Здесь Вы можете оставить комментарий или дополнить статью
После проверки модератором Ваш комментарий будет опубликован

Бобрка

Бойберке, 2015


Львовская область

, Перемышлянский район
   Первое упоминание о городе встречается в Галицко-Волынской летописи под 1211 годом. Упоминается также река Бобрка, старинное урочище Боберка, то есть место, где были бобры - объект охоты в Древней Руси. Между 1353-1366 годами район г. Бобрка находился в в числе владений, зависимых от Любарта, вассалом которого был Дмитрий Михайлович Боброк.

   Поселение было собственностью польского короля и входило в Литовское староство. Привилегией Казимира IV в 1469 году Бобрка получила магдебургское право, по которому было разрешено устраивать ярмарку дважды в год и раз в неделю проводить торги.

   С 1920 года Бобрка находится в составе Львовского воеводства Польской Республики.
   С 1939 года согласно пакту Риббентропа-Молотова город вошел в состав УССР.

Ну кто же еще может встречать путешественников на въезде в город?
Ну кто же еще может встречать путешественников на въезде в город?
   Вероятно, первые евреи прибыли в Бибрки уже в пятнадцатом веке. Еврейские налогоплательщики упоминаются в средствах массовой информации в документах 1625 и 1661 гг. В то время евреи Бобрки относились к кагалу Львова.

   В 1765 г. в Бобрке жили 713 евреев. На идиш название штетла звучало как "Бойберке".

   Во время ярмарок в Бобрке происходили съезды представителей кагалов воеводства (1722, 1753).
   В первые годы после вхождения Бобрки в состав Австро-Венгрии было открыто еврейско-немецкое училище, закрытое в 1806. В Бобрке было развито домашнее ткачество. Ткани из Бобрки славились своим качеством и продавались в Гданьске и Вене. К нач. 19 в. почти все ткачи в Бобрке были евреями. В кон. 19 - нач. 20 в. евреи Бобрки зарабатывали на жизнь торговлей, ремеслом, извозом. Торговля хлебом и кожей была также сосредоточена в руках евреев. Несколько крупных торговцев-евреев занимались продажей табака, соли, нефти и алкоголя.
   В кон. 19 в. в Бобрке было 3 адвоката-еврея, к нач. 1-й мир. войны - 6. Имелся врач-еврей.
   В 1880-х гг. начался массовый выезд в США. В 1908 в Нью-Йорке была создана община выходцев из Бобрки.
   В 1800-30 раввином Бобрки был один из лидеров галицийского хасидизма Симха Витлес, ученик раби Мешулама Зуси Аннопольского, в 1830-40 гг. - его сын Хаим, позднее (до 1870) - Дойв Витлес, последним раввином этой династии в 1870-1906 был Хаим-Симха. Сын Хаима-Симхи Яаков в 1920-30-х гг. был одним из лидеров «Агудас Исроэль» в Польше.
   В 1906-29 раввином Бобрке был бельцевский хасид Беньямин Зеев Геллер. В 1910 в Бобрке поселился цадик из Стратина Ицхок Айзик Ленгнер. Евреи Бобрки были хасидами, большинство - бельцевскими, остальные - стратинскими.
   В Бобрке имелись 7 синагог, хедеры, 4 благотворительные организации, общее народное училище, где изучались еврейские предметы. С кон. 19 в. активно работали отделения сионистских партий и организаций.
   В 1859 г. в Бобрке проживало 1778 евреев (63% всего населения), в 1890 - 2395 евреев (48,5%).

   Во время 1-й мировой войны солдаты русской армии сожгли многие еврейские дома и синагоги. Евреев Бобрки обвинили в попытке отравить колодцы, некоторых приговорили к смертной казни. В 1916 в Тернополь было выселено 43 еврея Бобрки.
   В 1920 несколько десятков молодых евреев выехало в Эрец Исроель. После этого сионистская деятельность в Бобрке практически прекратилась. В 1930 возобновилась деятельность Мизрахи, в 1931 - Бейтара. Действовала (с перерывами) школа сети «Тарбут». Работали еврейская библиотека и при ней драм. кружок.
   После смерти Б.-З. Геллера возник конфликт между бельцевскими и стратинскими хасидами, который продолжался несколько лет. В 1920-36 в Бобрке жил преемник раби из Стратина Ури Эйзен.
   В 1921 г. в Бобрке проживало 1480 евреев (33,7% всего населения), в 1931 г. - 1833 еврея.
От синагоги почти ничего не осталось На этой фотографии ее хорошо видно, в правой части
От синагоги почти ничего не осталось На этой фотографии ее хорошо видно, в правой части
   30 июня 1941 немецкие войска вошли в Бобрку. 10 июля 1941 был учрежден юденрат, созданы гетто и еврейская полиция. В августе 1942 в Бибрку были переселены евреи из окрестных сел, а также из с. Щирец - 180 человек, и поселка Новые Стрелища - 1252 человек. Число евреев, живущих в Бобрке, выросло таким образом до 3200 человек.

   Первая депортация состоялась 12 августа 1942 года. Акцию провела полиция со Львова с помощью местных украинских полицейских. Примерно 200 человек были убиты на месте, в лагерь смерти Белжец было отправлено 1260 евреев. После акции в городе насчитывалось около 1900 евреев.
   8 дек. 1942 в Белжец отправлено еще несколько сотен человек.

   Около 300 человек в гетто умерли от голода и болезней. Ликвидация гетто состоялась 13 апреля 1943 года. Были убиты 1070 евреев, сожжена еврейская больница и 50 больных. Небольшая группа трудоспособных евреев была отправлена ​​в Яновский лагерь во Львове.
   После 1944 в Бобрку возвратилось около 40 евреев. Сегодня евреи здесь не проживают.
Так когда-то выглядело еврейское кладбще в Бобрке Место кладбища сегодня. Фото сайта.sztetl.org.pl
Так когда-то выглядело еврейское кладбще в Бобрке Место кладбища сегодня. Фото сайта.sztetl.org.pl
Мемориальная надпись в лагере смерти Белжец
Мемориальная надпись в лагере смерти Белжец
Jewish Religious community of
Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved


Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины