Здесь Вы можете оставить комментарий или дополнить статью
После проверки модератором Ваш комментарий будет опубликован

Самбор

Самбор, 2015


Львовская область

   Во времена Великого Монгольского государства поселение Самбор (ныне город Старый Самбор), существовавшее с древнейших времен было разорено Золотой Ордой. Уцелевшие жители бежали и укрылись в лесных зарослях на берегу Днестра, в местечке Погонич, которое вскоре разрослось и стало называться Новым Самбором, а позднее Самбором. Годом его основания принято считать 1241 г.
 
   В 1390 г. Самбор получает статус города и Магдебургское право.
   В 1604 г. в замке самборского старосты Ежи Мнишека селится Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I, выдававший себя за сына Царя Ивана IV Грозного. Ежи Мнишек, чья дочь была женой Лжедмитрия I, помогает ему взойти на Российский Престол 21 июня 1605 года, который он удерживал до 17 мая 1606 года.

   В 1772 г. после раздела Речи Посполитой самборские земли входят в состав Королевства Галиции и Лодомерии со столицей в Лемберге. С 1804 года - в Австрийской империи. Император Иосиф II дарует Самбору титул «Вольного королевского города».
   В 1914 г. в Самбор вступают части 8 полевой армии генерала Брусилова.

   После распада Австро-Венгрии и окончания Первой мировой войны на территории Самборского округа провозглашалась власть Западно-Украинской Народной Республики. 21 ноября 1918 года части Войска Польского оккупируют Львов и большую часть Восточной Галиции. Руководство ЗУНР переезжает в Тарнополь.

   10 сентября 1939 года город оккупирован частями VII армейского корпуса вермахта. Оккупация продолжается до 25 сентября. 26 сентября 1939 г. согласно Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом, на территорию бывшего польского Самборского повята вступают регулярные части Красной армии. Самбор входит в состав Дрогобычской области УССР как районный центр областного подчинения.
   Первое упоминание о евреях Самбора относится к 1447 г. В 1542 г. королем Сигизмундом Старым евреям было запрещено проживать в Самборе. В 1551 г. запрет был подтвержден королевой Боной, однако евреи продолжали селиться в предместье города. Так образовался отдельный еврейский район, получивший название "Блих".
   В 16 в. многие евреи арендовали мукомольни и пекарни. В 17 в. в Самборе имелись синагоги и еврейское кладбище.
   В середине 17 в. отношения мещан к евреям особенно обострились; ссылаясь на новый декрет Яна-Казимира, они не впускали евреев в город и ходатайствовали ο полном их изгнании из Блиха. Кагал занял тогда 8000 злотых с тем, чтобы заручиться протекциями. Поручителем при займе явился пшемысльский кагал, прикагалком которого был Самбор. Когда по истечении двух лет кагал Самбора оказался не в состоянии платить проценты, кредиторы обратились к пшемысльскому кагалу. На заседании коронного ваада в Ярославе (13 октября 1682 г.) состоялось соглашение, по которому пшемысльский кагал взял на себя весь долг, самборский же кагал обязался ежегодно вносить в его пользу 240 злотых: 120 наличными, a остальные 120 должны взыскиваться пшемысльскими евреями с купцов, посещавших ярмарки в Самборе.

   В 1735 г. король Август II выдал евреям «привилегию» на свободу проживания и торговли в Самборе, а также разрешил открыть мясную лавку: «Король дарует им свободу торговли, подтверждает, что они с давних времен имеют свою синагогу и свое кладбище и принимает сие к сведению. Разрешает им устройство мясной лавки с тем, чтобы один резник продавал мясо. Подлежат же они замковой юрисдикции, так как проживают на территории замка».
   В 1740 г. «привилегия» была подтверждена королем Августом III. В 1763 г. еврейской общине Самбора было разрешено построить новую синагогу.
   В 1764 г. в местечке уже проживало 513 евреев.

   В начале 19 в. в Самборе работала еврейская типография, специализировавшаяся на выпуске еврейских календарей. В 1815 в Самборе проживало 15 караимов. В 1820 г. еврей открыл в городе банк. В 1830 г. евреями основана текстильная фабрика по производству скатертей.
   В 1880 г. в Самборе проживало 4427 евреев - 33,1% всего населения местечка.
   Первый раввином Самбора (с 1767 г.) был Йосеф Мойше Айзенберг. После отъезда р. Йосефа в Эрец Исроель раввином стал его сын Ицхок. В 1813-25 гг. раввин Самбора - сын И. Айзенберга Янкель Нафтоли.
    Следующим раввином Самбора был Йосеф Арье Рапопорт, затем - его сын Довид, после Д. Рапопорта - его сын Йосеф.
   В 1825-73 гг. раввином в Самборе был Йосеф Гирш Цви Витмеир.
   В 1878 г. хасидский двор в Самборе основал Ури Йолес, в 1910 династию продолжил его сын Йегуда Цви, затем династию возглавил зять последнего Хаим Йоэль Мошкович (1888-1941, Треблинка).
   С 1891 г. в Самборе действовало единственное в Галиции еврейское коммерческое училище (с 1931 г. - гимназия), пользовавшееся правами правительственных учебных заведений.
   В 1894 г. в Самборе возникла первая сионистская организация «Бней Цион». В конце 19 в. открылась еврейская больница.
   В 1900 г. здесь проживало 4900 евреев - 28,8% всего населения, в 1910 г. - 5418 евреев (26,7%). В конце 19 - начале 20 вв. многие евреи выехали из Самбора. В 1884 г. в США землячеством евреев - выходцев из Самбора было организовано благотворительное общество «Эрштер Самборер Кранкен Верейн».
   С 1907 г. в местечке действовал хедер мэтукан. В Самборе работали интернат для евреев-гимназистов (в гимназии в 1910 было 150 учащихся-евреев), в 1907-12 гг. - школа с преподаванием на иврите «Сафа брура». В 1915 г. основано 2 еврейских детских дома.

   В начале 20 в. евреи играли значительную роль в общественной жизни Самбора; большинство в городской думе в 1910 г. составляли евреи; бургомистром был еврей д-р Штейерман. В 1904-27 гг. раввином Самбора был Арон Левин, избранный в 1922 г. в Сейм Польши.
   В 1916 из Самбора в Тернополь было выслано 9 евреев.
   В 1917 г. основано «Общество для поселения в Эрец-Исроель». В 1918 г. в Самборе открылось отделениение «Га-Шомер га-Цаир», были основаны школа с преподаванием на иврите и талмуд-тора. В 1920-30-х гг. действовали отделения различных еврейских партий и организаций. В 1920-х гг. открылось отделение Еврейского кредитного банка. С 1926 г. работала школа для девочек «Бейс Яаков».
   С 1932 раввин Самбора - Элиэзер Майзес. Раввинский суд с 1925 г. возглавлял Нафтоли Герц Бумбах. Оба они погибли во время оккупации Самбора нацистами.
   По данным за 1931г. в Самборе проживало 6275 евреев, что составляло чуть больше 30% всего населения местечка.
Район Блих в конце 19 в.
Район Блих в конце 19 в.
Это перестроенное здание и есть бывшая синагога Самбора                О солидном возрасте здания говорит толщина его стен Клеймо производителя на кирпиче
Это перестроенное здание и есть бывшая синагога Самбора О солидном возрасте здания говорит толщина его стен Клеймо производителя на кирпиче
Синагога Самбора, фото из ЕЭБЕ
Синагога Самбора, фото из ЕЭБЕ
2 восстановленные мацевы на кладбище Самбора Слева - один из раввинов Самбора, Йосеф Гирш Цви Витмеир Справа - Хаим Ицхок, раввин Старого города (Старый Самбор)
2 восстановленные мацевы на кладбище Самбора Слева - один из раввинов Самбора, Йосеф Гирш Цви Витмеир Справа - Хаим Ицхок, раввин Старого города (Старый Самбор)
Ури Йолес, основатель хасидской династии. Памятник не понравился местным антисемитам, и они его разбили
Ури Йолес, основатель хасидской династии. Памятник не понравился местным антисемитам, и они его разбили
   29 июня 1941 Самбор оккупировали части вермахта. 1 июля 1941 местные украинцы устроили погром, в ходе которого было убито 50 евреев.
   В июле 1941 г. создан юденрат (председатель - Леон Снайгер), позднее - гетто, в котором содержалось 3650 чел., в т.ч. евреи, депортированные в декабре 1942 г. из Турки, Старого Самбора и других сел.
   В феврале 1942 г. в Самборе было убито 32 еврея-заложника. 4 августа 1942 г. около 6 тыс. евреев Самбора и окрестных населенных пунктов были депортированы в лагерь смерти Белжец.
   В августе 1942 г. около 600 евреев были отправлены в Яновский лагерь.
   4 сентября 1942 г. было расстреляно около 100 евреев-стариков, часть евреев депортирована в Белжец.
   23 октября 1942 г. в Белжец депортировано 460 евреев.
   13 февраля 1943 г. на еврейском кладбище расстреляно около 500 евреев.
   В марте 1943 г. в Яновский лагерь депортировано несколько сотен евреев из Самбора.
   22 мая 1943 г. из Самбора в Люблин депортировано около 550 евреев.
   5-10 июня 1943 г. гетто было ликвидировано. После ликвидации гетто в Самборе производились расстрелы скрывавшихся евреев: 23 июня 1943 расстреляно около 100 чел., 6 июля 1943 г. - 25 чел.
   Католические монахи спасли в Самборе более 10 еврейских детей. За помощь евреям в городе было расстреляно 27 человек.
   После освобождения в августе 1944 г. в Самбор вернулось около 150 евреев. В 2005 в городе еще имелось еврейское население. В 2015 евреи в Самборе не проживают.
Самбор, еврейское кладбище
Самбор, еврейское кладбище
Памятный знак на месте убийства евреев. Фото сайта sztetl.org.pl
Памятный знак на месте убийства евреев. Фото сайта sztetl.org.pl
   В городе сохранилось довольно много старинной застройки австрийских и польских времен, в т.ч. несколько очень интересных архитектурных памятников.
Одно из самых старых зданий - ратуша, 1670 г. Она стоит на фундаментах предыдущей, сгоревшей ратуши 1580 г.
Одно из самых старых зданий - ратуша, 1670 г. Она стоит на фундаментах предыдущей, сгоревшей ратуши 1580 г.
Улицы Самбора 100 лет назад
Улицы Самбора 100 лет назад
Здание на площади Рынок И оно же сейчас
Здание на площади Рынок И оно же сейчас
Дома в центре, в районе площади Рынок
Дома в центре, в районе площади Рынок
Барочный костел св. Станислава, 18 в. Раньше он был частью монастырского комплекса ордена иезуитов От иезуитов костел по наследству достался бернардинцам. Сейчас - зал органной музыки Коллегиум при монастыре иезуитов, 1759 г. Здесь учился гетьман Сагайдачный
Барочный костел св. Станислава, 18 в. Раньше он был частью монастырского комплекса ордена иезуитов От иезуитов костел по наследству достался бернардинцам. Сейчас - зал органной музыки Коллегиум при монастыре иезуитов, 1759 г. Здесь учился гетьман Сагайдачный
Церковь Рождества интересна тем, что в ней хранятся мощи св.Валентина - того самого, который День влюбленных 14 февраля Тут церковь на 2-м плане, синенькая такая. Подлинность мощей, кстати, подтверждена документом Папы Римского Оборонный костел Усекновения Главы Иоанна Крестителя Готический костел сооружен в 16 в., реконструирован в 1642 г. с элементами ренессанса
Церковь Рождества интересна тем, что в ней хранятся мощи св.Валентина - того самого, который День влюбленных 14 февраля Тут церковь на 2-м плане, синенькая такая. Подлинность мощей, кстати, подтверждена документом Папы Римского Оборонный костел Усекновения Главы Иоанна Крестителя Готический костел сооружен в 16 в., реконструирован в 1642 г. с элементами ренессанса
Очередной аналог "дома-корабля" Бывший окружной суд, 1909 г. Здание суда было перестроено из ликвидированного монастыря бернардинцев Дом, украшенный лепкой и маскаронами
Очередной аналог "дома-корабля" Бывший окружной суд, 1909 г. Здание суда было перестроено из ликвидированного монастыря бернардинцев Дом, украшенный лепкой и маскаронами
"Дирекция скарбу" - это поветовое казначейство Здание отлично сохранилось. Сегодня его занимает суд Старинный дом явно австрийской постройки
"Дирекция скарбу" - это поветовое казначейство Здание отлично сохранилось. Сегодня его занимает суд Старинный дом явно австрийской постройки
В Самборе сохранилось много симпатичных сецессийных вилл
В Самборе сохранилось много симпатичных сецессийных вилл
Что было раньше, не знаю, а сегодня это дом детского творчества
Что было раньше, не знаю, а сегодня это дом детского творчества
Следы рекламы 100-летней давности Бывший дом гимнастического общества Сокол Он и сегодня сохранился, но утратил всю свою нарядность
Следы рекламы 100-летней давности Бывший дом гимнастического общества Сокол Он и сегодня сохранился, но утратил всю свою нарядность
И еще парочка симпатичных австрийских домиков
И еще парочка симпатичных австрийских домиков
Jewish Religious community of
Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved


Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины