Чортков

Тернопольская область

    Уютный городок с аццким названием на самом деле никакого отношения к врагам рода человеческого не имеет (хотя была мысль, что название это пошло от местных жителей, которые напивались до чертиков). В 1522 году хозяин безымянного села Е. Чартковский решил назвать его в честь себя, любимого. И стало село именоваться Чартковице. Энергичный и не страдающий особой скромностью шляхтич на этом не остановился, и в 1533 году выбил у короля Сигизмунда III право присвоить Чартковице статус города и предоставить ему магдебургское право. Провинциальное название Чартковице стало, понятное дело, несолидным, и на картах Польши появился город Чартков, он же Чортков. Чартковский строит здесь деревянный замок. В 1560 г. Чортков получает подтверждение магдебургского права и собственный герб.

   В начале XVII века новые владельцы Чорткова Гольские перестроили замок из камня. Вскоре Чортков переходит в собственность Потоцких, затем - Садовских. Те придумали достаточно оригинальный способ пополнения семейного бюджета - сдали город в аренду австрийскому правительству. Надо нашему правительству идею подкинуть - пусть сдадут в аренду Жмеринку. Желательно, в США.
Чортковский замок
Чортковский замок
   В 1672 году Чортков попадает под власть Турции. Замок становится резиденцией турецкого субпаши Чортковской нахии Подольского пашалика. В переводе на человеческий язык - второго секретаря турецкой компартии Чертковского района Подольской области.
По условиям Карловского конгресса в 1699 году Чертков возвращен Речи Посполитой, после этого снова переходит из рук в руки, в зависимости от военно-политической обстановки. Городок успел побывать и в Австрии, и в России, и снова в Польше. Паспортный стол, наверное, был самой прибыльной организацией Чорткова.

   В июле 1919 г. Чортков был административным центром ЗУНР - здесь располагалась канцелярия Евгения Петрушевича, а после Второй мировой войны, из-за того, что Тернополь был почти полностью разрушен, в город в 1944-1946 годах перенесли все областные учреждения и организации. Так Чортков успел он побывать и столицей, и областным центром. Сейчас Чортков - районный центр. Если такая тенденция понижения статуса продожится - глядишь, скоро станет селом, и назовут его Чартковице...
   Вскоре после основания города в Чорткове стали селиться евреи. К середине 17 в. община насчитывала 50 семей. Почти все евреи погибли во время резни, устроенной казаками Б. Хмельницкого в 1648 г., и до 1705 г. в Чорткове евреи не проживали.

   В привилегиях, данных евреям Чорткова владельцем города графом Потоцким в 1722 г., им разрешалось заниматься торговлей и ремёслами, селиться только в районе вблизи рынка, на прилегающих к нему улицах, они должны были платить подати Потоцким и христианским ремесленным цехам. Существовал кагал, обладавший правом разбирать все тяжбы между евреями; имелось еврейское кладбище и функционировала синагога. Согласно переписи 1765 г., в Чорткове жили 764 еврея, в 1900 г. — 3146 евреев, в 1921 г. — 3314 евреев.

   В 1870 г. после переселения в город рабби Довида Моше Фридмана, сына Ружинского цаддика, Чортков стал резиденцией Чертковской ветви Ружинско-Садагорской хасидской династии. Фридман основал здесь резиденцию, в центральной части которой была устроена синагога. На праздники в Чортков съезжались десятки тысяч приверженцев цаддика.
Синагога рабби Д.М.Фридмана
Синагога рабби Д.М.Фридмана
Она является практически точной копией резиденции его отца, Ружинского ребе, в Садгоре Резиденция р. Давида Моше находилась на территории замка Могила основателя Чортковской династии на старом кладбище В отличие от огромного оэля на могиле отца в Садгоре, здесь все скромно. На табличке простая надпись: "р. Давид Моше из Черткова"
Она является практически точной копией резиденции его отца, Ружинского ребе, в Садгоре Резиденция р. Давида Моше находилась на территории замка Могила основателя Чортковской династии на старом кладбище В отличие от огромного оэля на могиле отца в Садгоре, здесь все скромно. На табличке простая надпись: "р. Давид Моше из Черткова"
   Чортков был одним из центров Хаскалы в Галиции. Маскилим вели упорную борьбу против хасидов, из-за чего рабби Д. М. Фридман в течение 10 лет (1860–70) не мог утвердиться в городе. Ученики-евреи составляли большинство учащихся в местной гимназии. На выборах в парламент Австро-Венгрии 1917 г. от Чорткова был избран сионист Магер. В городе рос писатель К. Э. Францоз, который в своих произведениях вывел образы местных евреев.

   Евреи Чорткова стали жертвами систематических издевательств и погромов во время Первой мировой войны со стороны занимавших город в 1914–15 гг. русских войск, в первую очередь казачьих частей.

   Накануне Второй мировой войны еврейское население Чорткова составляло около шести тысяч человек. Когда город был занят Красной армией (сентябрь 1939 г.), еврейское население стало увеличиваться за счет беженцев из оккупированных немцами районов Польши.

   В 1939–41 гг. советские власти закрыли большинство еврейских учреждений и организаций, в еврейских школах занятия стали вестись на языке идиш. Многие евреи потеряли свое имущество при национализации торговых и промышленных предприятий; многие еврейские общественные и религиозные деятели были арестованы. В этот период синагоги, которые действовали в полулегальных условиях, оказывали посильную благотворительную помощь еврейским беженцам.
Старая синагога возведена в конце 17 века Сооружение оборонного характера, но все же не похожее на другие оборонные синагоги Галиции Сейчас здание используется как склад мединститута
Старая синагога возведена в конце 17 века Сооружение оборонного характера, но все же не похожее на другие оборонные синагоги Галиции Сейчас здание используется как склад мединститута
В 2013 г. здесь еще были роскошные деревянные двери, возможно, оригтнальные В 2015 они исчезли, но вроде бы говорят, что поехали на реставрацию В середине все печально Под завалами хлама видны следы росписей
В 2013 г. здесь еще были роскошные деревянные двери, возможно, оригтнальные В 2015 они исчезли, но вроде бы говорят, что поехали на реставрацию В середине все печально Под завалами хлама видны следы росписей
Это был пояс со знаками Зодиака Здесь торчат оленьи рога с цитатой из "поучения отцов" Но это - шедевр. В синагоге (!) икона (!!) с цитатой Ленина (!!!)
Это был пояс со знаками Зодиака Здесь торчат оленьи рога с цитатой из "поучения отцов" Но это - шедевр. В синагоге (!) икона (!!) с цитатой Ленина (!!!)
   Немецкие войска заняли Чортков 6 июля 1941 г. Только несколько сотен молодых евреев смогли уйти из города вместе с отступающими частями Красной армии. 10 июля 1941 г. украинцы и немцы уничтожили около 300 евреев во дворе местной тюрьмы. 28 июля 1941 г. немцы расстреляли 150 евреев в лесу под городом. Евреев стали отправлять на принудительные работы, они были ограничены в свободе передвижения, обложены поборами. В конце июля 1941 г. был создан юденрат, 12 октября 1941 г. ряд его членов вместе с главой юденрата Ш. Крухом были уничтожены за отказ повиноваться немецким приказам. 15 октября 1941 г. немцы расстреляли в лесу под городом 200 представителей еврейской интеллигенции.

   С середины ноября 1941 г. немцы стали отправлять евреев в лагеря принудительного труда и в Яновский концлагерь. В апреле 1942 г. в Чорткове было создано гетто, в котором в условиях невероятной скученности было сосредоточено все еврейское население города. В гетто вспыхнули эпидемии, повлекшие многочисленные смерти. 27 августа 1942 г. во время акции в гетто немцы и украинцы расстреляли 600 и отправили в лагерь уничтожения Белжец две тысячи евреев. В сентябре 1942 г. территория гетто была сокращена, положение в нем еще более ухудшилось. Во время акции 5 октября 1942 г. в Белжец было отправлено 500 евреев. 15 декабря 1942 г. в Чорткове был создан рабочий лагерь, в который были заключены 500 евреев для работы на нужды немецкой армии. В конце 1942 г. — начале 1943 г. немцы осуществили ряд акций в рабочем лагере, а 23 июня 1943 г. в лесу под Чортковом было уничтожено большинство обитателей лагеря; немногих отправили в другие рабочие лагеря. В сентябре 1943 г. гетто было окончательно ликвидировано вместе с его обитателями.
   В гетто и рабочем лагере действовали группы сопротивления. Так, весной 1943 г. молодежная группа во главе с Р. Розенбергом, имея несколько добытых револьверов, ушла в леса под Чортковом. Вскоре одна часть группы погибла в бою с немцами и украинскими полицаями, остальные скрылись в лесах и продолжали борьбу. Другая группа во главе с М. Вассерманом в 1943 г. ушла в леса, где большинство бойцов погибло в боях с немцами и коллаборантами.

   После того, как 23 марта 1944 г. советские войска освободили Чортков, в городе и в пригородных лесах спаслось примерно 100 евреев. Сейчас евреев в Чорткове нет.
Новое кладбище
Новое кладбище
   Также в Чорткове есть много других интересных достопримечательностей. Здесь стоит просто спокойно походить по старым улицам и не забывать вертеть головой - городок очень симпатичный. Многие дома, естественно, имеют и еврейскую историю.
А это здание со старой открытки (слева) мне удалось найти сейчас Принадлежало оно еврею Вайсману. Ул. Бандеры, 23 Эмиграционный дом, ул. Бандеры, 1 Отель и ресторан "Бристоль", ул. Шевченко, 13
А это здание со старой открытки (слева) мне удалось найти сейчас Принадлежало оно еврею Вайсману. Ул. Бандеры, 23 Эмиграционный дом, ул. Бандеры, 1 Отель и ресторан "Бристоль", ул. Шевченко, 13
Угол улиц Питушевского и Шевченко Дом гимнастического общества "Сокол", ул. Франка, 1 "Сокол" на польской открытке ул. Бандеры, 13
Угол улиц Питушевского и Шевченко Дом гимнастического общества "Сокол", ул. Франка, 1 "Сокол" на польской открытке ул. Бандеры, 13
Дом еврейской семьи Штерншус, ул. Шевченко, 3 Этот же дом слева. На 1 этаже был магазин Ицхака Штерншуса Похоже на бывший еврейский дом местечковой застройки
Дом еврейской семьи Штерншус, ул. Шевченко, 3 Этот же дом слева. На 1 этаже был магазин Ицхака Штерншуса Похоже на бывший еврейский дом местечковой застройки
Дом адвоката Горбачевского, ул. Бандеры, 25 Вот такой местный аналог домов-близнецов, ул. Бандеры, 43 Красивейший модерн на ул. Горбачевского, 3. Фото ЯдвигаВереск, Википедия
Дом адвоката Горбачевского, ул. Бандеры, 25 Вот такой местный аналог домов-близнецов, ул. Бандеры, 43 Красивейший модерн на ул. Горбачевского, 3. Фото ЯдвигаВереск, Википедия
Дом на ул. Бандеры, 49 Интересен вот такими оригинальными деталями ул. Зеленая, 25 и 27. Фото Крочак Ігор, Википедия ул. Зеленая, 31. Фото Крочак Ігор, Википедия
Дом на ул. Бандеры, 49 Интересен вот такими оригинальными деталями ул. Зеленая, 25 и 27. Фото Крочак Ігор, Википедия ул. Зеленая, 31. Фото Крочак Ігор, Википедия
ул. Коцюбинского, 1. Фото Haidamac, Википедия Дом еврейской врачихи Финкельман, ул. Пигуты, 21. Фото ЯдвигаВереск, Википедия Рецепт от Финкельман. Из публикации Vika Viktoria, FB
ул. Коцюбинского, 1. Фото Haidamac, Википедия Дом еврейской врачихи Финкельман, ул. Пигуты, 21. Фото ЯдвигаВереск, Википедия Рецепт от Финкельман. Из публикации Vika Viktoria, FB
   Фотографии The Center of Jewish art. Когда их делали, бывшая синагога еще не была так захламлена.
Фотографии:

Евгений Шнайдер
Agata Radkowska-Parka
Українські Архітектурні Пам'ятки. Спадщина Чортків
Вікіпедія Пам'ятки архітектури Чорткова
Костел и сегодня является главной архитектурной доминантой Чорткова Старая ратуша и торговые ряды
Костел и сегодня является главной архитектурной доминантой Чорткова Старая ратуша и торговые ряды
Это новая ратуша
Это новая ратуша
Самое грандиозное сооружение - это бывший Доминиканский костел Он построен в 1731 году Бастион замка
Самое грандиозное сооружение - это бывший Доминиканский костел Он построен в 1731 году Бастион замка
Чортков на открытках нач. ХХ века
Чортков на открытках нач. ХХ века
Главная улица местечка в полдень воскресения. Фото Алтера Кацизне, 1921 г. Евреи на фоне афиши выступления Алтера Кацизне Еврей-плотник со своей внучкой. Фото Алтера Кацизне Женщины и дети возле домов. Фото Алтера Кацизне
Главная улица местечка в полдень воскресения. Фото Алтера Кацизне, 1921 г. Евреи на фоне афиши выступления Алтера Кацизне Еврей-плотник со своей внучкой. Фото Алтера Кацизне Женщины и дети возле домов. Фото Алтера Кацизне

   В Чорткове в состоятельной еврейской семье родился известный писатель Карл-Эмиль ФранцозЕго отец Генрих Францоз был врачом, дед - фабрикантом. Учился некоторое время в школе при монастыре доминиканцев в Чорткове.

   С 1858 года жил в Черновцах, учился в Вене и Граце, с 1877 г. - в Вене, редактор "Neue Illustrierte Zeitung", журнала "Deutsche Dichtung", с 1877 года - юридический консультант еврейской общины Вены, с 1886 г. жил в Берлине, где и похоронен.

   В 2017 г. в Чорткове неподалеку от старой ратуши был открыт памятник Францозу.

Карл-Эмиль Францоз Памятник Францозу. Фото Педагог Світлана, Википедия
Карл-Эмиль Францоз Памятник Францозу. Фото Педагог Світлана, Википедия
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Jewish towns of Ukraine
Jewish towns of Ukraine
My shtetl
My shtetl
Donate