Здесь Вы можете оставить комментарий или дополнить статью
После проверки модератором Ваш комментарий будет опубликован

Песчанка

Винницкая область

Возле автовокзала сохранилось здание одной из синагог Его легко узнать по характерному выступу арон-кодеша Большая синагога, 1910 г. Бывшая еврейская школа (талмуд-тора)
Возле автовокзала сохранилось здание одной из синагог Его легко узнать по характерному выступу арон-кодеша Большая синагога, 1910 г. Бывшая еврейская школа (талмуд-тора)
Здесь много очень симпатичных домов еврейской местечковой застройки Каждый домик имеет какую-нибудь свою особенность, что-то, чего нет у других Но все они волшебным образом отлично гармонируют друг с другом и со всей улицей в целом
Здесь много очень симпатичных домов еврейской местечковой застройки Каждый домик имеет какую-нибудь свою особенность, что-то, чего нет у других Но все они волшебным образом отлично гармонируют друг с другом и со всей улицей в целом
Хмель растет прямо из окон
Хмель растет прямо из окон
Вдоль фасада этого симпатичного домика раньше проходила галерея Это фото можно использовать в качестве иллюстрации "штетл сегодня" А такую картину можно было наблюдать и 100 лет назад. Только без агитационной листовки на двери)
Вдоль фасада этого симпатичного домика раньше проходила галерея Это фото можно использовать в качестве иллюстрации "штетл сегодня" А такую картину можно было наблюдать и 100 лет назад. Только без агитационной листовки на двери)
Можно легко увидеть, где жили евреи побогаче, а где - пролетариат) Попытка придать новую жизнь старому дому напрочь убила весь его шарм
Можно легко увидеть, где жили евреи побогаче, а где - пролетариат) Попытка придать новую жизнь старому дому напрочь убила весь его шарм
Огромный бетонно-металлический каркас должен был стать куполом местного базара, но не сложилось Вот и стоит теперь, как будто скелет какого-нибудь инопланетного паука-переростка Здание без опознавательных знаков Тузики
Огромный бетонно-металлический каркас должен был стать куполом местного базара, но не сложилось Вот и стоит теперь, как будто скелет какого-нибудь инопланетного паука-переростка Здание без опознавательных знаков Тузики
Памятник на братской могиле расстрелянных евреев Он находится за селом, в лесу
Памятник на братской могиле расстрелянных евреев Он находится за селом, в лесу
Песчанка, 2012 г.

   Песчанка впервые упомина­ется в исторических источниках в 1734 г. В XVIII - начале XIX века поселение принадлежало магнатам Конецпольским и Любомирским, в 1837 г. перешло в российскую казну, которая передавала его в поль­зование различным помещикам.


   Первое документальное упомина­ние еврейского населения Песчан­ки относится к концу XVIII столе­тия.

   В 1852 г. среди 400 евреев Пес­чанки было 17 евреев-ремесленников, торговый оборот которых в со­вокупности составлял 800 рублей в год. В 1871 году 1200 её жителей (в основном, евреи) были приписа­ны к торговому сословию и око­ло 2000 - к сельскому; деревян­ных домов в Песчанке было 389.

   В 1853 г. согласно официальным . данным в Песчанке была одна си­нагога, 311 её прихожан и казён­ный раввин Гершон Пустыльник.

   В 1889 г. в местечке было пять, а в начале XX в. шесть еврейских мо­литвенных домов с «духовными правлениями».
   В 1900 г. в Песчанке открылось частное еврейское мужское учи­лище.

   В начале XX в. евреи держали все лавки в местечке - мануфак­турные, галантерейные, скобяные, кожевенные, писчебумажных това­ров, посуды, в их руках была так­же практически вся продоволь­ственная торговля. Во владении евреев были лесные склады, завод по производству изве­сти, постоялые дворы .
   В волне погромов, начавшихся в конце 1917 г., Песчанка пострада­ла одной из первых.

   В годы Гражданской войны власть в Песчанке менялась нес­колько раз. В августе 1919 г. здесь разместился штаб бригады Котовского. После того как Котовский отступил, местечко было занято полком «Голубой дивизии» Дирек­тории, солдаты которого устроили кровопролитный погром, унёсший жизни 168 (по другим сведениям - 250) евреев.

   В 1924 г. в Песчанке было 750 ев­реев (всего около 3100 жителей). Отдельные еврейские семьи занимались обработкой зем­ли и выращиванием табака.

   23 марта 1923 г. здесь был обра­зован еврейский земледельческий коооператив «Трудолюбие», объе­динивший 21 семью (72 человека), в основном бедняков и рабочих. Власти выделили коллективному хозяйству 52 десятины земли, ОРТ помог в приобретении скота, сель­скохозяйственного инвентаря и се­мян. Впоследствии были органи­зованы и другие еврейские колхо­зы: «Земтруд», в состав которого вошли 32 семьи, «Гарантия» (31 семья), «Братство» (26 семей), «Дружба» (45 семей); все они по­лучали помощь от ОРТа.

   В годы НЭПа наиболее крупные торговцы Песчанки нашли способ противостоять конкуренции коо­перативов: они объединялись и приобретали один общий патент на торговлю, снижая тем самым свои налоговые выплаты. Многие мел­кие торговцы, не выдержав конку­ренции, вынуждены были занять­ся земледелием.
   В местечке была открыта еврей­ская школа, в 1922 г. в ней училось 190 детей. Учителя школы, убеж­дённые сионисты, всеми силами противодействовали введению преподавания на идише.

   Помимо школы, считавшейся од­ной из лучших в районе, в местечке был организован еврейский детский дом для 50 сирот.
   В 1923-1924 гг. в Песчан­ке среди 318 членов профсо­юза было 170 евреев, из 30 комсомольцев - 17 евреев, в соста­ве сельсовета было 8 евреев.
   Нацистская оккупация Песчанки продолжалась с 23 июля 1941 г. по 18 марта 1944 г. В августе 1941 г. евреев использовали как рабочую силу при сборе урожая. Около 150 человек было расстреляно нацис­тами на окраине местечка. Осенью 1941 г. евреи Песчанки были де­портированы в концентрационные лагеря, расположенные в сёлах Доманевка и Богдановка (Никола­евская область), лишь немногим удалось избежать уничтожения, ук­рывшись в гетто Чечельника.

   В первые послевоенные десятиле­тия в Песчанке с населением око­ло шести тысяч человек прожи­вало несколько сотен евреев. По­степенно численность евреев в селе снижалась, в 1998 г. в Песчанке ос­тавалось несколько еврейских се­мей - около 15 человек.

   В 2012 году евреи в Песчанке не проживают.


   В.Лукин, "100 еврейских местечек Украины"
   В Песчанке нет особо выдающихся достопримечательностей, но местечко посетить однозначно стоит. Большое количество самых разнообразных симпатичных еврейских домиков придают улочкам некоторый сюрреалистический вид, резко контрастирующий с привычными нам городскими улицами. Пройдитесь по новому коттеджному району какого-нибудь города N. Дома - один красивее другого, разнообразие и богатство архитектурных элементов вызывает удивление. Но - ощущение безжизненности, особенно это чувствуется, если такой дворец только недавно построен. И совершенно другое впечатление здесь - каждый дом, пусть давно заброшенный, имеет свою ауру, и на старых улочках создается непередаваемая словами атмосфера спокойствия и уюта...
Jewish Religious community of
Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved


Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины