Болехов

Болехов на старых открытках Ратуша
Болехов на старых открытках Ратуша
Укртелеком. Фото SergeyUA, photogoroda.com Музей в старом особняке. Фото SergeyUA, photogoroda.com Больница. Фото Mykola Swarnyk, photogoroda.com Ж.д. вокзал
Укртелеком. Фото SergeyUA, photogoroda.com Музей в старом особняке. Фото SergeyUA, photogoroda.com Больница. Фото Mykola Swarnyk, photogoroda.com Ж.д. вокзал
Когда-то в городе работала солеварня Солеварня. Фото Andy Shustykevych, photogoroda.com Пара австрийских открыток
Когда-то в городе работала солеварня Солеварня. Фото Andy Shustykevych, photogoroda.com Пара австрийских открыток
Болехов, 2015


   Впервые письменно Болехов упоминается в 1371 году. В 1546 году была построена первая солеварня. В 1603 году городу предоставлено Магдебургское право и скоро город стал важным военным укреплением Речи Посполитой на Прикарпатье. После раздела Польши в 1772 году Болехов вошел в состав Австрийской империи. За это время город пришел в запустение.
   В 1918 году Болехов вновь стал частью Польши, в 1939 вошел в состав УССР.
Особняк еврея д-ра Клейнберга
Особняк еврея д-ра Клейнберга

Ивано-Франковская область

Фотографии photogoroda.com
   Еврейская община так же стара, как и сам город, основанный в 1612 г. Николаем Гедзинским. Согласно его привилегиям, данным евреям и подтвержденным Сигизмундом III, евреи пользовались льготами наравне с христианами. Они имели право строить дома во всякой части города и жаловались землей для сада возле дома; и дом, и сад являлись их собственностью, за что они уплачивали небольшой налог владельцу.
   Места для синагоги и кладбища евреи получили даром. Жалобы христиан на евреев разбирались владетелем или судьей, назначенным им, в согласии с существующими законами и королевскими привилегиями для евреев.

   Евреи пользовались правом быть избираемыми в заседатели суда и даже в городские старосты. Когда в 1660 г. первый староста произносил присягу, то сказал: «Торжественно присягаю жить в мире с римско-католиками, греко-католиками и евреями и защищать их права, богатых и бедных безразлично». Иллюстрацией к общественному положению евреев служит факт, что, когда казаки сожгли в 1669 году замок в Жидачове со всеми официальными документами и привилегиями, городской совет Болехова поручил двум евреям - Лейбе Ицковичу и Липману Лазаровичу - внести привилегии Жидачова в новые книги города.
  
   В следующем году татары напали на Болехов и разрушили и сожгли много домов, вследствие чего евреи обеднели; но владетель города Георгий Гедзинский, епископ львовский, ссудил многих из них деньгами.
   По переписи 1765 г. числилось 784 еврея в самом городе и 99 в окрестных деревнях. Они состояли преимущественно «квотниками», т. е. кассирами у арендаторов солеварен. Средства кагала постепенно уменьшались, что указывает на ухудшение материального положения еврейского населения, и с 30-х годов 18 века он вынужден был делать займы у местной римско-католической церкви и у разных помещиков; в 1784 г. кагальные долги достигли 3225 австр. гульденов, или 16125 пол. злотых.
   В 1787 г. австрийское правительство открыло в Болехове общеобразовательное училище, заведующим которого был назначен вызванный из Германии еврей Б. Блументаль (просуществовало лишь до 1806 г.).

   Галицийское просветительное движение нашло отклик в Болехове. В 40-х годах 19 в. здесь жил один из представителей этого движения, С. Гольденберг, издатель журнала «Кеrem Ghemed». Некоторые просветители возбудили в 1846 г. ходатайство об открытии народного училища, причем лиц, подписавших ходатайство, они уверили, будто дело касается постройки новой синагоги. Администрация согласилась с предложением и с бюджетом школы (1290 гульденов в год), который должен был покрываться налогом на кошерное мясо. Но хасиды, узнав правду, стали противодействовать училищу, и благодаря этому оно посещалось весьма слабо (в 1858 г., вместо предположенных 250 мальчиков и 195 девочек, было лишь 51 мал. и 22 дев., в 1860 г. 45 и 46). Директор школы Соломон Рубин, известный впоследствии переводчик на древнееврейский язык «Этики» Спинозы и автор многих философских сочинений, а также преподаватели, подвергились нападкам со стороны хасидов. Ввиду этого власти предложили посвятить больше времени изучению еврейского языка, назначить прогрессивный состав кагала. Несмотря на это, училище и до сих пор влачит жалкое существование.
Еврейское кладбище. Фото сайта.sztetl.org.pl
Еврейское кладбище. Фото сайта.sztetl.org.pl
Круглая мацева? Или просто поломанная?
Круглая мацева? Или просто поломанная?
   Болехов состоит из двух частей: 1) Болехов и 2) Болехов русский (преобладающее население - русины); по переписи 1900 г., в первом числилось евреев 3323, неевреев 914, во втором 540 и 1796. Большинство кожевенных заводов принадлежит евреям. Ввиду преобладающего еврейского населения Болехов составляет вместе с Долиной и Дрогобычем еврейский выборный округ для выборов в парламент (депутатом состоит с 1907 г. адвокат доктор Натан Левенштейн, член польского кола).

   Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.
Большая синагога Болехова Панорама города с синагогой на заднем плане
Большая синагога Болехова Панорама города с синагогой на заднем плане
Неподалеку сохранился один старинный особняк
Неподалеку сохранился один старинный особняк
   В 1910 году в Болехове насчитывалось 4000 жителей. Из них 5,5% человек были греко-католиками, 14,9% - католиками и 78% были евреями. В Болехове проживало наибольшее количество евреев по сравнению с другими поселениями и городами. Во время Первой мировой войны большинство евреев эмигрировало, поэтому их количество составляло лишь 25% от всего населения города. В межвоенный период евреи, в основном, были купцами и работниками фабрик.
   В 1931 году в городе проживало 2 986 евреев. С 1924 г. большинство представителей гмины принадлежало к сионистским организациям. Они оказали большое влияние на общественную жизнь в городе Болехов.

   Во время Второй мировой войны, в период советской оккупации, были распущенны все еврейские учреждения. Ухудшилась экономическая ситуация. Когда в город вошли словацкие и венгерские войска (3 июля 1941 года), озвучены были некоторые украинские анти-еврейские заявления.
   4 июля состоялся погром, во время которого евреев грабили и избивали.
   В августе к власти пришли немцы. Создан был юденрат во главе с Руфензеймом. Преследование евреев и принуждение к тяжелым физическим работам началось сразу же после вступления нацистов в город. Однако первые массовые убийства евреев произошли позже.
   Первая «акция» была проведена 28-29 октября 1941 года. В окрестности с. Танява было расстреляно 750 человек. Во время тех событий председатель юденрата Руфензейн совершил самоубийство.
   В конце 1941 года председателем юденрата стал Шиндлер. Пережившие «акцию» были заключены в гетто. Гетто не было замкнутого типа, впрочем покинуть его территорию можно было только с целью выполнения работ.
   В апреле 1942 года на территории еврейского кладбища в селе Довжка расстреляли 450 евреев.
   В июне 1942 года в Болехове и близлежащих селах проживало 4281 евреев, из них 1 588 выполняло принудительные работы. В августе 1942 года в Болехов были переселены евреи из близлежащих сел.
   Третья «акция» состоялась 3-5 сентября 1942 года. Сотни евреев были перевезены в Стрый, а затем в лагеря смерти в Белжец. В проведении этой «акции» принимали участие немецкие жандармы, украинская полиция, а также еврейская полиция. После этого в городке осталось около 2500 евреев.
   В октябре-ноябре 1942 года часть евреев была вывезена в Стрый. В Болехове оставалось на тот момент всего 1748 еврейских рабочих.
   В декабре 1942 года евреи, работавшие в Болехове, были переведены в Кошар. Происходило все это вместе с ликвидацией гетто. Евреи, которые находились в городе, были расстреляны немцами в июле 1942 года во время четвертой «акции». Они были похоронены на еврейском кладбище в Болехове. В это же время в городе Стрый расстреляли других болеховских евреев.

   Материал shtetlroutes.eu
Мемориальная надпись в лагере смерти Белжец
Мемориальная надпись в лагере смерти Белжец
Jewish Religious community of
Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины

Специальный проект журнала