Говорящие камни. Символика еврейских кладбищ

Олень и лань
Евгений Шнайдер, Анатолий Кержнер, 2020
При поддержке Благотворительного Фонда ESJF (European Jewish Cemeteries Initiative)


Источники и литература:

Хаймович Б. Народное искусство Южной Подолии. Исторический путеводитель «100 еврейских местечек Украины». Вып. 2: «Подолия», под редакцией В.Лукина. Санкт-Петербург, 2000;
Хаймович Б. Искусство сокрытия. Лекция проекта «Эшколот», Москва, 2020;
Wischnitzer-Bernstein R. Symbole und Gestalten und Symbole der jьdischen Kunst. Berlin-Schцneberg, 1935;
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона;
The Center for Jewish Art Ukraine;
Jewish Galicia & Bukovina Cemeteries

Герца, Черновицкая обл. Памятник Йосефа, сына Хаима-Авраама, 1913. Фото Е.Шнайдера Озарицы, Винницкая обл. Памятник Иегуды-Лейба, сына Шимшона, сер. 19 в. Фото Б.Хаймовича Вашковцы, Черновицкая обл. Памятник Моше, сына Элиэзера, 1899. Фото Е.Шнайдера
Герца, Черновицкая обл. Памятник Йосефа, сына Хаима-Авраама, 1913. Фото Е.Шнайдера Озарицы, Винницкая обл. Памятник Иегуды-Лейба, сына Шимшона, сер. 19 в. Фото Б.Хаймовича Вашковцы, Черновицкая обл. Памятник Моше, сына Элиэзера, 1899. Фото Е.Шнайдера
Черновцы. Памятник Иты-Голды, дочери Айзика-Иегуды, 1923. Фото Е.Шнайдера Тростянец, Винницкая обл. Памятник Ривки, 1-я пол. 19 века. Фото Е.Шнайдера Смотрич, Хмельницкая обл. Памятник Соси, дочери Авраама. Фото Б.Хаймовича
Черновцы. Памятник Иты-Голды, дочери Айзика-Иегуды, 1923. Фото Е.Шнайдера Тростянец, Винницкая обл. Памятник Ривки, 1-я пол. 19 века. Фото Е.Шнайдера Смотрич, Хмельницкая обл. Памятник Соси, дочери Авраама. Фото Б.Хаймовича
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Нафтали, сына Якова Сегаля, 1766. Фото Е.Шнайдера Садгора, Черновицкая обл. Памятник Нафтали, 1841. Фото М.Хейфеца Болехов, Ивано-Франковская обл. Памятник Нафтали, сына Гершона, 1882. Фото Jewish Galicia & Bukovina
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Нафтали, сына Якова Сегаля, 1766. Фото Е.Шнайдера Садгора, Черновицкая обл. Памятник Нафтали, 1841. Фото М.Хейфеца Болехов, Ивано-Франковская обл. Памятник Нафтали, сына Гершона, 1882. Фото Jewish Galicia & Bukovina
Позже имя Нафтали перешло в двойное имя Цви-Гирш («Олень» на иврите и идиш соответственно). Очень часто такие памятники также украшались изображением оленей или ланей.
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Цви-Гирша, сына Элиэзера, 1799. Фото Д.Виленского Ужгород, Закарпатская обл. Памятник Цви-Гирша, сына Йосефа-Иегуды, 1865. Фото Е.Шнайдера Куты, Ивано-Франковская обл. Памятник Цви-Гирша, сына Иегуды-Лейба, 1894. Фото Е.Шнайдера
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Цви-Гирша, сына Элиэзера, 1799. Фото Д.Виленского Ужгород, Закарпатская обл. Памятник Цви-Гирша, сына Йосефа-Иегуды, 1865. Фото Е.Шнайдера Куты, Ивано-Франковская обл. Памятник Цви-Гирша, сына Иегуды-Лейба, 1894. Фото Е.Шнайдера
Со временем изображение оленя стало появляться и на других надгробиях. Вероятно, это связано с другими библейскими текстами, где упоминаются эти животные. В «Песне Песней» олень является образцом грации, красоты и быстроты, причем с этим животным ассоциируется как мужчина, так и женщина:
«Подобен возлюбленный мой газели или оленю молодому; вот стоит он за стеной, заглядывает в окна, засматривает сквозь решетки» (Шир а-Ширим 2:9);
«Две груди твои, как два олененка, двойня газели, что пасутся средь лилий» (Шир а-Ширим 4:5).
Олень, или лань – второе по популярности после льва животное, изображаемое на мацевах. Первые варианты таких изображений, очевидно, связаны с именем Нафтали; в своем благословении праотец Яаков именно с этим животным ассоциирует своего шестого сына: «Нафтали — лань вольная, он воздает речи прекрасные» (Берешит 49:21).
Таким образом, покойный по имени Нафтали «связывается» со своим библейским тезкой.
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник мужчины, 1-я половина 19 в. Фото Е.Шнайдера Меджибож, Хмельницкая обл. Памятник женщины, 1808. Фото Д.Виленского
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник мужчины, 1-я половина 19 в. Фото Е.Шнайдера Меджибож, Хмельницкая обл. Памятник женщины, 1808. Фото Д.Виленского
Хотин, Черновицкая обл. Памятник Гершона, сына Авраама, 1893. Фото Е.Шнайдера Хотин, Черновицкая обл. Памятник 1893 года. Фото Е.Шнайдера
Хотин, Черновицкая обл. Памятник Гершона, сына Авраама, 1893. Фото Е.Шнайдера Хотин, Черновицкая обл. Памятник 1893 года. Фото Е.Шнайдера
Вижница, Черновицкая обл. Памятник Цви, сына Айзика-Кемуэля, 1899. Фото Е.Шнайдера Нижний Студеный, Закарпатская обл. Памятник Цви-Довида, сына Шломо, 1830. Фото А.Фридмана Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Цви, сына Моше га-Леви, 1826. Фото Д.Виленского
Вижница, Черновицкая обл. Памятник Цви, сына Айзика-Кемуэля, 1899. Фото Е.Шнайдера Нижний Студеный, Закарпатская обл. Памятник Цви-Довида, сына Шломо, 1830. Фото А.Фридмана Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Цви, сына Моше га-Леви, 1826. Фото Д.Виленского
Олень, как и лев из прошлого обзора, может быть центральной частью сюжета или единственным изображением, но в большинстве случаев кроме него присутствуют и другие животные или предметы - львы, единороги, кувшины и тазы (атрибуты левита), короны и т.д. О них мы поговорим в следующих обзорах.
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Нафтали-Гирша, сына Исраэля, 1799. Вверху олени, внизу лев и единорог. Фото В.Левина Самбор, Львовская обл. Памятник с акронимом Нафтали-Цви, сына Иехиэля, 1938. Олени, фланкирующие корону. Фото Е.Шнайдера Болехов, Ивано-Франковская обл. Памятник Нафтали-Гирша, 1783. Фото Б.Хаймовича
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Нафтали-Гирша, сына Исраэля, 1799. Вверху олени, внизу лев и единорог. Фото В.Левина Самбор, Львовская обл. Памятник с акронимом Нафтали-Цви, сына Иехиэля, 1938. Олени, фланкирующие корону. Фото Е.Шнайдера Болехов, Ивано-Франковская обл. Памятник Нафтали-Гирша, 1783. Фото Б.Хаймовича
Толстое, Тернопольская обл. Памятник Цви, кон. 19 века. Фото Е.Шнайдера Бояны, Черновицкая обл. Памятник Цви, сына Аарона-Арье, кон. 19 в. Фото Е.Шнайдера Ужгород, Закарпатская обл. Памятник Зераха-Цви, сына Моше, 1894. Фото Е.Шнайдера
Толстое, Тернопольская обл. Памятник Цви, кон. 19 века. Фото Е.Шнайдера Бояны, Черновицкая обл. Памятник Цви, сына Аарона-Арье, кон. 19 в. Фото Е.Шнайдера Ужгород, Закарпатская обл. Памятник Зераха-Цви, сына Моше, 1894. Фото Е.Шнайдера
Как и в случае с переходом от имени Иегуда к Арье-Лейб, здесь тоже можно увидеть «переходные» мацевы с оленями, на которых написаны имена Нафтали-Цви или Нафтали-Гирш.

На многих мацевах присутствуют парные олени. Интересно, что в европейской геральдике такое не встречается, в отличие от парных львов. Можно предположить, что это чисто еврейское явление, появившееся по аналогии со львами, которые, в свою очередь, перешли в еврейское искусство из геральдики.
Имя Цви было очень популярным среди ашкеназских евреев. На территории Украины мацевы с таким именем встречаются практически на всех сохранившихся кладбищах бывших еврейских местечек в самых разных регионах.
Одной из вероятных причин массового появления изображений оленя на надгробных памятниках видится стих из Псалмов царя Давида:
«Как олень стремится к источникам вод, так душа моя стремится к Тебе, Господь» (Тегилим 42:2)
Таким образом применяемая царем Давидом метафора переосмысливается буквально: душа покойного, покинув тело, устремляется к Богу.

По мнению искусствоведа Рахель Вишницер-Бернштейн, озвученному в ее работе «Символы и фигуры еврейского искусства» (1935), в образе оленя метафорически изображается весь еврейский народ, постоянно гонимый, как олень во время охоты. Основанием этому мнению служат многочисленные изображения охоты на оленя – сюжет, часто встречающийся в средневековых рукописях.
Львов. Памятник 1831 года с разрушенного во время оккупации кладбища. Фото CJA Львов. Памятник сер. 19 в. с разрушенного во время оккупации кладбища. Фото CJA Городок, Хмельницкая обл. Памятник левита, 1806. Фото Д.Виленского
Львов. Памятник 1831 года с разрушенного во время оккупации кладбища. Фото CJA Львов. Памятник сер. 19 в. с разрушенного во время оккупации кладбища. Фото CJA Городок, Хмельницкая обл. Памятник левита, 1806. Фото Д.Виленского
Олень на мацеве также мог символизировать усердие покойного в исполнении заповедей, согласно изречению Талмуда, трактат «Поучения Отцов»:
«Иегуда, сын Теймы, говорил: будь дерзок, как тигр, легок, как орел, быстр, как олень, и могуч, как лев, исполняя волю Отца твоего небесного» (Пиркей Авот 5:20).
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Цви, сына Симхи, 1794. На памятнике написано: "Быстр, как олень (цви) и могуч, как лев, в Торе и трепете [перед Небесами]..." Фото В.Левина
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Цви, сына Симхи, 1794. На памятнике написано: "Быстр, как олень (цви) и могуч, как лев, в Торе и трепете [перед Небесами]..." Фото В.Левина
Очень часто изображение оленя (лани) можно встретить на женских надгробиях, особенно, если женщина умерла в молодом возрасте (это может указываться в тексте эпитафии). Образ оленя и лани ассоциируется с красотой, как в упоминаемой выше «Песне Песней», так и в другой книге царя Шломо (Соломона) – «Притчах»:
«Да будет источник твой благословен, и имей радости от жены юности твоей,
Любимой лани и прекрасной серны» (Мишлей 5:18-19).

Пророк Иехезкель вообще слово «олень» употребляет вместо слова «краса»:
«И также Я поклялся им в пустыне, что не приведу их в землю, которую дал Я, текущую молоком и медом, – краса (цви) она всех земель» (Иехезкель 20:15)
Еще один вероятный прообраз лани на женской мацеве – книга пророка Ирмиягу (Иеремии). Пророк описывает бедствие – засуху, в результате которого
«Даже лань в поле родила и оставила [детеныша], потому что не было травы» (Ирмиягу 14:5)
Здесь также видится переосмысление библейского текста: пришло бедствие (смерть), и мать оставила своих детей.
Буск, Львовская обл. Женский памятник 1897 года. Фото Е.Шнайдера Вижница, Черновицкая обл. Памятник Рейзл, дочери Элиэзера, 1877. Фото М.Хейфеца Куты, Ивано-Франковская обл. Памятник Мирьям, дочери Давида, 1814. Фото Б.Хаймовича
Буск, Львовская обл. Женский памятник 1897 года. Фото Е.Шнайдера Вижница, Черновицкая обл. Памятник Рейзл, дочери Элиэзера, 1877. Фото М.Хейфеца Куты, Ивано-Франковская обл. Памятник Мирьям, дочери Давида, 1814. Фото Б.Хаймовича
Косов, Ивано-Франковская обл. Памятник 1892 года. Фото Е.Шнайдера Смотрич, Хмельницкая обл. Памятник Менахем-Мендела, 1-я пол. 19 в. Фото Б.Хаймовича
Косов, Ивано-Франковская обл. Памятник 1892 года. Фото Е.Шнайдера Смотрич, Хмельницкая обл. Памятник Менахем-Мендела, 1-я пол. 19 в. Фото Б.Хаймовича
Очень распространено изображение оленя, целующего свое заднее копыто. Этот сюжет также перекочевал на мацевы опосредованно из средневековых еврейских рукописей. Подобное изображение впервые встречается в рукописной Библии из Германии 1294 года, которая хранится в библиотеке Ватикана. Как мы уже говорили в статье о львах, позже в этой же позе стали изображать и других животных на мацевах.
Купин, Хмельницкая обл. Женский памятник с козлами, оленями и птицами, сер. 19 в. Фото Е.Шнайдера Черновцы. Памятник с изображением самки оленя, нач. 20 в. Фото Д.Гобермана
Купин, Хмельницкая обл. Женский памятник с козлами, оленями и птицами, сер. 19 в. Фото Е.Шнайдера Черновцы. Памятник с изображением самки оленя, нач. 20 в. Фото Д.Гобермана
Кроме оленей и ланей, на мацевах можно встретить и других копытных животных. Например, козлов, хотя это очень нечастый сюжет. Вероятно, он отсылает нас к Йом Кипуру, когда приносили в жертву 2 козлов:
«И возьмет двух козлов, и поставит их пред Господом у входа в шатер собрания. И возложит Аарон на обоих козлов жребии: один жребий — «Господу», и один жребий — «Азазелу».  И доставит Аарон козла, на которого выпал жребий «Господу», и назначит его очистительной жертвой. А козел, на которого выпал жребий «Азазелу», будет поставлен живым пред Господом, чтобы искупление совершить на нем, отослать его к Азазелу в пустыню» (Ваикра 16:7-10)

Также довольно редким является изображение самки оленя, без рогов. Таким образом однозначно указывается, что это женская мацева.
Как и в случае со львами, изображения оленей очень разнообразные, как по мастерству исполнения, так и по изображаемым сюжетам с участием этого животного.
Из сюжетов популярны аллегории пребывания в райском саду: олень, поедающий растения или плоды; олень в композиции с Эц Хаим - Древом Жизни. Лежащий олень - метафора смерти.
Банилов, Черновицкая обл. Памятник Цви, сына Давиа (Герша Эрмера), 1905. Фото Е.Шнайдера Банилов, Черновицкая обл. Памятник Фейги, дочери Авраама, 1880. Фото Б.Хаймовича
Банилов, Черновицкая обл. Памятник Цви, сына Давиа (Герша Эрмера), 1905. Фото Е.Шнайдера Банилов, Черновицкая обл. Памятник Фейги, дочери Авраама, 1880. Фото Б.Хаймовича
Одно из самых богатых на нестандартные сюжеты - еврейское кладбище Банилова на Буковине. На одном памятнике олень держит кольцо с именем покойного, под которым его знали окружающие - Герш (один из вариантов имени Гирш) Эрмер. В приведенной же ниже эпитафии приводится "настоящее" имя, под которым его в синагоге вызывали к Торе - Цви бен Давид.
Само кольцо, вероятно, является намеком на знаменитое кольцо царя Шломо (Соломона), и говорит о том же: ничто не вечно в этом мире.

Еще одно интересное изображение можно увидеть на женском надгробии. Очень часто женские мацевы украшаются изображением свечей, т.к. женщина всегда зажигает субботние свечи. На этой мацеве выбит олень, рога которого выполняют функцию подсвечника, и на кончиках рогов горят три свечи.
Приведем для наглядности пару интересных фотографий мацев из Молдовы, сделанных в 1950-х гг. Давидом Гоберманом. На одной из них - сразу 3 изображения, символизирующие смерть: заколоченный дом, сломанное дерево, и жалящая оленя змея. Вторая вызывает ассоциации с рисунками на пещерах времен каменного века.
Кишинев. Памятник Якова, сына Нафтали, 1867. Фото Д.Гобермана Бельцы. Памятник Исраэля, сына Меира, 1909. Фото Д.Гобермана
Кишинев. Памятник Якова, сына Нафтали, 1867. Фото Д.Гобермана Бельцы. Памятник Исраэля, сына Меира, 1909. Фото Д.Гобермана
И в заключение обзора еще одна небольшая подборка мацев с изображениями оленей.
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Гени, дочери Йонатана, 1790. Фото Д.Виленского Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник женщины, 1788. Фото Е.Шнайдера Озаринцы, Винницкая обл. Двойной памятник 1781-1782 гг. Фото Б.Хаймовича Хотин, Черновицкая обл. Памятник Шломо, 2-я пол. 19 в. Фото Е.Шнайдера
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Гени, дочери Йонатана, 1790. Фото Д.Виленского Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник женщины, 1788. Фото Е.Шнайдера Озаринцы, Винницкая обл. Двойной памятник 1781-1782 гг. Фото Б.Хаймовича Хотин, Черновицкая обл. Памятник Шломо, 2-я пол. 19 в. Фото Е.Шнайдера
Черновцы. Памятник кон. 19 - нач. 20 вв. Фото Д.Гобермана Вижница, Черновицкая обл. Памятник Цви-Арье, сына Исраэля-Якова, 1896. Фото М.Хейфеца Вижница, Черновицкая обл. Памятник Элиэзера, сына Цви, 1882. Фото М.Хейфеца Подгайцы, Тернопольская обл. Памятник Элиэзера, сына Иехиэля-Цви, 1879. Фото Д.Виленского
Черновцы. Памятник кон. 19 - нач. 20 вв. Фото Д.Гобермана Вижница, Черновицкая обл. Памятник Цви-Арье, сына Исраэля-Якова, 1896. Фото М.Хейфеца Вижница, Черновицкая обл. Памятник Элиэзера, сына Цви, 1882. Фото М.Хейфеца Подгайцы, Тернопольская обл. Памятник Элиэзера, сына Иехиэля-Цви, 1879. Фото Д.Виленского
Балин, Хмельницкая обл. Памятник Бэйлы, дочери Эли, 1818. Фото Б.Хаймовича Банилов, Черновицкая обл. Олень или коза? Памятник Моше, сына Йоэля, кон. 19 в. Фото Б.Хаймовича Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Йохевед, дочери Цви-Гирша, 1799. Фото Д.Виленского Ботошана, Румуния. Памятник Рахели, дочери Яакова. Фото Д.Виленского
Балин, Хмельницкая обл. Памятник Бэйлы, дочери Эли, 1818. Фото Б.Хаймовича Банилов, Черновицкая обл. Олень или коза? Памятник Моше, сына Йоэля, кон. 19 в. Фото Б.Хаймовича Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Йохевед, дочери Цви-Гирша, 1799. Фото Д.Виленского Ботошана, Румуния. Памятник Рахели, дочери Яакова. Фото Д.Виленского
Подгайцы, Тернопольская обл. Памятник Довида-Цви, сына Хаима, 1878. Фото Е.Шнайдера Вижница, Черновицкая обл. Памятник Файвела, сына Меира, 1866. Фото Д.Гобермана
Подгайцы, Тернопольская обл. Памятник Довида-Цви, сына Хаима, 1878. Фото Е.Шнайдера Вижница, Черновицкая обл. Памятник Файвела, сына Меира, 1866. Фото Д.Гобермана
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Пейси, дочери Элиезера, 1817. Фото Е.Шнайдера Заричанка, Хмельницкая обл. Памятник Каци, дочери Натана, 1804. Фото П.Жолтовского
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Пейси, дочери Элиезера, 1817. Фото Е.Шнайдера Заричанка, Хмельницкая обл. Памятник Каци, дочери Натана, 1804. Фото П.Жолтовского
Некоторые мацевы выполнены очень искусно, но иногда попадаются и довольно забавные барельефы. Например, вот такие.
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины

Друзья, поддержите проект!

Monobank 5375414100684280