Еврейские земледельческие поселения Украины

Еврейские поселения в Крыму в 1926 - 1944 гг.

 Оглавление

 

 

  

Карта еврейских населенных пунктов северо-западного Крыма Карта еврейских населенных пунктов северо-восточного Крыма
Карта еврейских населенных пунктов северо-западного Крыма Карта еврейских населенных пунктов северо-восточного Крыма
На Конгрессе "Общества землеустройства еврейских трудящихся" (ОЗЕТ) 17 ноября 1926 г. Калинин выступил со своей знаменитой речью о том, что еврейский народ стоит перед задачей сохранения своей национальности, для чего необходимо, чтобы значительная часть еврейского населения переселилась в компактные сельскохозяйственные поселения, насчитывающие, по крайней мере, сотни тысяч человек. М. Калинин выразил главенствовавший тогда взгляд на нацию как на территориальную общность, нация в СССР должна была иметь свою территорию и строить на ней свою национальную жизнь. Заявление советского "всесоюзного старосты" в западной прессе окрестили "декларацией Калинина" по аналогии с декларацией Бальфура о создании в Палестине национального очага для еврейского народа.

Наряду с Калининым наиболее важные заявления по "еврейскому вопросу" в СССР делал нарком иностранных дел Г.В. Чичерин. Именно он, выступая перед еврейской общественностью в Берлине в 1926 г., представил ей "Крымский проект": "К вопросу о еврейской колонизации советское правительство относится очень серьезно, и исполнено решимости ее провести. Мы полагаем, что это будет иметь огромное значение для будущего еврейского народа в нашей стране. Мы не свободны в выборе территории. Мы выбираем области, на которые соседние крестьяне не имеют претензий. В первую очередь намечен северный Крым, где не предвидится ни малейшего затруднения в этом направлении, так как там имеется значительное количество незаселенных земель и вообще население там чрезвычайно пестро. Там живут племена разнообразнейшего происхождения, и колонизация не встретит ни малейшей национальной неприязни".

Организованный плановый процесс переселения в Крым начался весной 1925 г. Государство в лице "Комитета по земельному устройству трудящихся евреев" при Президиуме ЦИК СССР (КомЗЕТ) безвозмездно предоставляло переселенцам земли, налоговые и другие льготы. Содействовала КомЗЕТ формально общественная организация ОЗЕТ. Эта организация регистрировала желающих и нуждающихся в переселении, собирала и распределяла средства для помощи переселенцам, занималась мобилизацией общественного мнения, пропагандой, организацией общего и профессионального образования, культурной жизни, медицины для переселенцев, взаимодействием с международными еврейскими организациями.

Советское правительство, от имени которого выступал КомЗЕТ, 29 ноября 1924 г. заключило договор с организацией Агро-Джойнт (American Jewish Joint Agricultural Corporation), созданной 21 июля 1924 г. по постановлению исполкома американской еврейской благотворительной организации Джойнт. На основании договора Агро-Джойнт за счет своих средств проводил работу по переселению еврейских семей на предоставленные советским правительством свободные земли в Крыму и Украине, по оказанию переселенцам технической, сельскохозяйственной и медицинской помощи. Возглавлял работу Агро-Джойнта в СССР Дж. Розен, гражданин США, эмигрировавший из России в 1903 г. Для осуществления положений договора Агро-Джойнт с разрешения правительства СССР создал Главную контору в Москве и конторы в регионах, где проходила ее работа, в том числе в Симферополе и в Джанкое. В этой работе, кроме Агро-Джойнта, принимали участие и другие иностранные еврейские филантропические организации. Зарубежные организации, в основном Агро-Джойнт, обеспечивали в 1925–29 гг. 86% всех расходов по устройству еврейских переселенцев в Крыму. За 14 лет деятельности (1924-1938 гг.) общая сумма капиталовложений Агро-Джойнта на земледельческую колонизацию в Советском Союзе (в основном Южная Украина и Крым) составила примерно 16 млн. долларов США. Это примерно 220 млн. долларов в ценах 2006 г. Для сельской местности того времени это была громадная сумма.

К популяризации своих целей и планов ОЗЕТ широко привлекало еврейскую интеллигенцию. В обращении "К евреям всех стран мира" (апрель 1926 г.) советские еврейские писатели Н. Ойслендер, З. Аксельрод, Х. Орланд, Я. Бронштейн, Ш. Н. Годинер, А. Гурштейн, И. Добрушин, М. Даниэль, Ш. Галкин, Д. Гофштейн, З. Вендров, М. Тейф, И. Фефер, Н. Лурье, И. Нусинов, Э. Фининберг, Ш. Персов, А. Кушниров, Л. Квитко, И. Кипнис, Э. Родин и др. призывали еврейскую общественность и, прежде всего, своих коллег и всех деятелей культуры поддержать еврейское землеустройство в Советском Союзе и предрекали "презрение поколений" тем, кто не впишет в это дело "своего имени".

ОЗЕТ вел большую издательскую работу, выпуская на идише, русском, украинском и других языках массу периодики, книг, брошюр, в том числе журнал "Трибуна" (на русском языке).
Теме переселения евреев в Крым и создания там сельскохозяйственных поселений был посвящен документальный фильм "Евреи на земле", снятый в 1927 г. А. Роммом по сценарию В. Маяковского и В. Шкловского.

Всего с начала 1920-х гг. по конец 1928 г. в Крыму еврейским переселенцам выделено 131 901,24 га земли, на которой было поселено 4767 семей или 26 269 человек. Однако осело на земле 3822 семьи или 20 380 человек. [26]

С 1925 г. по 1930 г. размеры посева на крымских еврейских переселенческих массивах увеличились в 20 раз, составив в 1930 г. уже 94 тыс. га, т.е. около 10% всего посева Крыма (а без совхозов даже около 12%).

На 1 января 1937 г. в 85 переселенческих еврейских национальных колхозах насчитывалось 4502 хозяйства с населением 16 тыс. человек. Еврейским переселенческим колхозам к этому периоду было выделено 158 тыс. га, в том числе 107 тыс. га пахотной земли, что составляло примерно 6,8% от всей пахотной земли Крыма.

Евреям-переселенцам на строительство домов, покупку инвентаря, семян, скота, домашней птицы и пр. предоставлялись ссуды, которые возвращались переселенцами из урожая. Считалось, что безвозмездная помощь и выдача безвозвратных пособий деморализующе действует на крестьян. Кредитование взамен пожертвований - такова была принципиальная позиция Агро-Джойнта. Строительство дорог и общественных зданий, водоснабжение, электрификация и радиофикация, сельскохозяйственное обучение, агрономическая, медицинская и ветеринарная помощь предоставлялась бесплатно.

Одной из особенностей переселения еврейских семей было то, что оно с самого начала проводилось на коллективных принципах. В переселенческих хозяйствах активно шел процесс кооперирования. К концу 1928 г. было создано: сельскохозяйственных кредитных товариществ - 4; потребительских обществ - 5; сельскохозяйственных коммун - 4; товариществ по совместной обработке земли - 18; машинных товариществ - 17; посевных товариществ - 35; овцеводческих товариществ - 8; молочных артелей - 4.

Однако формы добровольной кооперации, существовавшие в новых поселениях, были разрушены начавшейся в 1929 г. насильственной коллективизацией, которая нанесла значительный урон еще не окрепшим еврейским поселениям. 16 октября 1929 г. международное Еврейское телеграфное агентство (JTA) сообщало, что 21 еврейское хозяйство в Крыму разрушено, потому что правительство с помощью милиции конфисковало их скот, корма и другое имущество.

Тем не менее темпы коллективизации еврейских хозяйств были очень высокие. На 1 октября 1930 г. в колхозах было объединено около 65% всех еврейских переселенческих хозяйств в Крыму, а на 1 января 1932 г. - 99% всех хозяйств.

Несмотря на все ужасы коллективизации, благодаря упорству переселенцев и помощи Агро-Джойнта, жизнь в колхозах через несколько лет стала понемногу налаживаться. Колхозы, объединившие бывших кустарей и ремесленников, стали в те годы, лучшими сельскохозяйственными предприятиями Крыма и Советского Союза, лауреатами всесоюзных выставок и конкурсов.

В 1927 г. в еврейских поселениях работало 64 трактора, 20 паровых молотилок, 36 сортировок и веялок и другой сельскохозяйственной техники. В 1928 г. году было построено 4 машинно-тракторные станции (МТС). В 1923 г. в Джанкое Джойнт открыл мастерские по ремонту тракторов, которые со временем переросли в ремонтно-механический завод Агро-Джойнта, оснащенный современным оборудованием и обслуживавший сельскохозяйственную технику Крыма и некоторых районов Украины. Там же были созданы буровые отряды, которые занимались бурением скважин и колодцев для обеспечения колхозов Крыма водой. На заводе работало до 700 человек. Благодаря новой технике только осенью 1928 г., например, было поднято 68 тысяч га целины в степной части Крыма. Вспашка и посев 95% площади зерновых культур в переселенческих колхозах в 1931 г. производилась тракторами с соответствующим прицепным инвентарем.

В начале 1930-х гг. еврейские хозяйства в Крыму начали использовать комбайны, которые давали возможность производить уборку хлебов в кратчайший срок и с высокой производительностью. В 1938 г. комбайны собрали 94% зерновых в еврейских колхозах Крыма.

Для обеспечения занятости в осенне-зимний период и повышения доходности в хозяйствах были созданы кустарные предприятия, в том числе за счет средств всемирного союза ОРТ (общество по распространению ремесленного и земледельческого труда среди евреев) и других международных организаций. Так, в сентябре 1931 г. в поселке Шолом-Алейхем (участок 21) была открыта трикотажная артель. Ее членами по уставу могли быть лишь переселенцы крымских участков. Артель работала на заграничных машинах, доставленных Агро-Джойнтом в порядке долгосрочного кредита. Она вырабатывала фуфайки, чулки, перчатки. В 1931 г. в Крыму работало 16 еврейских артелей, из них 10 трикотажно-вязальных, одна стеклодувная и пять артелей по выделке шляп из рафии. Всего в кустарных артелях работали около 400 колхозников, преимущественно женщин.

В 1930 г. действовало 79 школ I ступени (четырехлетки), 7 школ II ступени (школы колхозной молодежи, семилетки), 15 вечерних школ по подготовке к поступлению в вузы и техникумы. Функционировало 18 изб-читален, 50 красных уголков и 5 библиотек. Национальные кадры для еврейских колхозов Крыма готовили два еврейских сельскохозяйственных техникума: Фрайдорфский техникум механизации и Чеботарский сельскохозяйственный техникум им. Ю. Ларина.
В 1932 г. во Фрайдорфе был открыт еврейский педагогический техникум. Все еврейские поселения были радиофицированы, почти все - электрифицированы, кинопередвижки имелись в каждом районе. Центром средоточия культурной и общественной жизни еврейских поселков становились клубы, где переселенцы вместе встречали праздники, решали насущные вопросы и обсуждали задачи на будущее.

С 1933 по 1940 гг. работал Крымский государственный еврейский колхозный театр. Он давал спектакли в еврейских сельскохозяйственных поселениях и городах полуострова.

Для жителей еврейских районов Крыма выходили газеты на идиш и русском "Ленин вег" ("Ленинский путь", орган Фрайдорфского районного комитета (РК) ВКП(б)), "Сталин вег" ("Сталинский путь", орган Лариндорфского РК ВКП(б)), а также две двуязычные (русский-идиш) газеты МТС. В комитете по Радиовещанию Крыма существовал еврейский сектор, который выпускал свою радиогазету "Эмес" ("Правда") на идиш.

В результате политики переселения в северо-западного части Крыма образовался поселенческий район с компактным еврейским крестьянским населением, который 30 октября 1930 г. постановление ВЦИК РСФСР был выделен в отдельную административную единицу - Фрайдорфский еврейский национальный район. В момент основания общая численность населения этого района составляла около 30 тыс. человек, из них евреев около 35%. В этом же году в Крыму действовали 29 еврейских сельсоветов, а в 1932 г. - 32. Административным центром района был Фрайдорф (Свободное село), основанный в 1928 г.
Постановлением ВЦИК РСФСР от 23.01.1935 в Крымской АССР было проведено разукрупнение районов, в результате которого был образован второй еврейский национальный район - Лариндорфский. К новому району отошли 12 сельсоветов из Фрайдорфского, 6 - из Джанкойского и 2 - из Ишуньского районов. Новый район назван в честь Ю.А. Ларина, первого председателя ОЗЕТ и горячего сторонника создания еврейской республики в Крыму. Кроме этих двух районов еврейские поселения также располагались Джанкойском, Колайском, Сакском, Тельманском и в других районах Крыма.

И все же, несмотря на достижения в еврейских национальных районах и сельсоветах, до создания еврейской республики или области в Крыму дело не дошло. Более того, с 1932 г. начался постепенный упадок еврейских сельскохозяйственных поселений в Крыму, обусловленный рядом причин.

Основной из них стал хронически высокий отход переселенцев из мест расселения. Условия земледелия в еврейских хозяйствах Крыма оставались тяжелыми, заселение требовало предварительной затраты больших средств. Кроме того, сказывались неподготовленность местных организаций к приему новых переселенцев, грубое администрирование властей и их безразличие к нуждам простого труженика.

Отток переселенцев из поселений значительно усилился в результате проведенной там коллективизации. Насильственная коллективизация привела к многочисленным бедствиям. Урожайность полей и доходность многих колхозов были низкими. Невозможность прокормиться в голодные годы гнала переселенцев в города.

Существенно сказалась на отток традиционная тяга евреев к городской жизни и к образованию. Благодаря быстрому росту в городах промышленности и количества учебных заведений "отходники" быстро трудоустраивались на новом месте или поступали на учебу. Центром притяжения молодежи крымских еврейских колхозов стали Керченский металлургический завод и Севастопольский Севморзавод. Молодые люди переезжали туда, устраивались и постепенно перетягивали туда своих близких. Вообще с 1933 по 1939 гг. около половины евреев, работавших в сельском хозяйстве, ушло из него. Правда, часть из них работало сезонно, и, к тому же это не было явлением, характерным именно для еврейского населения, большое число неевреев так же уходило из деревень в города.

Начавшаяся индустриализация сделала переселения евреев на землю "немодным". В период индустриализации еврейское местечко стало бурно перестраиваться, создавались артели, коммуны, совхозы и промышленные предприятия.
С начала индустриализации, советские власти начали активную кампанию по направлению безработной еврейской молодежи из местечек и городов бывшей черты оседлости в школы фабрично-заводского ученичества. Перед "советскими трудящимися еврейской национальности" открывалась дорога на "стройки социализма", в техникумы и в высшие учебные заведения.

В результате изменения социально-экономической обстановки в стране была решена так называемая местечковая проблема. Безработица в еврейских местечках была практически ликвидирована. Индустриализация втягивала также лишенцев, которые вместе с безработными местечек ранее пополняли ряды переселенцев. Необходимость в продолжении политики аграризации еврейского меньшинства отпала. Последние сведения о еврейском переселении в Крым, относятся к 1937 г.

Еще одной причиной кризиса в Крыму стал появившийся в 1928 г. альтернативный "Биробиджанский проект". Сказалось и сокращение финансирования из-за границы, вызванное международным экономическим кризисом и разочарованием в результатах происходившего. В результате с начала 1930-х гг. активность зарубежных еврейских благотворительных организаций в СССР, в том числе Агро-Джойнта, ОРТ и ЕКО, заметно снизилась. Деятельность Агро-Джойнт и других организаций в Советском Союзе с середины 1930-х гг. сосредоточилась на развитии кустарной промышленности в колхозах и в некоторых городах (Евпатории, Фрайдорфе и других).
В 1930-е гг. враждебность к Агро-Джойнту, как к единственной иностранной организации, осведомленной о действительном положении советской деревни, усилилась. Из-за создавшихся условий в 1938 г. Агро-Джойнт был вынужден прекратить свою работу в СССР. При его этом сотрудники-граждане иностранных государств были принудительно высланы за границу, а работники-советские граждане подверглись репрессиям, многие из них были расстреляны или погибли в сталинских лагерях.

Фактически свертывание "Крымского проекта" началось в 1927 г. Власти действовали постепенно и осторожно, чтобы не лишиться финансовой помощи Агро-Джойнта. В последующие годы роль Крыма в аграризации евреев продолжала падать. Большая часть средств, предназначенных для организации еврейских земледельческих поселений, были направлены на колонизацию Биробиджанского района.

В СССР на смену политики "коренизации" пришла противоположная по своей направленности жесткая политика "борьбы с национализмом". Именно в русле данной политики был выдвинут лозунг "интернационализации" колхозов путем слияния еврейских колхозов с нееврейскими и массового привлечения неевреев в еврейские колхозы. С 1936 г. еврейские национальные районы в Крыму в советской печати начинают именоваться "многонациональными".

В конце 1930-х гг. почти все еврейские школы и техникумы были "переориентированы" на русский язык. Начался процесс ликвидации учреждений еврейской культуры, еврейских общественных организаций и периодических изданий. В 1937–39 гг. в Крыму практически все они были уничтожены.

В 1938 г. как "гнезда врагов народа" были ликвидированы ОЗЕТ и КомЗЕТ, их сотрудники были репрессированы. Репрессии распространились на руководство еврейских колхозов и простых колхозников.

В феврале 1939 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило постановление "О ликвидации и преобразовании искусственно созданных национальных районов и сельсоветов". В обосновании этого постановления указывалось, что в ряде областей и краев искусственно созданы различные национальные районы и сельсоветы (немецкие, финские, корейские, болгарские и др.), существование которых не оправдывается национальным составом населения. Указывалось, что многие из этих районов были созданы врагами народа с вредительскими целями. Буржуазные националисты и шпионы, пробравшиеся на руководящие посты в этих районах, проводили антисоветскую работу среди населения, запрещали в школах преподавание русского языка, задерживали выпуск газет на русском языке и т.п. Исходя из этого, ЦК ВКП(б) признало нецелесообразным дальнейшее существование, как особых национальных районов, так и сельсоветов. К 1941 г. еврейские районы в Крыму потеряли статус национальных, хотя и сохранили прежние названия, став обычными административно-территориальными единицами. Созданные еврейскими переселенцами колхозы продолжали существовать, но понятие "еврейский колхоз" исчезло как явление.

За все годы переселения в Крым туда было направлено 47 740 евреев, однако на начало 1939 г. в тамошнем сельском хозяйстве из них продолжали работать только 18 065 человек.

Окончательно еврейские сельскохозяйственные поселения в Крыму смела немецкая оккупация. Оставшиеся в Крыму примерно 7950 евреев-колхозников (44% довоенной численности) были уничтожены оккупантами и их пособниками. Нацисты вовсю использовали факт переселения евреев в Крым, и намерение создать там еврейскую автономию в своей пропаганде. Коллаборационистские издания утверждали даже, что "Сталин получил диктаторскую власть в России за продажу Крыма жидам".

С декабря 1944 г. началось переименование районов, райцентров, сельских советов и населенных пунктов Крыма. Переименование завершил Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 г., согласно которому новые русские названия были присвоены 1062 населенным пунктам (всего в 1939 г. их было более 2,5 тыс.). Из истории стиралась память о прежних жителях Крыма, в том числе и евреев.

В это же время власти негласно рекомендовали препятствовать возвращению евреев в Крым и не принимать их там на работу, побуждали евреев к переселению в Биробиджан, куда в декабре 1947 г. отбыл эшелон с 252 еврейскими семьями из разных районов Крыма.

Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект