография.

В годы Гражданской войны Шаргород пережил все невзгоды, выпавшие на долю большинства еврейских местечек Подолии. Летом 1919 г. воинские части Директории устроили здесь погром. Со­гласно донесению начальника отде­ла национальных автономий Украинской Народной Республики Е. Бограда от 3 сентября 1919 г. во время погрома в Шаргороде было убито около ста евреев, а многие из спасшихся бегством умерли от голода, спрятавшись за холмами, окружавшими местечко.

Весной 1920 г. в местечке установилась советская власть. В 1923 г., когда Шаргород стал районным центром, в нём проживало всего 2 450 человек (из них 1918 евреев). В 1925 г. здесь был со­здан еврейский местечковый совет делопроизводство которого велось на идише, были организованы различные артели кустарей.
С середины 1920-х гг. вплоть до начала фашистской оккупации в Шаргороде работал еврейский колхоз «Красный пахарь».

В 1930-х гг. власти закрыли од­ну за другой все шаргородские синагоги, миньян стал собираться в частном доме.
Перед войной здесь проживало в 1939 г. 1664 евреев (74% населения).
Шаргород. Гравюра 19 в. Бывшая городская ратуша Дом, когда-то выходивший прямо на центральную площадь Вероятно, это был постоялый двор - заезд
Шаргород. Гравюра 19 в. Бывшая городская ратуша Дом, когда-то выходивший прямо на центральную площадь Вероятно, это был постоялый двор - заезд
Стена ратуши с пристроенными к ней лавками. Фото П.Жолтовского, 1930 К дому пристроена веранда с разборной крышей - в ней устраивали сукку Дом с маленькой лавкой. Два заезда на центральной улице. Фото П.Жолтовского, 1930
Стена ратуши с пристроенными к ней лавками. Фото П.Жолтовского, 1930 К дому пристроена веранда с разборной крышей - в ней устраивали сукку Дом с маленькой лавкой. Два заезда на центральной улице. Фото П.Жолтовского, 1930
Улица Свято-Никольская (она же К.Маркса) - уникальный комплекс еврейской застройки 18-19 вв. Улица начинается со знаменитого "дома тети Клары" Фото дома и его хозяйки, Питербургский институт иудаики, 1990-е Дом и улица на фото П.Жолтовского, 1930 г.
Улица Свято-Никольская (она же К.Маркса) - уникальный комплекс еврейской застройки 18-19 вв. Улица начинается со знаменитого "дома тети Клары" Фото дома и его хозяйки, Питербургский институт иудаики, 1990-е Дом и улица на фото П.Жолтовского, 1930 г.
Жилой дом с пристроенной лавкой. Фото 2008г. А эта фотография 2012г. Лавки уже нет...
Жилой дом с пристроенной лавкой. Фото 2008г. А эта фотография 2012г. Лавки уже нет...
Этого домика тоже уже нет.
Этого домика тоже уже нет.
Лестницу разобрали, теперь в дом сможет зайти только Сергей Бубка Бывший заезд Дом с галереей - классика штетла
Лестницу разобрали, теперь в дом сможет зайти только Сергей Бубка Бывший заезд Дом с галереей - классика штетла
Бывшая швейная мастерская не развалилась только из-за армопояса, стягивающего здание вверху Фотографии П.Жолтовского, 1930 г.
Бывшая швейная мастерская не развалилась только из-за армопояса, стягивающего здание вверху Фотографии П.Жолтовского, 1930 г.
Памятник перед ратушей - фигура, накрытая покрывалом. Это чтобы никого не обидеть - коммунисты, допустим, считают , что это памятник Ленину, националисты - Бандере, а тибетские монахи (если вдруг здесь появятся) уверены, что под покрывалом - Будда... А Голливуд, оказывается, вовсе не в США
Памятник перед ратушей - фигура, накрытая покрывалом. Это чтобы никого не обидеть - коммунисты, допустим, считают , что это памятник Ленину, националисты - Бандере, а тибетские монахи (если вдруг здесь появятся) уверены, что под покрывалом - Будда... А Голливуд, оказывается, вовсе не в США
Оккупация Шаргорода продолжа­лась с 22 июля 1941 г. по 20 марта 1944 г.

Ко времени оккупации в Шаргороде оставалось большая часть еврейского населения. Лишь мужчины призывного возраста ушли на фронт, да отдельные семьи успели эвакуироваться. В общей сложности в оккупированном Шарго­роде оказалось около 1800 евреев. После того как через город про­шли немецкие, венгерские и итальянские воинские части, здесь установился оккупационный режим румынской администрации: Шаргород оказался на территории Транснистрии.

Евреи, собранные в неогороженном гетто на улицах Ленина и Маркса, были обязаны носить жёл­тую нашивку на одежде и пометить свои дома металлическими щитами с изображением шестиконечной звезды. Для проживания евреям было отведено 337 частных домов, в которых имелось, по официальным данным, 842 комнаты. В течение осени сюда были депортировны и размещены в частных домах и нескольких общественных зданиях ещё около 700 евреев из Бессарабии и несколько тысяч - из Румынии. Статистическое обследование, которое евреи провели в Шаргороде в декабре 1941 г., выявило около 7000 человек, проживавших в гетто.

Был создан совет объединённой еврейской общины, который воз­главил Меир Тейч, бывший председатель общины Сучавы; шаргородцев в совете представлял пользовавшийся всеобщим уважением бухгалтер Соломон Шмулевич. Со­вет общины смог оказать помощь и защиту узникам гетто: еврейские активисты из Румынии умели договариваться с румынской оккупационной администрацией, нередко прибегая к взяткам (румынские евреи, депортированные в основном из Сучавы, привезли с собой деньги и вещи). Общинный совет спас многих узников от принудительных работ и депортации в лагеря, он заранее сообщал о возможных облавах, с тем чтобы евреи успевали укрыться в шаргородских катакомбах.
Шаргородское гетто, третье по численности (после Могилёва-Подольского и Бершади) на территории Транснистрии, было известно как самое организованное и надёжное. Многие евреи, бежавшие из других мест, в том числе из зоны немецкой оккупации, нашли здесь убежище.
Совет общины (состоявший из 25 человек) уже осенью 1941 г. провёл самые необходимые мероприятия: открыл пекарню, продавав­шую хлеб по низкой цене, столовую, где кормили супом бедных, и продуктовый магазин. Была организована еврейская милиция, в которую вошли 15 лучших молодых сионистов из румынских евреев во главе с офицером, юристом по образованию, и двое местных евреев.

Крайне высокая плотность населения, недостаток еды, мыла, чистой воды (в местечке было всего четыре колодца, из которых каждый черпал воду своей посудой), дров, а также жесточайшие морозы зимы 1941/42 годов стали причиной эпидемии тифа. Из 27 врачей, бывших в гетто, 23 заболели тифом; 12 из них скончались. Совет общины прилагал все усилия, чтобы противостоять эпидемии: в гетто была открыта аптека, больница, действовала го­родская санитарно-эпидемиологическая станция, было налажено производство мыла, очищены колодцы, отремонтированы электростанция и баня. К апрелю 1942 г. эпидемия тифа угасла.
В течение 1942 - 1944 гг. евреев шаргородского гетто использовали как рабочую силу на строительстве дорог Мурафа -Ярошенка и Сосновка - Жмеринка. Совет общины пытался оказать всевозможную помощь тем, кого отправляли на принудительные работы, обеспечивая их транспортом и жильём. Среди других функций общинного совета были обеспечение безопасности в городе, контакты с румынским оккупационным управлением, как местным, так и центральным, поддержание связи с Комитетом помощи в Бухаресте, с партизанами, ведение разведки. В гетто действовал свои суд, общинная казна, система распределения продуктов и товаров первой необходимости.

Среди советских воинских частей, освобождавших Шаргород 20 марта 1944 г., было подразделение под командованием полковника Штерна и партизанский отряд Шустера.

Шаргородская еврейская община пережила оккупацию, после войны здесь оставалось более тысячи евреев.
В 1987 г. в Шаргороде произошла вспышка антисемитизма. Поводом к тому послужило массовое отравление жителей города тортами местного производства (в результате отравления умер годовалый ребёнок). Руководитель предприятия общепита и его технолог были евреи (их обоих отдали под суд), и в Шаргороде усиленно стал распространяться слух о том, что евреи хотели отравить украинцев. В самом городе и окрестных сёлах нарастали погромные настроения, которые удалось преодолеть не без некоторых усилий. Вскоре выяснилось, что поступившие в общепит для изготовления тортов яйца были заражены сальмонеллезом.

Уникальная оборонная синагога 16в., использовавшаяся в советское время как склад, на сегодня (2012) возвращена немногочисленной еврейской общине.


В.Лукин, "100 еврейских местечек Украины"
Старое еврейское кладбище
Старое еврейское кладбище
Шатер над могилами раввинов - учеников Баал Шем Това
Шатер над могилами раввинов - учеников Баал Шем Това
Музей еврейского быта Здесь очень много интересных экспонатов
Музей еврейского быта Здесь очень много интересных экспонатов
Еврейские книги в шкафу Шолом-Алейхем. "С ярмарки" Обратная сторона Мезуза
Еврейские книги в шкафу Шолом-Алейхем. "С ярмарки" Обратная сторона Мезуза
Моше и Скрижали Завета Молитвенник Махзор на Рош-Ашана и Йом Кипур, отпечатан в Вене в 1916 г. Спальня еврейского дома
Моше и Скрижали Завета Молитвенник Махзор на Рош-Ашана и Йом Кипур, отпечатан в Вене в 1916 г. Спальня еврейского дома
Детские игрушки Книга Ч.Хофмана о Шаргороде Страница из книги Кеара сохранилась, хоть и в таком виде
Детские игрушки Книга Ч.Хофмана о Шаргороде Страница из книги Кеара сохранилась, хоть и в таком виде
Jewish Religious community of
Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved


Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины