В XII веке Амстердам был небольшой рыбацкой деревней, но во времена Золотого века Нидерландов стал одним из наиболее значимых портов мира и крупным торговым центром. Является столицей королевства с 1814 года.

Нидерланды

Амстердам

Амстердам, 2015


Амстердам встретил нас живностью. Синими белками, например... ... еще цаплями... ... и птичьей дракой
Амстердам встретил нас живностью. Синими белками, например... ... еще цаплями... ... и птичьей дракой
Железные человеки на пустых утренних улицах выглядят стемновато Еще один, крадется за мужиком Амстердамские каналы не менее интересны, чем венецианские Пост ГАИ)
Железные человеки на пустых утренних улицах выглядят стемновато Еще один, крадется за мужиком Амстердамские каналы не менее интересны, чем венецианские Пост ГАИ)
Дома изгибаются под совершенно разнообразными углами Какого-нибудь орла под рукой, видно, не оказалось Ноордеркерк (Северная церковь), 17 в. Ноордеркерк построена как протестантская церковь
Дома изгибаются под совершенно разнообразными углами Какого-нибудь орла под рукой, видно, не оказалось Ноордеркерк (Северная церковь), 17 в. Ноордеркерк построена как протестантская церковь
Амстердамские домики Вестеркерк (Западная церковь), 17 в. Она тоже протестантская, построена кальвинистами
Амстердамские домики Вестеркерк (Западная церковь), 17 в. Она тоже протестантская, построена кальвинистами
   После создания независимого государства Нидерланды в 1579–81 гг., основным юридическим документом которого стала Утрехтская уния (1579), предоставившая право каждой провинции самостоятельно решать различные вопросы, марраны из Испании и Португалии стали селиться в Амстердаме, где они могли открыто исповедовать иудаизм. В начале 17 в. в Амстердаме существовали две общины сефардов, которые вместе создали школу и фонд, обеспечивавший приданое для неимущих невест. Конфликт между ортодоксальным руководством и свободомыслящими интеллектуалами привел к расколу одной из общин в 1619 году, однако в 1693 г. раскол был ликвидирован.
   Прекрасная синагога, построенная в 1675 г., послужила образцом для многих сефардских синагог. Амстердам стал центром духовной жизни марранской диаспоры. В талмуд-торе изучали грамматику иврита и поэзию на иврите, а в старших классах иврит был разговорным языком. Выпускники этой школы стали раввинами во многих сефардских общинах. Некоторые из них стали писателями и поэтами, писавшими на иврите.
   Большая часть религиозной литературы на испанском и португальском языках для сефардов была написана и напечатана в Амстердаме.
   Во второй половине 17 в. большинство евреев Амстердама стало приверженцами Саббатая Цви. Сторонники Саббатая Цви в течение долгого времени руководили общиной Амстердама.
   После войны с Испанией в 1648 году в Амстердаме поселилось большое число бывших марранов, многие из которых вскоре стали состоятельными людьми. Еврейские купцы и предприниматели в Амстердаме торговали со многими странами, занимались биржевыми операциями, производством табачных изделий, книгопечатанием, обработкой алмазов (последняя отрасль со временем целиком перешла в руки евреев). Однако позднее евреи Амстердама сильно пострадали от экономических кризисов, особенно в 1763 г. После завоевания Нидерландов французами в 1794 община сефардов, насчитывавшая три тысячи человек, совсем обеднела.
Еврейский квартал. Слева - Португальская синагога Еще одна гравюра, 18 в. Пурим в Амстердамской синагоге. Л. Дебур, 1735 г.
Еврейский квартал. Слева - Португальская синагога Еще одна гравюра, 18 в. Пурим в Амстердамской синагоге. Л. Дебур, 1735 г.
Португальская синагога на старых открытках
Португальская синагога на старых открытках
   Первые поселенцы-ашкеназы прибыли в Амстердам в 20-е гг. 17 в. В 1640 г. они открыли свою первую синагогу. Вскоре община ашкеназов стала более многочисленной, чем община сефардов. В Амстердаме нашли убежище евреи из Польши (главным образом из её украинской части), бежавшие от погромов Б. Хмельницкого и от нашествия шведов.
   Ашкеназы установили торговые связи с Восточной Европой и Германией. Многие из них стали менялами, посредничали при заключении кредитных соглашений между немецкими государствами и голландскими банками, а также при продаже бриллиантов.
   В 18 в. положение ашкеназской общины улучшилось, хотя она также пострадала от экономического кризиса, поразившего Нидерланды в 1763 г. В конце 18 в. в Амстердаме было 18 200 ашкеназов. В 1799 г. 87 % из них получали общественные пособия.

   Первая еврейская газета «Газета де Амстердам» издавалась на испанском языке в 1675–90 гг. Большой интерес представляют изданные в это время в Амстердаме произведения на идиш, в том числе первая газета на идиш «Динстагишер унд фрайтагишер курант», выходившая дважды в неделю, а также переводы Торы.
   В 1795 г. войска революционной Франции вступили в Нидерланды. Была провозглашена зависимая от Франции Батавская республика. Руководители обеих еврейских общин в Амстердаме выступали против предоставления революционными властями гражданских прав евреям, так как это повело бы к потере автономии общины.
   Сторонники эмансипации основали революционное еврейское общество (1795). Ашкеназская община раскололась.
   В 1796 г. евреи получили равные с другими гражданами права. С созданием Голландского королевства в 1806 г. ашкеназская община была воссоединена по приказу короля Людовика (брата Наполеона I). После разгрома наполеоновской Франции и создания Нидерландского королевства (1815 г.) Вильгельм I подтвердил предоставленное ранее евреям равноправие. Вильгельм I признал еврейскую общину в качестве религиозной организации и упорядочил ее структуру, которая с тех пор почти не менялась вплоть до Второй мировой войны.

   После получения гражданского равноправия усилилась ассимиляция высших слоев еврейского населения. Некоторые евреи получили важные общественные и государственные посты. Часть евреев достигла значительного благосостояния. Однако большинство евреев Амстердама находилось в тяжелом экономическом положении, которое улучшилось лишь после 1867 г. благодаря развитию алмазошлифовальной промышленности. Работники этой отрасли создали сильный профсоюз — первый в своем роде в Голландии.
   В начале 20 в. сионистское движение в Амстердаме охватывало только интеллигенцию и ортодоксальных евреев. После Первой мировой войны значительно усилилось сионистское юношеское движение.
   После прихода к власти нацистов в Германии в Амстердам хлынул поток беженцев. Еврейское население Амстердама увеличилось с 65 523 человек в 1930 г. до 79 352 человек в 1941 г. (из них 10 241 человек не были голландскими гражданами).
"Еврейский квартал Амстердама". К.Спрингер, 1871 "Улица в еврейском квартале Амстердама". Соломон Вервир, 1851 "Еврейский квартал Амстердама". М.Либерман, 1905 "Еврейский квартал Амстердама". К.Доммерсен, 1878
"Еврейский квартал Амстердама". К.Спрингер, 1871 "Улица в еврейском квартале Амстердама". Соломон Вервир, 1851 "Еврейский квартал Амстердама". М.Либерман, 1905 "Еврейский квартал Амстердама". К.Доммерсен, 1878
Более поздние картинки, начало 20 в. Евреи у синагоги Еврейские трущобы
Более поздние картинки, начало 20 в. Евреи у синагоги Еврейские трущобы
Современные дома еврейского квартала Здесь можно приобрести еврейские сувениры... ... и даже настоящую магию Бенедикт, он же Борух, Спиноза, местный уроженец. Фото treasureyourbeing.com
Современные дома еврейского квартала Здесь можно приобрести еврейские сувениры... ... и даже настоящую магию Бенедикт, он же Борух, Спиноза, местный уроженец. Фото treasureyourbeing.com
   Во время оккупации Нидерландов Германией (1940) голландские нацисты при поддержке немецких солдат начали провоцировать антиеврейские демонстрации и погромы в еврейских кварталах Амстердама. Возникло еврейское движение Сопротивления. В феврале 1941 г. участники Сопротивления убили голландского нациста. В ответ на это немцы расстреляли еврейского трактирщика, обвинив его в сопротивлении патрулю Это был первый случай расстрела голландского гражданина немецкими оккупантами.

   Власти Амстердама создали еврейский совет, важнейшей задачей которого было убедить евреев сдать оружие. 22–23 февраля были арестованы 452 еврея, которые впоследствии были уничтожены в Маутхаузене. 25 февраля в знак протеста против этих репрессий объявили забастовку докеры, которых поддержали работники почти всех государственных и частных предприятий Амстердама и его окрестностей. Частичная забастовка продолжалась и на следующий день, но нацистам при помощи репрессий удалось прекратить ее.
   В мае–июне 1943 г. приблизительно двенадцать тысяч евреев было арестовано и отправлено в лагеря смерти. Немцы конфисковали все имущество еврейских учреждений, в том числе известную библиотеку «Розенталиана» (возвращена после войны). Однако синагоги не были разрушены.

   В 1974 г. в Амстердаме было приблизительно четырнадцать тысяч евреев (из них пять тысяч являлись членами ашкеназской общины, шестьсот — сефардской и семьсот пятьдесят — так называемой либеральной). В Амстердаме существуют еврейский приют для инвалидов, больница и несколько частных еврейских школ и детских садов. Единственный в Нидерландах еврейский еженедельник «Ньейв исраэлитиш веекблад» печатается в Амстердаме. Много евреев работает в текстильной и алмазошлифовальной промышленности, многие являются врачами или лицами свободных профессий.
   В доме, где скрывалась от нацистов семья Анны Франк, сегодня работает музей.
За синагогой стоит скульптура Мари Андриссен "Докер",  в память о забастовке 1941 г. Напротив - Еврейский музей Он размещается в 4 зданиях бывших ашкеназских синагог
За синагогой стоит скульптура Мари Андриссен "Докер", в память о забастовке 1941 г. Напротив - Еврейский музей Он размещается в 4 зданиях бывших ашкеназских синагог
Дом-музей Анны Франк Меня удивило количество людей, желающих сюда попасть Что интересно, многие имеют типичную азиатскую внешность Памятник жертвам нацистов
Дом-музей Анны Франк Меня удивило количество людей, желающих сюда попасть Что интересно, многие имеют типичную азиатскую внешность Памятник жертвам нацистов
   По данным Еврейского университета в Иерусалиме, численность еврейского населения Амстердама составила в 1990 г. около семнадцати тысяч человек (65% всего еврейского населения Нидерландов). В 1970–80-х гг. многие евреи переехали из центральных районов города в его пригороды, где стали селиться представители среднего класса; здесь были построены новые синагоги и общинные центры, сюда же переместились многие еврейские организации, социальные службы и благотворительные учреждения. Ортодоксальная ашкеназская община Амстердама насчитывала в начале 1990-х гг. около трех тысяч активных участников, сефардская — около 600 (включая недавних эмигрантов из Марокко, Египта и Ирака), либеральная — несколько сотен.

   В конце 1980-х – начале 2000-х гг. в Нидерландах, особенно в Амстердаме, поселились тысячи евреев из Советского Союза, государств, образованных после его распада, и Израиля. В 2002 г. еврейское население Амстердама составляло около двадцати тысяч человек. В городе функционировали десять ашкеназских, две сефардские и одна либеральная синагоги.
Португальская синагога - сегодня действующая синагога еврейской общины 9 мая 1945 г. Первая служба в синагоге после окончания войны
Португальская синагога - сегодня действующая синагога еврейской общины 9 мая 1945 г. Первая служба в синагоге после окончания войны
Интересный рельеф на стене синагоги: Иегошуа бин Нун остановает Солнце и Луну во время боя. На заднем плане суровые еврейские воины в рыцарских доспехах 17 века (ленд-лиз из США, видимо) кошмарят войско 5 царей. Также присутствуют летящие с неба камни: "Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом"
   В Амстердаме действуют Еврейская ассоциация социальных служб, сионистские организации, общество молодежи и студентов «Ийяр», еврейская больница и дом престарелых. Работает лицей имени Маймонида, который долгое время был единственным средним еврейским учебным заведением в стране. В лицей принимают только детей, считающихся евреями согласно Галахе, что вызвало крупный конфликт, нашедший разрешение лишь в Верховном суде Нидерландов, который подтвердил право дирекции лицея вводить подобные ограничения. В середине 1970-х гг. ортодоксы открыли в Амстердаме школу с детским садом при ней, где преподавание частично ведется на идиш.
   В 1967 г. любавичские хасиды создали в городе Академию иудаизма, в рамках которой действуют курсы истории и культуры еврейского народа. В Амстердамском университете работают кафедры иудаистики и исследования Катастрофы, в римско-католической теологической академии изучается Талмуд.
Улица Моисея и Аарона. Эх, надо было предложить во время переименования улицы Ленина в Жмеринке! Ну явно же наш человек
Улица Моисея и Аарона. Эх, надо было предложить во время переименования улицы Ленина в Жмеринке! Ну явно же наш человек
   Еще в Амстердаме замечательное еврейское кладбище. Походу, это единственное в мире кладбище, где на мацевах изображены люди. И это вовсе не портреты усопших...
   Фото studiokoning.nl
Кладбище. Гравюра 18 в. Сон Яакова Интересно, что за сюжет?
Кладбище. Гравюра 18 в. Сон Яакова Интересно, что за сюжет?
   Но это не все амстердамские приколы. Еще есть... церковь Моисея и Аарона!!! С соответствующей скульптурным наполнением. А есть тут, интересно, синагога святого Петра?
Mozes en Aäronkerk Открытка 1902 года
Mozes en Aäronkerk Открытка 1902 года
Рис. Д.Ламерса, 1880 г.
Рис. Д.Ламерса, 1880 г.
   После еврейского квартала мы успели немного прогуляться по центру нидерландской столицы.
Няшный магазин игрушек) Отель в старинном здании
Няшный магазин игрушек) Отель в старинном здании
Шикарный торговый центр с богатым архитектурным декором
Шикарный торговый центр с богатым архитектурным декором
Ньиве керк - Новая церковь, 1645 г. Площадь Дам — центральная площадь Амстердама Музей мадам Тюссо
Ньиве керк - Новая церковь, 1645 г. Площадь Дам — центральная площадь Амстердама Музей мадам Тюссо
Королевский дворец —  бывшая ратуша, резиденция нидерландских монархов Здание построено в 1655 году
Королевский дворец — бывшая ратуша, резиденция нидерландских монархов Здание построено в 1655 году
Национальный монумент Это - память о жертвах Второй мировой и последующих конфликтов Музей Рембрандта
Национальный монумент Это - память о жертвах Второй мировой и последующих конфликтов Музей Рембрандта
Фонарь на историческом "Голубом мосту" Весовая палата -  бывшие городские ворота, 1488 г.
Фонарь на историческом "Голубом мосту" Весовая палата - бывшие городские ворота, 1488 г.
Сюда мы на всякий случай не пошли
Сюда мы на всякий случай не пошли
   Ну и местный знаменитый квартал Красных фонарей - Де Валлен.
Даже есть музей проституции В общем, тут весело)
Даже есть музей проституции В общем, тут весело)
Памятник проститутке под стенами церкви. Это Амстердам Подпись: "Работникам секс-индустрии от жителей города" Главное на такой работе - трезвость))
Памятник проститутке под стенами церкви. Это Амстердам Подпись: "Работникам секс-индустрии от жителей города" Главное на такой работе - трезвость))
   Отсюда мы потихоньку потопали к вокзалу.
На стенах и балконах периодически встречаются совершенно разные персонажи
На стенах и балконах периодически встречаются совершенно разные персонажи
Уже возле вокзала стоит вот такой зачетный домик
Уже возле вокзала стоит вот такой зачетный домик
Вот и вокзал
Вот и вокзал
Церковь Святого Николая
Церковь Святого Николая
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект