Здесь Вы можете оставить комментарий или дополнить статью
После проверки модератором Ваш комментарий будет опубликован

Дрогобыч

Площадь Рынок
Площадь Рынок
Ратуша
Ратуша
Ближайшие окрестности площади Рынок
Ближайшие окрестности площади Рынок
Какая облицовка!
Какая облицовка!
Дрогобыч, 2015


Львовская область

   Дрогобыч известен с 1238 года. В 1340-1772 гг. Дрогобыч был центром староства Перемышльской земли в Русском воеводстве, в 1918-1939 гг. - центр повята во Львовском воеводстве Польши. Магдебургское право город получил в 1460 г.

   В середине XIX века в городе начался промышленный «бум». На околицах возникли промышленные разработки озокерита, а со временем нефти и газа. В 1866 г. тут построили первый в Центральной Европе нефтеперерабатывающий завод, в 1910 г. еще один. В конце XIX века Галиция занимала третье место в мире по добыче нефти, уступая только России та США.
   Первое упоминание о евреях в городских актах Дрогобыча встречается в 1569 г. В 1578 г. король Польши Стефан Баторий запретил евреям жить в Дрогобыче, держать аренду и вести торговлю в городе и в его окрестностях, за исключением ярмарочных дней.

   В 1635 г. евреям было разрешено жить за городской чертой около соляных копей, но отказано в устройстве еврейского кладбища. Согласно королевской привилегии евреям предоставлялась площадь под застройку еврейской улицы размером в 1 лан (18 га) за 100 злотых в год. Возникший таким образом еврейский квартал получил название «Лан».

   23 ноября 1648 г. евреи Дрогобыча пострадали во время взятия города войсками Б. Хмельницкого. Однако еще до конца 17 в., когда ограничения на поселение евреев в Дрогобыче были отменены, евреи стали селиться в пределах города. После снятия ограничений число евреев в городе возросло, и они постепенно сосредоточили в своих руках торговлю и ремесла.

   В 1664 году магистрат Дрогобыча и руководство общины пришли к соглашению, согласно которому евреям позволялось содержать в городе десять лавок и две корчмы, а также торговать продукцией, которая не конкурирует с изделиями христианских цехов. За это соглашение еврейская община была обязана платить ежегодно 200 злотых (позднее эта сумма была увеличена, как, впрочем, и число еврейских лавок и корчем).
   Говоря о Дрогобыче, конечно, нельзя не вспомнить самого известного еврейского жителя города - Бруно Шульца. Бруно Шульц наиболее известен сборниками новелл «Коричные лавки» и «Санаторий под клепсидрой», а также детективной историей с фресками, нелегально вывезенными из Дрогобыча в "Яд Вашем".

   Во время оккупации Шульц попадает под покровительство эсэсовца Феликса Ландау, на вилле которого расписывает фресками детскую комнату. Ландау развлекался убийством евреев в гетто, и однажды его жертвой стал подопечный другого фашиста, Карла Гюнтера, личного врага и конкурента Ландау. Гюнтер не остался в долгу - он убивает Бруно Шульца, за день до того, как Шульц должен был выехать из гетто...
Бруно Шульц Дом писателя В этой гимназии он преподавал
Бруно Шульц Дом писателя В этой гимназии он преподавал
Место гибели Бруно Шульца Немец стрелял с балкона этого дома...
Место гибели Бруно Шульца Немец стрелял с балкона этого дома...
Современные материалы не всегда идут на пользу
Современные материалы не всегда идут на пользу
Но в городе сохранилось достаточно симпатичных старинных вилл Колокольня костела св.Бартоломея. Сам костел хоть и готический, но архитектура не выдающаяся
Но в городе сохранилось достаточно симпатичных старинных вилл Колокольня костела св.Бартоломея. Сам костел хоть и готический, но архитектура не выдающаяся
Из всех стилей преобладает, конечно, сецессия
Из всех стилей преобладает, конечно, сецессия
Один из самых красивых особяков
Один из самых красивых особяков
Вилла в центре города построена  в кон. XIX  в. евреем Шпицманом У Шпицмана дом выкупил бургомистр города Р.Ярош Сегодня это пединститут Галерея искусств - бывший дом доктора Й.Ротта. Тут размещен музей Бруно Шульца
Вилла в центре города построена в кон. XIX в. евреем Шпицманом У Шпицмана дом выкупил бургомистр города Р.Ярош Сегодня это пединститут Галерея искусств - бывший дом доктора Й.Ротта. Тут размещен музей Бруно Шульца
Вилла была построена в нач. ХХ в. вице-губернатором Я.Файерштейном Сегодня здесь картинная галерея Вот такая интересная тетя И что-то не очень понятное
Вилла была построена в нач. ХХ в. вице-губернатором Я.Файерштейном Сегодня здесь картинная галерея Вот такая интересная тетя И что-то не очень понятное
Отделку деревом уже не часто встретишь
Отделку деревом уже не часто встретишь
Бывшее староство Сегодня это один из корпусов пединститута
Бывшее староство Сегодня это один из корпусов пединститута
Бывшее здание поветового суда, нач. ХХ в.
Бывшее здание поветового суда, нач. ХХ в.
Костел бывшего монастыря кармелитов
Костел бывшего монастыря кармелитов
И немного польских открыток
И немного польских открыток
   В 1720-х гг. еврейские обувщики и швейники создали два ремесленных цеха. Они просуществовали до 1756 г.

   Большим авторитетом в общине в середине 18 в. пользовался раввин М.Гиршович. В 1736 г. польский король Август III пожаловал ему чин королевского слуги и даровал право вести беспошлинную торговлю вином и другими товарами.

   В 1765 г. в Дрогобыче было 1924 еврея. С переходом Дрогобыча в 1772 г. к Австрии положение евреев ухудшилось: в 1783-84 гг. им было приказано покинуть город, продать дома и перселиться на Лан. Долги кагала Дрогобыча достигли к 1772 г. колоссальной суммы - 26 968 злотых. Введение новых непосильных налогов австрийскими властями окончательно разорило общину.

   В конце 18 в. были основаны трехклассная еврейская школа и немецко-еврейское училище, закрытые в 1806 г. из-за сопротивления ортодоксального еврейства. В 1836 г. в Дрогобыче имелось 13 синагог и молитвенных домов, в основном хасидских. Большим влиянием пользовались последователи Ружинского цаддика. В 1840 г. хасидский двор в Дрогобыче основал Лейзер Нисан Тительбойм. Именно он был инициатором строительства Новой синагоге на Лане.
   Со второй половины XVII века еврейское население города постоянно растет. По данным переписи 1663 года, на Лане находилось 15 еврейских домов, в которых проживало от 30 до 40 семей. Такое же количество евреев жило в пригородах Завижна и Зварыч вблизи соляных разработок. К 1716 году население на Лане значительно увеличилось и составило 100 еврейских семей, а вместе с пригородами - 203 семьи.

   Вместе с ростом общины возникла необходимость в увеличении размеров синагоги. В 1711 году еврейская община получила разрешение короля Яна Казимира на реставрацию синагоги в счет общинного долга, который следовало выплатить католическому духовенству еще в 60-х годах XVII века. В 1713 году, во время пожара, Лан вместе с синагогой сгорел. Архиепископ Александр Антоний в 1726 году позволил евреям Дрогобыча отстроить новую синагогу на прежнем месте при условии, что она не будет выше и больше, чем старая. После окончания строительства община вновь оказалась в долгах, однако это не помешало в 1743 году, во время пребывания на должности руководителя еврейской общины содержателя доходов Дрогобычского староства Зельмана Вольфовича, перестроить синагогу в камне и оборудовать галереи для женщин. Новая синагога - единственное на Лане каменное здание - служило убежищем и защитой для евреев и одной из архитектурных доминант города. Однако, после того как на соседнем с ней участке было воздвигнуто монументальное здание большой синагоги (1865 год), синагога XVIII века на Лане утратила свое значение и превратилась в бейс-мидраш.
Новая синагога на Лане Это была самая большая синагога Галиции
Новая синагога на Лане Это была самая большая синагога Галиции
Возможно, это и есть фрагменты старой синагоги Арон Кодеш в синагоге
Возможно, это и есть фрагменты старой синагоги Арон Кодеш в синагоге
   Положение изменилось в середине 19 в. с основанием недалеко от Дрогобыча нефтяных промыслов. Евреи были первыми организаторами добычи и переработки нефти, торговля которой также сосредоточилась главным образом в их руках. В 1880 г. около трех тысяч евреев работали на предприятиях нефтяной промышленности. Разбогатев, евреи снова стали селиться в Дрогобыче. В 1880 г. еврейское население Дрогобыча составляло 9181 человек (свыше 50% жителей), в городе была построена синагога и еврейская больница.
   К концу 19 в. при поддержке австрийских властей евреев начали вытеснять из нефтяных промыслов и торговли нефтью. Многие предприятия разорились, число евреев в Дрогобыче стало сокращаться, община начала беднеть. В 1890 г. еврейское население Дрогобыча составляло около 8700 человек (около 44,8%), в 1900 г. - 8683 человека.

   Во время первой мировой войны, в сентябре 1914 г. Дрогобыч был занят русскими войсками. Казачьи части устроили в городе погром, в результате которого была уничтожена синагога.
   В 1920-х - 30-х гг. в Дрогобыче функционировали различные еврейские партийные и общественные организации, существовали еврейские школы. Между двумя мировыми войнами часть евреев Дрогобыча переселилась в Эрец-Исраэль, среди них цаддик дрогобычских хасидов Хаим Шапиро, который первым из хасидских руководителей официально примкнул к сионистскому движению.
Одна из синагог на ул. Мазепы Архитектурное решение необычное - здание вытянуто с севера на юг, а не с запада на восток
Одна из синагог на ул. Мазепы Архитектурное решение необычное - здание вытянуто с севера на юг, а не с запада на восток
Синагога благотворительного общества «Зихрей Лев», ул. Подвальна Клойз, ул. Гончарская
Синагога благотворительного общества «Зихрей Лев», ул. Подвальна Клойз, ул. Гончарская
   К 1939 г. в Дрогобыче жили 17 000 евреев. В сентябре 1939 г. Дрогобыч был занят частями Красной армии. Все еврейские общественные и партийные организации были распущены. Многие евреи Дрогобыча, а также беженцы из немецкой зоны оккупации были депортированы в отдаленные районы Советского Союза, синагога была закрыта. Власти организовали две еврейские школы с преподаванием на идиш, еврейские клубы и библиотеки.

   1 июля 1941 г. Дрогобыч был оккупирован германской армией. Незначительному числу евреев удалось эвакуироваться. Сразу после вступления германских войск начались убийства евреев, организованные украинскими националистами, в которых участвовали также германские военнослужащие. Более трехсот евреев были убиты.
   В июле 1941 г. в Дрогобыче был создан юденрат. Еврейское население было заключено в гетто, окруженное колючей проволокой; в августе 1942 г. вокруг гетто была выставлена вооруженная охрана. На еврейское население была наложена большая контрибуция. По отчетам оккупационных властей, евреи сдали 14 529 золотых и серебряных предметов. Зимой 1941-42 гг. большое количество людей в гетто умерло от эпидемий.
   В начале 1942 г. юденрат организовал ряд предприятий, которые выполняли заказы оккупационных властей, чтобы избежать уничтожения еврейского населения.
   В конце марта 1942 г. была проведена акция, около двух тысяч евреев были отправлены в лагерь смерти Белжец. 8-17 августа 1942 г. была осуществлена вторая акция, не коснувшаяся только обладателей рабочих удостоверений, остальные (более трех тысяч человек) были депортированы в Белжец. Немцы при помощи украинских полицейских ловили скрывавшихся евреев и уничтожали их, так погибло более шестисот человек.
   23-24 октября и в ноябре 1942 г. были осуществлены акции, во время которых тысячи евреев были отправлены в Белжец.
   15 февраля 1943 г. 450 евреев были вывезены из города и убиты.
   21 мая - 10 июня 1943 г. гетто было ликвидировано, его узники, в том числе члены юденрата, были расстреляны за городом. В живых были оставлены только рабочие и ремесленники, в работе которых оккупационные власти были наиболее заинтересованы. В апреле 1944 г., в связи с наступлением советской армии, они были отправлены в Белжец.

   После освобождения Дрогобыча в августе 1944 г. из укрытий в городе и из лесов вернулись около 400 евреев. Одна из жительниц города, учительница Мария Струтинская укрыла и спасла от гибели 13 евреев. Большинство уцелевших евреев Дрогобыча выехало в Польшу, а затем - в Израиль и другие страны. Сейчас евреи в Дрогобыче не живут.
Гетто в Дрогобыче
Гетто в Дрогобыче
Письмо из гетто
Письмо из гетто
Депортация в лагерь смерти Белжец
Депортация в лагерь смерти Белжец
Место расстрела евреев Дрогобыча
Место расстрела евреев Дрогобыча
Оно находится в 10 км от города в сторону Самбора
Оно находится в 10 км от города в сторону Самбора
Здесь больше десяти огромных могил
Здесь больше десяти огромных могил
Кое-где установлены индивидуальные таблички
Кое-где установлены индивидуальные таблички
   Прогулка по Дрогобычу у нас вышла быстрой и беспорядочной, поэтому фотографии из серии "что вижу, о том пою"...
Вилла Ландау Фрески по мотивам сказок братьев Гримм
Вилла Ландау Фрески по мотивам сказок братьев Гримм
Эти 3 фрески находятся в музее Яд Вашем в Иерусалиме
Эти 3 фрески находятся в музее Яд Вашем в Иерусалиме
Jewish Religious community of
Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved


Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины