Здесь Вы можете оставить комментарий или дополнить статью
После проверки модератором Ваш комментарий будет опубликован

Хотин

Фото https://youtu.be/k3wMnZg0tW0 Открытки с видами замка
Фото https://youtu.be/k3wMnZg0tW0 Открытки с видами замка
Хотин, 2015


   Хотын как отдельный город появился на рубеже Х-XI веков в Киевской Руси, там, по крайней мере, его откопали доблестные археологи. Вначале город был в Галицком княжестве, потом в Галицко-Волынском. А с XIV века Хотин и вовсе, как переходящий приз, начал переходить от Молдавии к Генуе, от Генуи к Турции, потом к Польше и т.д.
   Хотын оказался идеальным убежищем для проворовавшихся опальных правителей. Так в мае 1600 года из Молдовы был депортирован господарь Иеремия Могила вместе со всей своей свитой, да еще и бывшим правителем Трансильвании Сигизмундом Баторием в нагрузку. Вся эта компания отсиживались в Хотынской крепости. Кто ж знал тогда, что племянник этой самой Могилы Петр станет в будущем киевским митрополитом.

   В 1621 году прославился Хотын еще и тем, что под его стенами состоялась крупная разборка между турецким султаном Османом-2 и объединенными польско-украинскими вооруженными силами Яна Ходкевича и Петра Сагайдачного. Не силен оказался султан в разборках, забросил план завоевания Польши и Украины от греха подальше и домой подался.

   В 1713 году во время Северной Войны, когда Россия воевала с Швецией за господство на Балтике, турки в который раз отобрали Хотинскую крепость. Они хозяйничали в Хотине около ста лет, пока русско-турецкая война не началась. Русские, конечно, не могли не отличиться: они завоевывали Хотынскую крепость целых четыре (!!!) раза за весь период войн с турками. Только в 1812 году, когда турков окончательно выбили с этих земель, Хотынская крепость, наконец, вошла в состав Российской империи. Русской она была до 1918 года, пока в составе Бессарабской губернии не отошла к Румынии, правда, ненадолго. Уже в 1940 году стал Хотын советским городом и районным центром Украинской ССР.

Черновицкая область

   Вероятно, еврейское население появилось в Хотине в конце XIV в. - начале XV в. С 1541 г. еврейские купцы проезжали через Хотин, который был важным торговым пунктом на проходившем по Днестру пути из Турции в Польшу, и останавливались в городе для уплаты таможенных пошлин и участия в ярмарках.

   В XVII в. в Хотине существовала община караимов.Первое письменное упоминание об общине евреев-раббанитов относится к 1741 г.
   В 1756 г. в Хотин бежали от преследований со стороны польских евреев Я. Франк и его последователи.

   В период турецкого владычества еврейская община увеличилась: в 1807 г. в городе зарегистрировано 216 еврейских домов (23% от общей застройки), в которых проживали 340 семей. На плане 1817 г. в северной части города показана синагога.
   Основным занятием евреев была торговля, в том числе с другими частями Бессарабии; с Украиной (иногда контрабандная); а также аренда поместий, мельниц, маслобоен и винокуренных производств.

   При вхождении в Российскую империю все население Бессарабии, включая евреев, было освобождено от рекрутской повинности. Это способствовало активной еврейской иммиграции в край; в 1831 г. Хотину были предоставлены особые торговые привилегии.
   В 1847 г. в Хотине было уже 1067 еврейских семей, а в 1860-х гг. - 6-7 тысяч евреев. В 1847 г. были открыты казённое еврейское училище, в 1857 г. - частная еврейская женская школа, в 1860 г.- еврейская больница, в 1861 г. было построено здание большой каменной синагоги.
   В начале XX в. построена Tалмуд-Tора.
   В 1910 г. в Хотине насчитывалось 9132 еврея (43,2%). После февральской революции в России в городе была создана первая в Бессарабии светская еврейская община (1917 г., признана румынскими властями в 1929 г.). В период румынской власти были основаны школа системы Тарбут с преподаванием на иврите, мужская и женская начальные школы с преподаванием на идиш, еврейский банк; существовали еврейские общественные объединения.
   С 1925 г. в Хотине жил цаддик рабби Мордехай Исраэль Тверский.
   В 1930 г. еврейское население составляло 5785 человек (37,7%).
   В религиозной жизни большим влиянием пользовался хасидизм. В первой половине XIX в. раввином в Хотине был Исайя Шор; со второй половины XIX в. раввинский пост занимали представители семьи Старковских.

   Во второй половине XIX в. экономика Хотина пришла в упадок из-за отдаленности от железной дороги, и еврейское население практически не увеличивалось. В 1897 г. в Хотине жил 9291 еврей (50,2% от всего населения). Евреи занимались главным образом ремёслами и торговлей, в том числе контрабандной. Тесные связи существовали между евреями Хотина и евреями Галиции и Подолии.
   В Хотине евреи жили большей частью в тесных скученных кварталах Старого города на извилистых узких улочках, которые иронически именовались современниками «предвкушением Стамбула». Рассказывали, что по крышам еврейских домов можно было обойти весь Старый город.
   Хотин был оккупирован немецкими и румынскими войсками 7 июля 1941 г.
   В первые же дни на городской площади были расстреляны две тысячи евреев. Вскоре всех евреев собрали по приказу в здании школы, где представители интеллигенции (в том числе раввин Тверский) были расстреляны.
   1 августа группа евреев была зверски убита (закопаны заживо) рядом с деревней Барково; оставшиеся отправлены в концлагерь Секуряны, откуда затем были высланы в Транснистрию. После окончания войны в город вернулось около 300 евреев.
   В 1970 г. в Хотине проживало около тысячи евреев.
   В 2016 г. в городе проживает несколько евреев. Есть здание синагоги, которое используется скорее как культурный центр.
Новая синагога. Действующая Старая синагога. Так пишут на сайтах, хотя совершенно по архитектуре не похоже, а следов перестройки не видно. Возможно, это была еврейская школа Вот так синагога выглядела раньше
Новая синагога. Действующая Старая синагога. Так пишут на сайтах, хотя совершенно по архитектуре не похоже, а следов перестройки не видно. Возможно, это была еврейская школа Вот так синагога выглядела раньше
Бывшая усадьба некоего Шабельмана
Бывшая усадьба некоего Шабельмана
Это здание построено в 1934 как городской театр Первый встреченный нами еврей)
Это здание построено в 1934 как городской театр Первый встреченный нами еврей)
Старая застройка центра Завод, однако
Старая застройка центра Завод, однако
Бывшее здание таможни, построено турками в 17 в. Это самое старое сооружение Хотина, не считая замка Типичный еврейский местечковый дом
Бывшее здание таможни, построено турками в 17 в. Это самое старое сооружение Хотина, не считая замка Типичный еврейский местечковый дом
На старом кладбище
На старом кладбище
Здесь очень много удивительно красивых мацев
Здесь очень много удивительно красивых мацев
Такие скульптуры на кладбище я увидел впервые
Такие скульптуры на кладбище я увидел впервые
Огель местного цадика Цадика, однако, дома не оказалось. Вышел погулять Ну хоть узнали, как его зовут - Исроель Мордехай бар Хаим Борух
Огель местного цадика Цадика, однако, дома не оказалось. Вышел погулять Ну хоть узнали, как его зовут - Исроель Мордехай бар Хаим Борух
Табличка на рукомойнике
Табличка на рукомойнике
Братская могила. Фото Википедии
Братская могила. Фото Википедии
Эти фото сделаны Д.Гоберманом в 1950-60 гг. Большинство увиденных Гоберманом мацев уже утрачено А особенно жалко эту прелесть. Мы найти уже не смогли
Эти фото сделаны Д.Гоберманом в 1950-60 гг. Большинство увиденных Гоберманом мацев уже утрачено А особенно жалко эту прелесть. Мы найти уже не смогли
Jewish Religious community of
Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved


Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины