Говорящие камни. Символика еврейских кладбищ

Превед, медвед!

Евгений Шнайдер, Анатолий Кержнер, 2020

При поддержке Благотворительного Фонда ESJF (European Jewish Cemeteries Initiative)

 

 

Источники и литература:

 

 

Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Шломо, сына Мордехая, 1806. Фото Д.Виленского Вишневец, Тернопольская обл. Женский памятник 1831 г. Фото Б.Хаймовича Садгора, Черновицкая обл. Львы-разведчики на памятнике 1820 г. Фото Б.Хаймовича
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Шломо, сына Мордехая, 1806. Фото Д.Виленского Вишневец, Тернопольская обл. Женский памятник 1831 г. Фото Б.Хаймовича Садгора, Черновицкая обл. Львы-разведчики на памятнике 1820 г. Фото Б.Хаймовича
Этот интересный сюжет был популярен на надгробных памятниках Восточной Европы.
Два медведя, несущие огромную гроздь винограда - не что иное, как иллюстрация стиха Торы, в которой рассказывается о мераглим, разведчиках, которых Моше после выхода из Египта послал разведать Землю Обетованную. Как мы помним, 10 из 12 разведчиков испугались живущих там великанов, и призывали отказаться от входа в Кнаан (существуют более глубокие объяснения этой истории, но мы сейчас не о ней). В результате евреи в течение 40 лет кочевали по пустыне Синай, пока не умерло все поколение, помнящее египетское рабство. Так вот, именно эту виноградную гроздь принесли разведчики Моше, в качестве доказательства того, какие ужасы ожидают их в Земле Израиля:

И дошли они до долины Эшкол, и срезали там ветвь с одной гроздью винограда, и понесли ее на двух шестах… (Бемидбар 13:23)

Согласно комментарию Раши (р. Шломо Ицхаки, самый известный комментатор Пятикнижия), таким образом они хотели сказать: как огромны плоды этой земли, так огромны и населяющие ее люди, которых нам не победить.
Сатанов, Хмельницкая обл. 2 мужских памятника с изображением медведей и грозди, начало 19 в. Фото Д.Виленского Городок, памятник Тувии,  нач. 19 в. Вместо винограда медведи несут подсвечник. Фото Д.Полюховича
Сатанов, Хмельницкая обл. 2 мужских памятника с изображением медведей и грозди, начало 19 в. Фото Д.Виленского Городок, памятник Тувии, нач. 19 в. Вместо винограда медведи несут подсвечник. Фото Д.Полюховича
Почему именно медведи? Ответ простой, мы уже говорили об этом в предыдущих обзорах. Евреи-ашкеназы буквально воспринимали запрет на изображение человека (в отличие от сефардов), и всегда заменяли его изображением животного. В этом плане вставший на задние лапы медведь - наиболее человекоподобное животное, ведь, допустим, обезьяну на каменной плите сложно было бы отличить от человека, особенно, учитывая уровень мастерства многих местечковых камнерезов. Тем не менее, на одном надгробии из Садгоры мы видим и разведчиков-львов.
Сюжет с медведями первоначально можно было увидеть на памятниках людей с именами Дов, или Дов-Бер (“Медведь” на иврите и идише соответственно). Появление этого имени довольно интересно. Ранее мы уже говорили о “двойных” именах, берущих начало в эпизоде Торы с благословением Яаковом своих сыновей: Иегуда становится “львом” Арье-Лейбом, Нафтали - “оленем” Цви-Гиршем. “Медвежье” имя появляется неожиданно, и становится производным от имени 9-го сына Яакова, Иссахара. Но дело в том, что в этом благословении упоминается вовсе не медведь:
Иссахар — осел костистый, лежащий меж граней (Берешит 49:14)

Тем не менее, осел со временем превращается в медведя. Несмотря на то, что в стихе Торы сравнение Иссахара с ослом не несет негативной коннотации, кому охота, чтоб его называли ослом? Так Иссахар становится Дов-Бером.
Может возникнуть другой вопрос - зачем изображать персонажей, имеющих негативную коннотацию в еврейской традиции?
Обратите внимание - медведей на таких памятниках всегда двое. Есть разные комментарии, сколько человек несли эту гроздь - 2, 4 или, как полагает Раши, 8. Но в данном сюжете имеются в виду те двое, которые не испугались и пошли против десяти остальных - Иегошуа бин Нун из колена Эфраима, и Калев бен Йефуне из колена Иегуды. Именно с этими праведниками и должен, по задумке заказчиков памятника, ассоциироваться покойный. Естественно, что Иегошуа и Калев в том случае не могли нести эту гроздь; это делали те 10 разведчиков, которые использовали ее в качестве доказательства ужасов земли Кнаан. Но здесь задача резчика была - изобразить узнаваемый сюжет, не вдаваясь в технические детали.
Меджибож, Хмельницкая обл. Памятник Шмуеля, сына Элякума Гецля, 1793. Фото Е.Шнайдера Меджибож, Хмельницкая обл. Памятник Сары, дочери Элякума, 1806. Фото Е.Шнайдера Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Авраама-Ицхака, сына Эфраима, 1813. Фото Д.Виленского
Меджибож, Хмельницкая обл. Памятник Шмуеля, сына Элякума Гецля, 1793. Фото Е.Шнайдера Меджибож, Хмельницкая обл. Памятник Сары, дочери Элякума, 1806. Фото Е.Шнайдера Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Авраама-Ицхака, сына Эфраима, 1813. Фото Д.Виленского
Виноградная гроздь здесь - не просто часть изображения, а вполне самостоятельный сюжет. Очень часто так изображают плод Эц Хаим, Древа Жизни, которое растет в райском саду. Таким образом, вся композиция - праведники и плод райского сада, - является аллегорией бессмертия души.
Садгора, Черновицкая обл. Мужской памятник 1813 г. Фото Д.Гобермана Летичев, Хмельницкая обл. Мужской памятник 1806 г. Фото П.Жолтовского
Садгора, Черновицкая обл. Мужской памятник 1813 г. Фото Д.Гобермана Летичев, Хмельницкая обл. Мужской памятник 1806 г. Фото П.Жолтовского
Интересно, что этот полностью еврейский сюжет перекочевал на мацевы из христианской традиции, которая переосмыслила его (как и все другие важнейшие моменты Торы) в своем ключе. Согласно ей, сюжет следует понимать так:
Человек, идущий впереди - не определившийся с верой, сомневающийся; часто он изображается незрячим, с посохом слепца (иногда это идущий сзади);
Виноградная гроздь - это, собственно, учение христианства;
Человек, идущий сзади - уверенный; он уже определился и принял христианскую веру.

Впоследствии сюжет “реинтегрировался” обратно в еврейскую традицию. Людей заменили медведи; периодически они также изображались с посохом слепца, что, вероятно, должно было символизировать готовность праведника не задумываясь идти в неизвестное, непонятное ему место, повинуясь воле Всевышнего.
Хоть в иудаизме и существует запрет на изображение людей, его понимание и интерпретация рознится в разных регионах и в разные эпохи. На обнаруженной недавно мозаике в синагоге VI века поселения Хукок на севере Израиля изображен этот же сюжет с человеческими фигурами и без участия каких-либо животных.
Мозаика синагоги Хукок. Copyright Jim Haberman
Мозаика синагоги Хукок. Copyright Jim Haberman
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Фрумы, дочери Моше га-Леви, 1794. Фото Д.Виленского. Передний медведь изображен с посохом Садгора, Черновицкая обл. Памятник Дова, сына Давида, 1837. Фото Б.Хаимовича. Здесь с посохами изображены оба медведя
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Фрумы, дочери Моше га-Леви, 1794. Фото Д.Виленского. Передний медведь изображен с посохом Садгора, Черновицкая обл. Памятник Дова, сына Давида, 1837. Фото Б.Хаимовича. Здесь с посохами изображены оба медведя
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Дов-Бера, сына Ицхака, 1818. Фото Д.Полюховича Городок, Хмельницкая обл. Памятник Ицхака Айзика Моше, сына Дубера (сокращенно от Дов-Бер), 1816. Фото Е.Шнайдера
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Дов-Бера, сына Ицхака, 1818. Фото Д.Полюховича Городок, Хмельницкая обл. Памятник Ицхака Айзика Моше, сына Дубера (сокращенно от Дов-Бер), 1816. Фото Е.Шнайдера
На кладбищах сохранилось большое количество памятников, на которых можно увидеть “переходные” варианты имени: Иссахар-Дов, Иссахар-Бер, Иссахар-Бериш, Иссахар-Дов-Бер. Характерно, что изображений медведей нет на мацевах человека с именем просто Иссахар (львы на памятниках Иегуды и олени на памятниках Нафтали встречаются регулярно), но они уже могут появиться, если к Иссахару добавлен Дов или Бер.
Болехов, Ивано-Франковская обл. Памятник Иссахара-Бера, сына Менаше. Фото Б.Хаймовича Болехов, Ивано-Франковская обл. Памятник Дубера Авиезера Зелига, сына Ханоха Гениха, 1828. Фото Б.Хаймовича Болехов, Ивано-Франковская обл. Памятник Мешулама-Залмана, сына Дов-Бера, 1828. Фото Б.Хаймовича
Болехов, Ивано-Франковская обл. Памятник Иссахара-Бера, сына Менаше. Фото Б.Хаймовича Болехов, Ивано-Франковская обл. Памятник Дубера Авиезера Зелига, сына Ханоха Гениха, 1828. Фото Б.Хаймовича Болехов, Ивано-Франковская обл. Памятник Мешулама-Залмана, сына Дов-Бера, 1828. Фото Б.Хаймовича
Встречается также еще один вариант изображения: медведь, обнимающий дерево или росток. Это дерево - символическая пальма, или кедр, как сказано в Псалмах царя Давида:
Праведник, как пальма, расцветет, как кедр в Леваноне, возвысится (Тегилим 92:13)
Таким образом указывается, что покойный (в образе медведя на мацеве) и есть тот самый праведник, который будет процветать в райском саду.
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Ицхака, сына Моше, 1817. Фото Д.Виленского Меджибож, Хмельницкая обл. Памятник Аарона, сына Шмуеля, нач. 19 в. Фото Е.Шнайдера Смотрич, Хмельницкая обл. Памятник Мазе, сына Мазе, 1741. Фото Б.Хаймовича
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Ицхака, сына Моше, 1817. Фото Д.Виленского Меджибож, Хмельницкая обл. Памятник Аарона, сына Шмуеля, нач. 19 в. Фото Е.Шнайдера Смотрич, Хмельницкая обл. Памятник Мазе, сына Мазе, 1741. Фото Б.Хаймовича
Изображения медведей встречаются и на женских надгробиях, также символизируя праведность похороненной здесь женщины. Особый интерес вызывает памятник женщины по имени Брайна (досл. перевод с идиш - “Коричневая”). Возможно, заказчики мацевы решили провести еще и такую параллель между именем и изображенным животным.
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Брайны, дочери Аарона, 1776. Фото Д.Виленского Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Ривки, дочери Иегуды, 1813. Фото Е.Шнайдера Смотрич, Хмельницкая обл. Памятник Эстер, дочери Иегуды-Лейба, и ее дочери Хавы, дочери Исраэля, 1755. Фото Б.Хаймовича
Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Брайны, дочери Аарона, 1776. Фото Д.Виленского Сатанов, Хмельницкая обл. Памятник Ривки, дочери Иегуды, 1813. Фото Е.Шнайдера Смотрич, Хмельницкая обл. Памятник Эстер, дочери Иегуды-Лейба, и ее дочери Хавы, дочери Исраэля, 1755. Фото Б.Хаймовича
Также интересным моментом является изображение на мацевах парных медведей. Появились они, вероятно, по аналогии с парными львами, которые были заимствованы из европейской геральдики и переосмылены уже в рамках еврейской традиции. Парные медведи (как и парные олени) - уже исключительно еврейское явление.
Болехов, Ивано-Франковская обл. Памятник Дов-Бера, сына Нафтали-Гирша, 1815. Фото Б.Хаймовича Сатанов, Хмельницкая обл. Женский памятник, 1813. Фото Е.Шнайдера Смотрич (предположительно), Хмельницкая обл. Памятник Шмуеля, сына Моше Каца, 1807. Фото CJA
Болехов, Ивано-Франковская обл. Памятник Дов-Бера, сына Нафтали-Гирша, 1815. Фото Б.Хаймовича Сатанов, Хмельницкая обл. Женский памятник, 1813. Фото Е.Шнайдера Смотрич (предположительно), Хмельницкая обл. Памятник Шмуеля, сына Моше Каца, 1807. Фото CJA
Еще несколько интересных памятников с мишками из Подолья.
Озаринцы, Винницкая обл. Памятник Пеи, дочери Ицхака, 1781. Фото Б.Хаймовича Смотрич, Хмельницкая обл. (предположительно). Женский памятник, фото CJA Сатанов, Хмельницкая обл. Женский памятник, 19 в. Фото CJA
Озаринцы, Винницкая обл. Памятник Пеи, дочери Ицхака, 1781. Фото Б.Хаймовича Смотрич, Хмельницкая обл. (предположительно). Женский памятник, фото CJA Сатанов, Хмельницкая обл. Женский памятник, 19 в. Фото CJA
А вот несколько замечательных мишек из соседней Румунии.
На памятнике Хаи-Леи вместо виноградной грозди медведи несут медальон с тремя зайцами, которые соприкасаются ушами. Это довольно популярный сюжет, но о зайцах - также в следующих обзорах.
На памятнике Рахели также можно увидеть интересное изображение медведя с ростком.
Роман (Румуния). Памятник Дова, сына Элиэзера, 1854. Фото Зуси Эфрона Роман (Румуния). Памятник Хаи-Леи, дочери Меира, 1836. Фото Зуси Эфрона Роман (Румуния). Памятник Авраама, 19 в. Фото Зева Радована Сирет (Румуния). Памятник Дов-Бера, сына Авраама. Фото Б.Хаймовича
Роман (Румуния). Памятник Дова, сына Элиэзера, 1854. Фото Зуси Эфрона Роман (Румуния). Памятник Хаи-Леи, дочери Меира, 1836. Фото Зуси Эфрона Роман (Румуния). Памятник Авраама, 19 в. Фото Зева Радована Сирет (Румуния). Памятник Дов-Бера, сына Авраама. Фото Б.Хаймовича
На фотографии выше из Болехова 2 медведя держат корону. Корона может иметь несколько значений, но об этом мы поговорим в отдельном обзоре. Вот еще один чудесный мишка из Болехова в уже знакомой нам позе, но здесь он держит не росток, как на памятниках Подолья, а тоже корону.
Болехов, Ивано-Франковская обл. Памятник Дов-Бера, сына Иегуды, 1805. Фото М.Хейфеца
Болехов, Ивано-Франковская обл. Памятник Дов-Бера, сына Иегуды, 1805. Фото М.Хейфеца
Ботошаны (Румуния). Памятник Рахели, дочери Шломо, 1851. Фото Д.Виленского
Ботошаны (Румуния). Памятник Рахели, дочери Шломо, 1851. Фото Д.Виленского
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины

Друзья, поддержите проект!

Monobank 5375414100684280