Еврейские земледельческие поселения Украины

Еврейские поселения в Крыму до 1925 года

 Оглавление

 

 

  

В 1920-е гг. Крым стал одним из главных районов переселения евреев и приобщения их к сельскохозяйственной деятельности. Этому способствовала относительная стабильность положения еврейского населения в Крыму в послереволюционные годы. Особенностью полуострова было то, что здесь за весь период Гражданской войны практически не было еврейских погромов. Еще одним преимуществом Крыма в качестве объекта еврейской колонизации являлась близость к районам традиционного расселения еврейского населения.

Начало процессу переселения положила сионистская беспартийная организация Ха-Халуц (иврит - первопроходец, пионер), основанная в январе 1919 г. в Петрограде. Первая конференция новой организации провозгласила, что Ха-Халуц является трудовым, надпартийным объединением товарищей, решивших ехать в Эрец-Исраэль для самостоятельной трудовой жизни без эксплуатации чужого труда. На первой конференции руководителем организации был избран Иосиф Трумпельдор, герой России и Израиля. Трумпельдор был сторонником организации в Эрец-Исраэль сельскохозяйственных коммун, которые характеризовались обобществлением всех средств производства, землепользования и уравнительным распределением по едокам.

В Советской России большевики считали сельскохозяйственные коммуны перспективной формой поселения и способствовали их созданию. Они начали создаваться с конца 1917 г. бедняками, батраками и рабочими, главным образом на бывших помещичьих землях. На просьбу официально разрешить деятельность Ха-Халуц на территории страны советские власти дали уклончивый ответ, что движение не нуждается в разрешении, если его деятельность не противоречит закону.

В мае 1919 г. Трумпельдор уезжает в Крым, в Симферополь, куда фактически переносится штаб-квартира Ха-Халуц. Выбор Крыма был неслучаен. Кроме вышеуказанных причин, из Крыма шел наиболее короткий маршрут в Палестину. Через Крым проходил значительный поток легальных и нелегальных еврейских эмигрантов.

Не прошло и года, как Ха-Халуц оказался под запретом, однако организация продолжала действовать. В октябре 1920 г. состоявшаяся в Харькове вторая конференция Ха-Халуц подчеркнула необходимость соответствующей подготовки (ахшара, иврит) еврейских юношей и девушек (халуцим) перед отправкой в Эрец-Исраэль. Ха-Халуц приступил к созданию учебных сельскохозяйственных центров на базе коллективистских методов труда и распределения.

В разоренной Гражданской войной стране коллективные хозяйства Ха-Халуц не только давали возможность обучать будущих иммигрантов, но и обеспечивали работой, жильем и пропитанием молодых евреев. Это соответствовало официальной политике привлечения к сельскохозяйственному труду евреев, потерявших источники средств существования, и потому власти не создавали препятствий для обучения евреев этому. Более того, для этих целей еврейским переселенцам выделялись земли. В частности, в Крыму были выделены заброшенные участки в северной, безводной части полуострова.

Первая еврейская коммуна Тель-Хай

В октябре 1922 г. на площади 2 тыс. десятин была основана первая в Крыму земледельческая халуцианская коммуна Тель-Хай. Эта коммуна была названа именем поселения Тель-Хай в Галилее (область в Палестине), защищая которое в 1920 г. героически погиб основатель движения Ха-Халуц Иосиф Трумпельдор.

Основателями коммуны были Шимон Гельбиц, руководитель крымскими филиалами Ха-Халуц, Элиэзер Шафран, Ривка Вайнштейн и Могилевский, которые были направлены в Крым Центральным комитетом (ЦК) Ха-Халуц. Прибыв в Джанкой, они обратились в местный земельный отдел с просьбой выделить участок для организации сельскохозяйственной коммуны. Эта просьба очень удивила руководителей отдела. Один из них сказал, что в жизни еще не видел евреев-земледельцев, но одобряет намерение заняться физическим трудом и сельским хозяйством. Группа быстро получила разрешение приступить к работе на практически брошенной ферме, находившейся в 17 км от Джанкоя. 6 октября 1922 г. был зарегистрирован устав коммуны, а через месяц она насчитывала уже девять человек.
Из-за отсутствия рабочего скота, сельскохозяйственного инвентаря и посевного материала первый сезон коммуна пропустила. Чтобы прокормить себя, коммунары занимались выделкой кож.

В это время ЦК Ха-Халуц обратился к представителю американской еврейской благотворительной организации Джойнт Дж. Розену с просьбой оказать помощь коммуне в приобретении минимально необходимого для начала сельскохозяйственной деятельности. Розен согласился помочь коммунарам и сдержал обещание.

Через некоторое время Джойнт оказал коммуне необходимую помощь. Первый посев коммунары сделали ранней осенью 1923 г. Созданная в 1924 г. специальная организация (дочерняя компания Джойнта) для помощи еврейским переселенцам Агро-Джойнт во главе с Дж. Розеном в начале своей деятельности по организации переселения евреев на земли Крыма опиралась на коммуны Ха-Халуц. При этом Агро-Джойнт не считал коммуны жизнеспособной формой производства и потребления для многих тысяч еврейских переселенцев.

Позднее таких же взглядов стало придерживаться и советское руководство. Им были приняты более понятные и приемлемые для крестьян формы колхозов, в которых производство обобществлялось частично, а распределение осуществлялось с учетом затрат труда.

Коммуна Тель-Хай состояла исключительно из молодых людей в возрасте от 18 до 28 лет. Они направлялись в коммуну на ахшару местными организациями Ха-Халуц со всей страны. На начало лета 1924 г. в коммуне было 72 члена, из них 47 мужчин и 25 женщин.
В последующие годы число членов коммуны достигало 150 человек. Руководили деятельностью коммуны избранные хозяйственный комитет, секретариат и комиссия по культуре. Деятельность этих органов осуществлялась лишь в свободное от основной работы время.

Для еврейской молодежи, пережившей погромы и преследования властей, Тель-Хай был живительным источником. Чувство свободы, товарищеская среда и радость совместного творческого труда озаряли существование коммунаров. В то время как поощряемые и щедро субсидируемые правительством коммуны влачили жалкое существование или разваливались, Тель-Хай процветал благодаря царившему в нем халуцианскому духу.

Коммуна включала в себя пахотные земли, молочную ферму, птицефабрику, кузницу и различные мастерские: колесно-столярная, кузнечно-слесарная, сапожно-шорная, портняжно-швейная и кожевенная. Они служили не только для нужд коллектива, но и приносили значительные доходы от посторонних заказов. Все члены коллектива носили одежду и обувь, изготовленную в своих же мастерских.

Коммуна прославилась после Крымской сельскохозяйственной выставки. Тель-Хай получила призы по всем отраслям, включая свиноводство. В коммуне был выведен новый сорт пшеницы "кооператорка", которую коммунары с успехом продавали соседним хозяйствам. Большой интерес вызывали и сами коммунары молодые люди без сельскохозяйственного опыта, да к тому же еще и евреи, сумевшие за такой короткий срок создать крупное и образцовое хозяйство. Успешная хозяйственная деятельность Тель-Хая привела к организации новых земледельческих коммун Ха-Халуц, а затем и еврейских колоний в Крыму.


Вторая еврейская коммуна Керем Йосеф

Вторая земледельческая коммуна Ха-Халуц была основан весной 1923 г. в Ялте. Она получила название Керем Йосеф или Керем Тель-Хай (виноградник Иосифа или виноградник Тель-Хая, иврит) в честь Иосифа Трумпельдора.

На начало лета 1924 г. в коммуне было 33 члена. Коммуна занималась исключительно специальными культурами и этим резко отличается от всех остальных еврейских хозяйств Крыма. При коммуне было 12 десятин земли: 4,5 десятины были заняты виноградниками; 3,5 - табаком, около одной десятины - поливным огородом; около двух - усадьбой и сенокосом. Кроме того, по всей усадьбе было разбросано около 100 плодовых деревьев.
Работами руководили два опытных инструктора. На усадьбе имелось два дома со службами, достаточными для хранения инвентаря и продуктов, а также сушилка и погреб. Инвентарь состоял из садовых и огородных инструментов.
В коммуне имелись три коровы и небольшое число птицы и кроликов. Было положено начало пчеловодству, состоящему пока из двух рамочных ульев.
Водой хозяйство обеспечивалось из горных источников, протекающих через участок, и частично из городского водопровода. Урожаи табака и винограда (сорта столовые, лечебные, винные) были хорошие. Поливной огород давал до трех урожаев в год.

Третья еврейская коммуна Мааян

Коллектив Мааян, задуманный как дочернее отделение Тель-Хая, зарегистрировал свой устав в июне 1923 г. Он состоял из молодых людей, переселившихся в Крым из разных мест внутренней России. Не получив подходящего участка земли и не располагая собственными средствами, они временно осели в Тель-Хае, где имелась свободная, не обрабатываемая пока земля. Завели свое, независимое от Тель-Хая хозяйство.

К лету 1924 г. членами коммуны были 15 мужчин и 6 женщин. Получив ссуду от Джойнта, коллектив приобрел необходимый для работы живой и мертвый инвентарь. Большую помощь новой коммуне в обучении земледельческому труду оказали коммунары Тель-Хая. Связи между "материнской" и "дочерней" коммунами были довольно прочными.

Со временем коллектив получил 1200 десятин земли в соседней Киблеровке. Коммуна Мааян превратилась в многоотраслевое хозяйство. Взаимопомощь между коммунами сохранилась и после переселения Мааяна на новые земли. В Мааяне в воспитательных целях была создана "детская коммуна" под руководством Мнухи Брук, которую направил на эту работу ЦК Ха-Халуц.

Описание экономической ситуации в коммуне и отношения коммунаров к детям в этот период оставила писательница Лина Нейман: "...сорок юношей и девушек, которые работают в "Мааяне", хорошо понимают, как важно привлечь в свою коммуну детей. Коммуна бедна, она только строится. Коммунары плохо кормятся, позволяя себе лишний кусок лишь в страдную пору. На их платье заплат больше, чем звезд на небе в ясную крымскую ночь, единственная мебель - узенькие койки в спальнях и столы с лавками в столовой, на весь большой дом - две керосиновых лампы, которые переносятся с места на место, но... коммунары приютили у себя деткоммуну и отдают ей все самое лучшее. Коммунары молоды, преобладает возраст от 18 до 25 лет, но, как по-отечески заботливо относятся они к "нашим детям". Девизом коммуны стало: во всем отказать себе и все дать нашим детям".

Тем временем в Ха-Халуц произошел раскол на левую и правую фракции. В апреле 1923 г. левая фракция Ха-Халуц, разделявшая идеологию классовой борьбы и коммунистического коллективизма (коммуна, квуца, кибуц), получила легальный статус и была зарегистрирована наркоматом внутренних дел СССР под названием "Гахалуц в СССР", чем во многом был обязан Ф.Э. Дзержинскому. На последнего произвели большое впечатление трудовые коммуны, явно социалистического типа, созданные этой организацией.

Легализовав Ха-Халуц, советские власти не сомневались, что в конечном счете им удастся сменить главную задачу Ха-Халуц по трудовому освоению Эрец Исраэль на коммунистические установки и привести его в лоно международного коммунистического движения. Правая фракция, "Национально-трудовая организация Ха-Халуц", которая видела в Ха-Халуц еврейское национальное рабочее движение и ориентировалась на кооперативы, сочетавшие элементы коллективного и частного хозяйства (мошавы), действовала нелегально.

Четвертая еврейская коммуна Мишмар

Произошедший раскол в Ха-Халуц привел к расколу коммуны Тель-Хай. Сторонники нелегального Ха-Халуц оказались в Тель-Хае в меньшинстве. В течение некоторого времени они оставались в Тель-Хае, но совместная жизнь была отравлена взаимной подозрительностью, неподчинением и т. п.
20 апреля 1924 г. группа из 12-ти (Давид Лейбович, Сема Гершкович, Адела Юдович, Элиэзер Каганов, Яков Эткин, Фрума Гошанская, и др.) бывших членов Тель-Хая, которая присоединилась к нелегальному Ха-Халуц, основала коммуну Мишмар.

Хозяйство коммуны располагалось в трех верстах от станции Таганаш в имении Кучук-Алкалы. До закрепления земля была предоставлена поселенцам на началах арендного пользования. Участок, отведенный в "трудовое землепользование" еврейской сельхозкоммуны Мишмар, состоял из земли под усадьбой - 7,26, пашни - 857,91 и выгона - 222,21 десятины. Итого удобной земли было 1087,38 десятины. Под дорогами, улицами, солонцами, ставками, балками и т.д. находилось 25,31 десятины неудобной земли. Всего при коммуне имелось 1112,69 десятины удобной и неудобной земли.

Место было пустынным, его окружала поросшая колючками степь. Ограда разрушена, в домах ни окон, ни дверей, плодовый сад за домом совершенно заброшен. До появления Мишмара в этом месте работало несколько сельскохозяйственных коллективов, но ни одному из них не удалось удержаться здесь: слишком много сил требовалось для того, чтобы восстановить хозяйство и сделать его прибыльным.
В этих условиях коллектив Мишмар проявил исключительную энергию и трудоспособность. В течение месяца после основания, располагая лишь четырьмя быками, одной лошадью и взятыми напрокат орудиями труда, они успели засеять три десятины проса, три десятины кукурузы, одну десятину картофеля, одну десятину баштана и две десятины огорода и, кроме этого, привели в образцовый порядок запущенный доселе сад и огород, который тщательно поливался через проведенные от колодца оросительные каналы. Позднее в коммуне Мишмар базировалась вся сельхозтехника Агро-Джойнта в Крыму, были организованы курсы механиков и трактористов. В феврале 1926 г. в коммуне прошел второй съезд нелегального Ха-Халуца.

Коммуны Ха-Халуц привлекали широкое внимание прессы, в том числе иностранной. Давид Бергельсон, проживавший за границей известный еврейский писатель, в путешествии по Крыму в 1926 г. описывал халуцианские коммуны, как "удивительно хорошо организованные общины, полные жизненных сил", однако члены этих коммун являются "странными существами: одной ногой они в Крыму, а другой - в Палестине".

В быту коммунары использовали идиш, но в библиотеках и читальнях было достаточное количество литературы и периодики на иврите. Практически единогласно они считали, что этот язык "должен быть единственным языком в Палестине". Бергельсон сообщал, что, несмотря на тяжелые условия, многим коммунарам удалось в первые два года приобрести хорошие знания иврита, палестинской географии и сельского хозяйства. Хорошее знание иврита, еврейские песни и танцы, товарищеская обстановка, сложившаяся в коммунах, произвела сильное впечатление на других еврейских поселенцев в Крыму. Под влиянием коммун Ха-Халуц часть еврейских колоний в Крыму также получили ивритские названия.

Корреспондент американской еврейской газеты "Форвертс" Исроэл-Йегошуа Зингер, посетивший Советский Союз в 1926 г., был особенно впечатлен достижением крымских халуцим в свиноводстве, запрещенном евреям религией. Коммунары не только разводили, выращивали и ели свинину, они глумились над еврейскими пророками, давая свиньям их имена. Бывший член коммуны вспоминал позднее, как их свиноводству была присуждена первая премия Всекрымской сельскохозяйственной выставки, где представленная ими необычно большая и плодовитая свиноматка породы Йоркшир стала объектом всеобщего внимания.

За деятельностью коммун Ха-Халуц внимательно наблюдали советские власти и зарубежные еврейские организации. Маленький Ха-Халуц продемонстрировал способность евреев к физическому сельскохозяйственному труду. Успехи коммун и инициативы халуцим по поселению на землю являлись важным фактором, подтолкнувшим советское руководство к сознанию плана аграризации евреев бывшей черты оседлости, а зарубежные еврейские благотворительные организации, в первую очередь Джойнт, к оказанию помощи в реализации этого плана.

Молодые евреи покидали насиженные места, свои семьи и вступали в коммуны, где готовились физически и идейно к труду в Эрец Исраэль, усваивали сельскохозяйственные навыки и иврит. Не все выдерживали такую жизнь, но кто добился результата, получал право на иммиграцию в Эрец Исраэль. Однако большая часть коммунаров, так и не добралась в Палестину.

Хотя сионистские организации были относительно малочисленны, их влияние было источником озабоченности советских властей. Когда советские власти начали собственную кампанию по переселению евреев на землю, они приступили к ликвидации всех организаций Ха-Халуца, как легальных, так и нелегальных. Особенно жесткую борьбу с Ха-Халуц вела Еврейская секция (Евсекция) ВКП(б), одной из важнейших задач которой являлась борьба с сионизмом. Репрессии против сионистов усилились, выехать из Советского Союза стало крайне трудно.

Вот, например, с какими приключениями оказался в Эрец Исраэль упомянутый выше член коммуны Мишмар Давид Лейбович, 1904 г. рождения, уроженец сибирского города Томск. В 1926 г. Ха-Халуц выдал Давиду разрешение на приезд в Эрец Исраэль, заверенное английскими мандатными властями Палестины. Но советские власти отказали ему в выезде.
Тогда Лейбович с несколькими друзьями в январе 1927 г. пытается нелегально перейти границу. Они шли по льду через Днестр, чтобы попасть в Румынию, но неудачно. Один из друзей погиб от огня пограничников, другой получил ранение, и попал лапы чекистов.
Давиду удалось выбраться незамеченным из пограничной перестрелки. Он пробрался в Москву. В столице Лейбович вышел на связь с местными сионистами-подпольщиками, устроился на стройку, пытаясь законным путем получить паспорт для выезда из страны. Тем временем, Давид призывается в Красную армию и направляется на службу в Курск. Давид понимал, что советская система все больше засасывает его. Тогда он оставил свою воинскую часть, под чужим именем умчался в Москву к Розену, руководителю Агро-Джойнта. Розен сводит Лейбовича с Екатериной Пешковой - правозащитницей, первой женой писателя М. Горького. Именно после ее ходатайства молодой сионист получил паспорт на выезд "без права возвращения на территорию СССР". 27 марта 1927 г. из Одессы Давид отплыл в Яффо.
Лейбович прославился в Израиле тем, что зимой 1947-1948 гг. он разработал очень простой для кустарного производства миномет и снаряды к нему. Орудие, получившее в его честь прозвище "Давидка", сыграло важную роль в борьбе Израиля за независимость.

Борьбу с Ха-Халуц, кроме Евсекции, вел также Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КомЗЕТ) при президиуме Совета национальностей ЦИК СССР. КомЗЕТ, выступавший от имени советского правительства, запретил халуцианским коммунам прием новых членов без своего согласия. Он отбирал людей по своему усмотрению, пополняя ряды поселенцев своими людьми, в том числе агентами государственной безопасности (ОГПУ). Доступ в коммуну халуцим был прекращен. Последовали обвинения Ха-Халуц в антисоветской деятельности. При помощи пропаганды и давления властям удалось перетянуть на свою сторону некоторых членов халуцианских коммун. В них стали создаваться коммунистические и комсомольские первичные организации.

Начались аресты руководства и активистов коммун. 11 февраля 1926 г. на станции Таганаш было арестовано 12 халуцим. В ту же ночь в самой коммуне Мишмар арестовали еще троих. Таким образом, группа лишилась своих лучших руководителей - знатоков дела. Это произошло как раз в начале периода весенних полевых работ. Но несмотря на тяжелый удар, работы не прекратились. Группа выбрала новых руководителей. Хозяйство успешно развивалось. В 1926-1927 гг. в общей сложности было арестовано 40 членов Мишмара. Но аресты не запугали оставшихся на свободе. На место арестованных становились другие.

Арестованные проходили тюрьмы и потом направлялись в ссылки. О них упоминает в "Архипелаге ГУЛАГ" А.И. Солженицын: "Живой и боевой партией в 20-е гг. были сионисты-социалисты с их энергичной юношеской организацией "Гашомер" и легальной организацией "Гахалуц", создававшей земледельческие еврейские коммуны в Крыму. В 1926-м посадили все их ЦК, а в 1927-м мальчишек и девчонок до 15-16 лет взяли из Крыма в ссылку. Давали им Турткуль и другие строгие места. Это была действительно партия - спаянная, настойчивая, уверенная в правоте. Но добивались они не общей цели, а своей частной: жить как нация, жить своею Палестиной. Разумеется, коммунистическая партия, добровольно отвергшая отечество, не могла и в других потерпеть узкого национализма".

Для наиболее активных сионистов пребывание в ссылке затем заменялась более "суровым наказанием" - высылкой в Палестину. Эта мало известная практика, была взята на вооружение в 1924 г. при содействии Л.Б. Каменева, Ф.Э. Дзержинского и других советских руководителей. Некоторые бывшие члены коммун Ха-Халуц, были доставлены в Палестину на судах советского торгового флота, обслуживающих маршрут Одесса – Яффа. Денежную помощь отъезжающим в Эрец-Исраэль через Дана Пинеса, председателя легального Ха-Халуц, оказывал Агро-Джойнт.

Когда халуцим прибыли в Эрец-Исраэль, в их мировоззрении произошел неожиданный переворот: большая группа ветеранов "кибуцного" Тель-Хая основала в 1931 г. мошав (поселение, сочетающее элементы коллективного и частного хозяйства) Ган-Явне, а довольно значительная группа членов Мишмара, ориентировашаяся в Крыму на мошавы, создала в 1933 г. кибуц Мишмарот, существующие по сей день.

В феврале 1928 г. Ха-Халуц в СССР был запрещен. После этого советский режим приступил к окончательной ликвидации его коммун. В Крыму на их базе были созданы типичные советские коллективные сельские хозяйства.

О том, как происходила ликвидация халуцианских коммун, писало хорошо информированное международное еврейское телеграфное агентство (JTA):

- 18 января 1928 г. - о тяжелых приговорах, вынесенных трем членам административной комиссии колонии Тель-Хай Аарону Цирлину, Шмуэлю Фридману и Давиду Сосенскому. Они были арестованы вместе с восемнадцатью другими коммунарами и обвинены ОГПУ в контрреволюционной деятельности. ОГПУ утверждало, что арестованные организовали в коммуне подпольную сионистскую конференцию, собирали деньги для помощи ссыльным сионистам, отправляли деньги в Палестину, изгоняли коммунистов из коммуны. Цирлин был приговорен к трем годам, а Фридман и Сосенский к двум годам лишения свободы;

- 29 января 1928 г. - о роспуске коммуны Тель-Хай. Вопрос о роспуске был поставлен на голосование на общем собрании коммунаров после доклада члена Евсекции Липского о контрреволюционной деятельности Ха-Халуц.

- 5 июля 1928 г. - об аресте всей администрации коммуны Мишмар. Они были заключены в тюрьму в Симферополе. Тридцать коммунаров были арестованы в течение последних нескольких недель и сосланы в Сибирь.

- 5 мая 1929 г. - о направлении в наркомзем Крыма коммунарами Мишмар просьбы о роспуске коммуны.

Несмотря на ликвидацию, коммуны Ха-Халуц сыграли большую роль в создании еврейских сельскохозяйственных поселений в Крыму в 1920-е гг., а часть бывших коммунаров стала основой еврейских колхозов.

Новые поселения

В начале 1920-х гг., почти одновременно с основанием халуцианских коммун, началось спонтанное переселение еврейского населения в Крым с целью заняться там сельским хозяйством. В период революции и Гражданской войны, когда значительная часть торговцев, кустарей и различного рода посредников оказалась без какого-либо заработка и была лишена гражданских прав, переход к сельскому хозяйству решал проблему трудоустройства и обеспечения продовольствием в период голода и разрухи. Еврейские переселенцы стали прибывать с 1922 г. К лету 1924 г. кроме трех поселений Ха-Халуц были основаны еще пять еврейских сельскохозяйственных поселений. Влияние халуцианских коммун ощущалось во многих новообразованных еврейских колониях и артелях Крыма, и в некоторых из них, например, в коммуне Хаклай действовали отделения Ха-Халуц.

Поселение Хаклай было основано весной 1923 г. выходцами из близлежащих городов Крыма, из Геническа и сельских местностей Южной Украины. Место для поселения оказалось удачным. Оно располагалось в непосредственной близости от железнодорожной станции Колай (первая станция на линии, идущей от Джанкоя в Феодосию и Керчь). Число членов коллектива к лету 1924 г. достигло 35 человек. Коллективу было отведено 1500 десятин земли.

Коллектив стремился к увеличению своей численности, и с этой целью вел переговоры с ходоками из Витебска и Черниговской губернии. Стали прибывать новые переселенцы. Жить поначалу пришлось в пристанционных складах Колая и землянках. Население быстро росло. Вскоре в Хаклае насчитывалось 54 хозяйства и 289 жителей. К югу от железнодорожного пути возникла улица, были заложены первые виноградники и сады. Основным занятием населения стало хлебопашество.

Поселение Авода основано в октябре 1923 г. в 6 верстах от железнодорожной станции Курман-Кемельчи выходцами из Джанкоя и бежавшими сюда после погромов херсонскими колонистами. Коллектив состоял из 10 членов, при общей численности 45 человек. Коллективу были отведены земли площадью 1100 десятин. Ожидалось прибытие принятых коллективом 10 семейств (60 душ) из Киевской губернии.

Коллектив Икор основан в октябре 1923 г. в брошенном имении помещика Ходжаша в Сокуркой (Сокуркуй), в 9 верстах от Евпатории, выходцами из Таганаша, Геническа и Евпатории. В коллективе было 32 члена, при общей численности 104 человека. Большинство из них ранее было хлеборобами. Земля площадью 1600 десятин была отведена коллективу на основании арендного договора, заключенного на 12 лет. Усадьба занимала площадь в две десятины и была огорожена высоким каменным забором, имелись большие склады и полуразрушенные здания для временного жилья.

Коллектив Земледелец основан в феврале 1924 г. выходцами из Симферополя и бывшими колонистами Херсонского округа. Находился в 18 верстах от Симферополя и 4 верстах от станции Сарабуз. Коллектив состоял из 20 членов, при общей численности 90 человек и 640 десятин земли.

Коллектив Ахдас (Ахдус) основан в апреле 1924 г. Располагался в 6 верстах от железнодорожной станции Биюк-Онлар в совхозе селения Кир-Байлар (Кир-Байляр, Кыр-Байлар). Коллектив состоял из бывших хлеборобов и других "трудовых элементов", занимавшихся, главным образом, извозным промыслом. В коллективе было 17 членов, при общей численности 70 человек и 600 десятин земли.

Все поселения возникли самостоятельно, и Джойнт пришел им на помощь относительно незначительными суммами уже после того, когда они уже были созданы. Помощь эта выразилась в виде кредита на живой и мертвый инвентарь, в предоставлении в пользование тракторов и другой техники. На переезд и первоначальное устройство колонисты израсходовали свои собственные сбережения. С самого начала была устранена система подачек, вносившая в былые времена разложение в среду поселенцев, подтачивая их энергию и самодеятельность. Стать поселенцем было непросто, вопрос о принятии новых членов решался на общем собрании коллектива, нужно было убедить людей в своем трудолюбии, желании и умении трудиться на земле. К началу 1925 г., когда в основном закончилось спонтанное движение евреев в Крым, там существовало 20 еврейских сельскохозяйственных поселений, в которых жило около 600 семей.

О ситуации того времени известный агроном и общественный деятель С.Е. Любарский писал в своем докладе после Крымской экспедиции 1923 г.:
По своим прежним занятиям колонисты делятся на четыре группы, численно примерно равные между собой: хлеборобы; служащие и рабочие; ремесленники; торговцы и посредники. Все они проявили себя как элемент вполне трудоспособный и преданный своему новому занятию. Порвав со своим прошлым, они в новой чужой обстановке, при недостатке инвентаря и весьма ограниченных средствах успешно справились с трудной задачей переселенцев-пионеров и за короткое время обнаружили не только желание, но и умение заниматься сельским хозяйством... Мы видели, каков авангард крымских еврейских поселенцев. За ними движется из городов и местечек бывшей черты армия еврейских трудящихся масс, лишенная там всяких средств к существованию. Об этом свидетельствует беспрерывный поток ходоков, ежедневно прибывающий на юг от десятков новых коллективов в поисках земли для последних. Эту волну переселения, во избежание катастрофы, необходимо регулировать. Необходима срочная организационная помощь. Нужно спешить...

С 1925 г. советские власти в сотрудничестве с Агро-Джойнтом и другими зарубежными еврейскими благотворительными организациями приступили к организованному переселению евреев в Крым. В течение года КомЗЕТу для обустройства трудового еврейского населения было выделено 9024 га земли. Земли выделялись за счет бывшего помещичьего землевладения, а также пустующих и необвоженных площадей.

В Крыму со сказочной быстротой появлялись новые населенные пункты. В список населенных пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 г. вошли 35 еврейских (с преобладающим еврейским населением) поселений:

Авода (Работа, иврит), Арбетлаир, Ахдас (Единство, иврит), Бейс Лехем (Дом хлеба, иврит), Ециро или Эциро (Создание, иврит), Заря, Земледелец, Землероб, Икор (в честь американской прокоммунистической еврейской организации ИКОР), Кадима (Вперед, иврит), Красный Пахарь, Мааян (Источник, иврит), Малая Москва, Мангут, Мишмар (Гвардия, иврит), Мунус Старый, Найлебен (Новая жизнь, идиш), Найшпроцунг (Новый побег или Новый росток, идиш), Ойфлебунг (Возрождение, идиш), Первомайская (б. Основа), Победа, Работник (Аранда), Ротендорф (Красное село, идиш), Ротенштадт (Красный поселок, идиш), Тель-Хай (Холм жизни, иврит), Тиква (Надежда, иврит), Топалов, переселенческие участки 3 (Агудас Ахим - Братство, иврит), 49, 62 и 89, Фрай (Свободный, идиш), Хаклай (Крестьянин, иврит), Хейрус (Свобода, иврит), Чубаров.
Карта еврейских населенных пунктов в Крыму на 17 декабря 1926 г.
Карта еврейских населенных пунктов в Крыму на 17 декабря 1926 г.
На 17 декабря 1926 г. в сельской местности Крыма проживало 4463 еврея [43] (около 10% еврейского населения Крыма, 1,1% крымского сельского населения).

Еврейские населенные пункты располагались в четырех (22 - в Джанкойском, 6 - Евпаторийском, 4 - Симферопольском, 3 - в Феодосийском) из 10 административных районов Крыма.

В еврейских населенных пунктах проживало 3411 человек, из них 3055 евреев (89.56%).

Самым большим еврейским населенным пунктом было село Хаклай, в котором проживало 287 человек, из них 271 евреев (94.43%), а самым маленьким - артель Ар-Бетлаир, состоящая из 15 членов, из них 8 евреев (53.33%). В среднестатистическом еврейском населенном пункте Крыма проживало 97 человек, из них евреев 87 евреев (89,7%)

Компактность проживания переселенцев дала возможность открыть 2 марта 1926 г. первый в Крыму Ротендорфский еврейский национальный сельский совет, в который входили восемь сел: Ротендорф (Участок 6), Ротенштадт (Участок 4), Найлебен, Найшпроцунг, Ойфлебунг (Участок 5), Хаклай, Участок 3 (Агудас-Ахим) и Участок 89. На 17 декабря 1926 г. на территории сельсовета проживало 1324 человека, из них 1269 евреев (95.85%).

Этим событием начался новый десятилетний период еврейской колонизации, в течение которого в Крыму были созданы два еврейских национальных района и десятки еврейских национальных сельсоветов.
Схема Ротендорфского еврейского национального сельсовета
Схема Ротендорфского еврейского национального сельсовета
Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект