Еврейские земледельческие поселения Украины

Колонии во время гражданской войны, начало советского периода

Октябрьская революция и Гражданская война 1917-1921 гг. превратили Херсонскую и Екатеринославскую губернии в арену непрекращающихся боевых действий, которые сопровождались взрывом антисемитизма и массовыми кровавыми и разрушительными погромами. Петлюровцы, Добровольческая армия А. Деникина, многочисленные крестьянские банды, военные формированиями атаманов, анархисты Н. Махно, Красная армия, все они в большей или меньшей степени участвовали в погромах в городах, местечках и еврейских колониях.
Для защиты от погромщиков в еврейских колониях создавались отряды самообороны. Однако чаще всего еврейская самооборона не могла противостоять гораздо более многочисленным и лучше вооруженным погромщикам. Погромам подверглись все еврейские колонии, но особенно кровавыми были погромы в колониях Трудолюбовке, где были заживо сожжены или расстреляны 175 человек, и Новополтавке, в которой погибло 120 человек. Колония Трудолюбовка была полностью разрушена и в последующем не восстанавливалась.

Кроме участия в погромах, крестьяне соседних деревень вели агитацию и предпринимали действия, направленные на изгнание евреев из колоний с целью отбить у них всякую охоту к земледелию.

Советская власть осуждала погромы и реально с ними боролась. Именно поэтому далекие от политики евреи-земледельцы отдали свои симпатии большевикам и пошли на их поддержку и сотрудничество. Молодые колонисты сражались за эту власть в рядах Красной армии. Отряды самообороны приняли участие в уничтожении банд, действующих в районе еврейских колоний.

Некоторую поддержку екатеринославских колонистов получило и крестьянское движение Н. Махно, выступавшее союзником большевиков в борьбе с Деникиным и Врангелем. Центром этого движения был район Гуляйполя, в который географически входили еврейские колонии Екатеринославской губернии. В армии повстанцев-махновцев были сформированы еврейские национальные части. Однако участие евреев в крестьянском движении Н. Махно не спасло еврейские колонии от погромов махновцев.

Гражданская война привела к всеобщему разорению, но особенно сильно от нее пострадали евреи. Положение колонистов было ужасным. Одни погибли от рук погромщиков, умерли от голода и эпидемий. Другие, спасаясь от погромов, ушли в большие города или покинули страну. Оставшиеся были покалечены и разорены. Сотни детей остались сиротами. Однако, несмотря на огромные потери от погромов, голода и болезней, еврейские земледельческие колонии не погибли в страшные годы Гражданской войны. Тогда они еще раз доказали свою состоятельность.

Не лучше было положение евреев в городах и особенно местечках. Возникла так называемая еврейская "местечковая проблема", суть которой заключалась в том, что основная масса евреев в местечках, еще недавно занимавшаяся ремеслом и торговлей, была лишена советской властью этой возможности. Положение усугублялась тем, что Конституция РСФСР 1918 г. давала гражданские права только рабочим и крестьянам - новым привилегированным классам страны.

Деклассированные граждане (эксплуататоры) лишались избирательных прав. Эти граждане получили неофициальное название "лишенцы". Однако фактически они лишались не только права избирать и быть избранными, но и лишались автоматически многих гражданских прав. Например, лишенцы выселялись из коммунальных квартир, им не выдавались продуктовые карточки, либо же выдавались по самой низшей категории. Они не имели права получать пенсию и пособие по безработице. Дети лишенцев были лишены возможности учиться в старших классах и получать образование в ВУЗах.

Большинство еврейского населения (мелкие торговцы, посредники, лица без определенных занятий и т.п.) стало лишенцами. Проблема экономической несостоятельности и бесперспективности еврейских местечек усугублялась из года в год. Все это увеличивало оппозиционность еврейского населения к советской власти, создало благоприятные условия для роста численности и политического влияния запрещенных советской властью сионистских партий и организаций. Спасаясь от нищеты и голода, сотни тысяч евреев вынуждены были покинуть родные места. Часть из них направилась к измученным войной еврейским колониям Херсонской и Екатеринославской губерний. В городах, среди деклассированного, лишенного заработков местечкового и городского населения проявился интерес к земледельческому труду, стали развиваться пригородное и приместечковое сельское хозяйство.

В то же время молодые сионисты-социалисты из организации Ха-Халуц, получившей в СССР легальный статус и сыгравшей значительную роль в привлечении евреев к земледелию в советский период, создали первые сельскохозяйственные поселения-коммуны в Крыму (до 1954 г. входил в состав РСФСР): Тель-Хай, Мааян и Мишмар. Жизнь в коммунах они рассматривали как подготовку к переезду и освоению Палестины. Однако большая часть коммунаров так и не добралась туда.
В 1926 г. позиция властей по отношению к Ха-Халуц изменилась. Осенью 1927 г. общим собранием халуцианских коммун был запрещен прием новых членов. При помощи давления властям удалось заставить некоторых членов коммун выступить с обвинениями Ха-Халуц в антисоветской деятельности. Были проведены аресты руководства и активистов земледельческих коммун. В феврале 1928 г. Ха-Халуц в СССР был запрещен, коммуны стали преобразовываться в колхозы.

Несмотря на большие трудности и отсутствие какой-либо помощи, переселенцы-энтузиасты устроились в старых колониях и построили десятки новых поселений с целью заняться там сельским хозяйством, создав важный прецедент для будущей уже советской колонизации.

Следующий удар по еврейским колониям нанес разразившийся в 1921-1922 гг. в Южной Украине голод. Причины такого страшного бедствия были: разруха в результате Первой мировой и Гражданской войн, политика военного коммунизма и, наконец, страшная засуха, погубившая урожай. Население в еврейских колониях, которое составляло в 1916 г. 39 025 человек, сократилось в 1922 г. до 29 612. Число лошадей уменьшилось более чем на 70%, рогатого скота - на 51%, количество борон - на 73%.

Голодная смерть реально угрожала десяткам миллионов людей, и советское правительство вынуждено было официально обратиться за помощью к мировой общественности. Первую реальную помощь колониям стали оказывать зарубежные еврейские организации, из которых самым важным был Американский еврейский объединенный распределительный комитет (Джойнт). Начался длительный этап сотрудничества международных еврейских организаций и советской власти.

Советские власти стремились получить моральную и финансовую поддержку мирового еврейства, особенно американского. Привлекая на свою сторону мировое еврейство, власти рассчитывали с его помощью поправить свои внешнеполитические позиции и выйти из международной изоляции. Большие надежды возлагались и на то, что евреи в СССР и за рубежом переключат свое внимание от сионизма на проект создания еврейского национального очага на территории СССР, что обещало принести немалую политическую и экономическую выгоду.

В сентябре 1922 г. нью-йоркский штаб Джойнта одобрил проект восстановления еврейских колоний Южной Украины. Джойнт заключил соглашение с советским правительством о реализации проекта. Соглашение позволяло Джойнту выбирать районы для оказания помощи, беспрепятственно ввозить необходимые товары и персонал, свободно набирать штат своих сотрудников в Украине. Возглавил работы доктор Джозеф (Иосиф Борисович) Розен, выдающийся американский агроном российско-еврейского происхождения.

К новому году из Нью-Йорка в Одессу было доставлено 86 тракторов. Четыре трактора были переданы правительству Украины, семь - распределены в Крыму. Остальные 75 тракторов были использованы для организации семи тракторных колонн. Их базы, включающие ремонтные мастерские и хранилища топлива, были построены в колониях, расположенных вблизи от железнодорожных станций. В зону обслуживания каждой тракторной колонны, были включены не только еврейские земледельческие колонии, но также украинские деревни и немецкие колонии, расположенные в радиусе 17 верст от тракторной базы.
Всего обслуживалось 38 еврейских колоний и 72 нееврейские деревни или 29 485 крестьянских хозяйств. Центром всего проекта была колония Новополтавка, в которой располагались конторы, школа трактористов, центральная ремонтная мастерская, склады и хранилища. Семь опытных американских инструкторов, владевших русским языком, обучали крестьян вождению тракторов. В первую же посевную 1923 г. тракторы вспахали более 40 тыс. га земли.

Джойнт не имел ни сил, ни средств, чтобы работать с отдельными крестьянскими хозяйствами. Поэтому основной упор был сделан на кооперацию крестьянства. Крестьяне, быстро понявшие преимущества тракторов, к 1923 г. на добровольной основе создали 18 сельскохозяйственных кооперативов, сотрудничавших с Джойнтом. Причем сотрудничество распространялось не только на использование тракторов, но и на создание перерабатывающих предприятий (сыроварни и маслобойни), введение новых сельскохозяйственных культур, внедрение сортовых семян и шестипольного севооборота. Весь комплекс работ позволил значительно повысить эффективность еврейских хозяйств в колониях.
Джойнт кредитовал кооперативы на весьма льготных условиях. За использование техники кооперативы расплачивались с Джойнтом натуроплатой - по пять пудов ржи с десятины. Рожь, полученная от кооперативов, шла на создание страхового запаса продовольствия для еврейских колоний и главных городов Юга Украины.

Первая крупномасштабная тракторная кампания в стране увенчалась крупным успехом. Еврейские колонии были быстро восстановлены. Их общее экономическое состояние было значительно выше, чем состояние окрестных сел. Результаты компании вызвали повышенный интерес советского руководства. Новый способ использования техники в тракторных колоннах и их связка с кооперативами были в последующем применены советским правительством при создании машинно-тракторных станций (МТС) и колхозов. Однако этот исторический факт замалчивается. Советские власти не хотели связывать важное для них мероприятие с еврейским прототипом, а Джойнт считал, что его опыт был использован с большими искажениями, приведшими к упадку сельского хозяйства.
Создание еврейских колхозов. Коллективизация и Голодомор

Успех еврейских колоний и инициативы евреев по поселению на землю (к земледелию до начала организованной поддержки властями перешло 45 тыс. евреев), катастрофическое положение евреев в западных губерниях, стремление снизить социальную напряженность и привлечь еврейские массы на свою сторону подтолкнули советское руководство к разработке плана превращения еврейских "нетрудовых элементов" в крестьян. В то время промышленность страны, разрушенная в годы Гражданской войны, еще не была восстановлена, поэтому практически единственным способом вовлечения евреев в производственную сферу была их аграризация. Этому способствовало наличие достаточных площадей пустующих земель, пригодных для сельскохозяйственного использования.

С самого начала советское правительство поставило перед собой грандиозную задачу: переселить "на землю" за десять лет полмиллиона евреев. Для этого выделялись земельные фонды в основном на Юге Украины и в Северном Крыму. При благоприятных результатах переселения предполагалось создание на этих территориях еврейской автономной области или даже республики.

Евреи не были единственной планово переселяемой группой населения. "Избыточность" населения в некоторых областях РСФСР, Украины и Белоруссии на тот период времени исчислялась многими миллионами человек. Поэтому в середине 1920-х гг. советское руководство серьезно занималось "аграрным переселением". Для планирования и осуществления переселения в 1924 г. был создан специальный государственный орган - Всесоюзный переселенческий комитет при ЦИК СССР.

В связи с остро стоящим в те годы вопросом о землеустройстве еврейского населения и желанием советского руководства привлечь значительную зарубежную материальную помощь, для реализации планов еврейской аграрной колонизации 29 августа 1924 г., при Президиуме Совета национальностей ВЦИК (высший орган государственной власти) был создан специальный Комитет землеустройства евреев-трудящихся (КомЗЕТ), а 17 января 1925 г. в Москве в помощь КомЗЕТу по инициативе партийных кругов образовалось формально неправительственное Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ).

Во главе КомЗЕТа и ОЗЕТа встали авторитетные старые большевики, включая неевреев. КомЗЕТ возглавил П.Г. Смидович, а ОЗЕТ - сначала Ю. Ларин, затем - С.М. Диманштейн. Очень скоро были созданы отделения ОЗЕТ не только в союзных республиках, но и за рубежом. В руководство ОЗЕТа в центре и на местах входили известные общественные деятели. Так, членами правления МосОЗЕТа были В. Маяковский и С. Михоэлс. Постепенно за КомЗЕТом осталось стратегическое и частично идеологическое планирование еврейской поселенческой деятельности в СССР, а в ОЗЕТ сосредоточилась вся практическая деятельность.

Для подготовки населения страны к переселению евреев на землю и борьбы с антисемитизмом, привлечения значительных масс еврейского народа к колонизации и сбору средств на ее реализацию была проведена широкая пропагандистская компания как внутри страны, так и за ее пределами. Выпускалась и распространялась пропагандистская литература, широко использовалась периодическая печать и радио, организовывались собрания, митинги и выставки. Евреи-переселенцы, несмотря на их незначительное количество, стали главными героями советского еврейского искусства и литературы. ОЗЕТ впервые применил такую форму массового сбора средств внутри СССР как всесоюзные лотереи, принесшие в фонд переселенческого движения миллионы рублей. Еврейская общественность страны встретила план национально-аграрной автономии с энтузиазмом.

План был поддержан и существенной частью мировой еврейской общественности. Зарубежных евреев привлекали возможность оказания помощи своим попавшим в беду братьям, уникальность явления землеустройства евреев в мировой истории, перспектива создания еврейского национально-территориального образования в СССР.

В июле 1924 г. для содействия в организации еврейских сельскохозяйственных поселений в Советском Союзе Джойнтом была создана специальная организация Агро-Джойнт во главе с Д. Розеном со штаб-квартирой в Москве. В Харькове, Одессе, Киеве, Кривом Роге и Симферополе открылись отделения Агро-Джойнта, а в Джанкое - его завод по ремонту сельскохозяйственной техники. В пик своей деятельности в конце 1920-х гг. Агро-Джойнт содержал 3 тыс. работников. Единственным постоянно проживающим в СССР американцем был директор (с 1927 г. - президент) Д. Розен, остальные служащие набирались из советских граждан. Заместителем Розена по агрономической части был Самуил Любарский, по юридической - Иехизкиель Гроер, по финансам - Михаил Ратнер.

Нью-йоркские руководители Джойнта наезжали в СССР с инспекциями. Американцев возили по новым поселениям, демонстрируя успехи вчерашних лавочников в сельском хозяйстве. К финансированию проекта подключились ЕКО, ОРТ, ИКОР (американская общественная организация помощи еврейскому землеустройству в СССР) и др. Еврейские зарубежные организации и фонды взяли на себя основную часть финансирования плана переселения на землю. Так, в 1925-1929 гг. в Крыму 86% расходов на переселенческую политику приходилось на средства, полученные из-за рубежа.

Помощь в деле обучения и медицинского обслуживания населения еврейских поселений оказывалась международными благотворительными организациями безвозмездно. Другие виды помощи (строительство дома, покупка инвентаря, семян, скота, домашней птицы и пр.), как правило, предоставлялись в виде льготных ссуд, которые возвращались переселенцами из урожая. Это являлось принципиальной особенностью работы этих организаций, которые считали, что безвозмездная помощь развращает евреев-переселенцев. Так, ссуды Агро-Джойнта выдавались на разные сроки под 3% в год.

Обычно ссуды выдавались переселенческим коллективам. Агро-Джойнт вступал во взаимоотношения с ними только после того, как они получали землю и прибывали на место проживания. Евреи, поселявшиеся на землю, пользовались всеми правами и льготами, установленными для новопереселенцев: освобождались на три года от налогов, воинской повинности; пользовались льготным тарифом для переезда людей и перевозки грузов. Земли для еврейской колонизации отводились правительством и отдавались поселенцам в постоянное трудовое пользование. Начиная с 1929 г., Агро-Джойнт отпускал средства уже только как заем советскому государству, которое принимало на себя обязательство финансировать из этих средств еврейскую колонизацию. Еврейские переселенцы кредитовались уже не Агро-Джойнтом напрямую, а советским государством.

Намеченный план с самого начала сопровождался большими трудностями, но выполнялся довольно быстрыми темпами. Количество заявок на переселение превосходило реальные возможности переселенческих организаций, но порой в списки желающих и нуждающихся в переселении включали людей в добровольно-принудительном порядке. К переселению привлекались, главным образом, лица без определенных занятий, мелкие торговцы, представители наиболее отсталых слоев населения, не находящих себе применения в местах их постоянного жительства, преимущественно в еврейских местечках.

Число таких людей значительно возросло в результате свертывания НЭПа. Тем, кто шел работать в сельскохозяйственные поселения, также прощалось их "буржуазное прошлое". Президиум ЦИК СССР для стимуляции еврейского переселенчества в своих решениях от 10 и 28 января 1928 г. возвращал избирательные права лишенцам, поселившимся на землях переселенческого фонда КомЗЕТа. Лишенцы получили шанс вернуться к нормальным условиям жизни.

На новом месте переселенцы сталкивались с очень большими трудностями. Сказывалось отсутствие опыта крестьянского труда, недочеты в работе переселенческих организаций и государственных органов, приходилось бороться за выживание в безводной степи, в условиях хозяйственной и бытовой неустроенности, враждебности местного крестьянства. Далеко не все обитатели еврейских местечек выдерживали взвалившиеся на них новые тяготы. Однако большинство переселенцев, стремясь вырваться из замкнутого круга местечковой нищеты, несмотря на трудности, осваивались на новом месте жительства, строили дома, прокладывали дороги и обрабатывали землю для будущих урожаев.

Для достижения положительных результатов переселения упор делался на применение наиболее передовых методов агрономии и современной сельскохозяйственной техники, которые должны были компенсировать отсутствие у евреев-переселенцев земледельческих навыков. Еврейские международные организации обеспечивали колонии и вновь образованные поселения редкими тогда тракторами, паровыми молотилками, сортировщиками и веялками, ремонтными мастерскими, инструкторами, скотом, семенами и саженцами.

Особое внимание уделялось электрификации созданных поселений, развитию там промышленного виноградарства, садоводства и птицеводства. Были построены десятки водонапорных башен, вырыто сотни колодцев, что решало сложную задачу обеспечения засушливых районов водой. В поселениях были построены и работали предприятия по переработке молочных продуктов, маслобойные, кожевенные и черепичные заводы.

В 1927 г. в Украине насчитывалось уже 48 новых поселений с населением примерно в 35 тыс. человек, занимавших 100 тыс. га земли. Быстро росли старые еврейские колонии. В Крыму к 1928 г. переселенцами-евреями было создано 88 новых поселений в среднем по 45 дворов. Только осенью того года было поднято 68 тыс. га целины в степной части Крыма.

Воодушевленные идеей еврейских поселений, в СССР приезжали даже евреи из других стран. Примерно 75 человек вернулись из Палестины и основали в Евпаторийском районе коммуну "Войо Нова" ("Новый путь").

В 1929 г. началась коллективизация крестьянства. Темпы коллективизации, заданные властями, в еврейских селах были много выше, чем в среднем по Украине и в Крыму.

Коллективизация не пришлась по душе ни переселенцам, ни руководителям международных еврейских организаций. Добро, нажитое тяжелой трудом, и средства благотворителей должны были пойти прахом. После небезызвестного постановления ЦК ВКП(б) "О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении" с еврейских колхозов вышло почти 80% крестьян.

Параллельно с организацией колхозов в старых колониях прошло массовое раскулачивание. Репрессировали тех, кто был объявлен кулаком или подкулачником, или не хотел вступать в колхоз. В тюрьмы, лагеря и на высылку попало немало трудолюбивых, знающих крестьянское дело людей. В новых поселениях были разрушены существовавшие в них формы добровольной кооперации.

Насильственное изъятие зерна из вновь организованных еврейских колхозов привело в 1932-33 гг., как и везде в Украине, к массовому голоду с гибелью людей. По данным Одесского областного комитета партии, в марте 1933 г. среди десяти районов с наиболее высокой смертностью от недоедания был Калининдорфский район; только в селе Штерндорф (Малая Сейдеменуха) этого района в 1932-33 гг. от голода умерли (по официальным, заведомо заниженным данным) 30 человек.

Голод свирепствовал на фоне резко уменьшившейся из-за мирового экономического кризиса помощи международных еврейских организаций. Эти события вызвали массовое недовольство и бегство крестьян в города. Начались массовые репрессии. За украденные несколько килограмм пшеницы для голодных детей крестьяне осуждались на 5-10 лет. Проводились массовые обыски. Конфисковывали все продукты питания. Недостаточная активность в изъятии хлеба из колхозов, домов колхозников и единоличников, любые попытки защитить крестьян строго преследовались. Арестовывались как рядовые члены колхозов, так и руководство колхозов, сельсоветов и районов.

Только к середине 1930-х гг., преодолев страшные последствия коллективизации, колхозное производство, хотя и медленно, но стало налаживаться, жизнь в колониях и поселениях улучшилась. Благодаря применению наиболее передовых в тот период методов агрономии и сельскохозяйственной техники, еврейские колхозы стали набирать силу. Некоторые из них стали передовыми, процветающими, непременными участниками и призерами Всесоюзных сельскохозяйственных выставок в Москве.
Расцвет и упадок еврейских национальных районов

В 1924-1938 гг. в Украине и в Крыму было образовано 217 поселков, в которых осели около 14 тыс. еврейских семей. Там на деньги Агро-Джойнт было построено 299 общественных зданий, 10 тыс. домов, 8100 квартир. Для создания нормальной инфраструктуры в поселениях было возведено 55 водонапорных башен, вырыто 157 глубоких и 892 небольших колодцев. Таким образом были организованы целые поселенческие массивы с компактно проживающим там еврейским населением. Это позволило создать сначала еврейские национальные сельские советы, а затем и районы. К 1931 г. в Украине было 107 еврейских сельсоветов. Многое из того, что было создано в те годы, служит людям до сих пор.

В 1927 г. был образован первый в Советском Союзе еврейский национальный район - Калининдорфский. Его центром стала колония Большая Сейдеменуха, переименованная в Калининдорф. В район входили 39 еврейских и 8 нееврейских поселений, из которых самыми крупными были старые колонии Херсонской губернии.

В 1929 г. был образован Новозлатопольский еврейский национальный район, объединивший 12 старых колоний Екатеринославской губернии и 25 переселенческих поселков.

В феврале 1930 г. на основе прежних еврейских сельскохозяйственных колоний (Излучистая, Нововитебск, Новожитомир, Новоковно, Новоподольск, Каменка) бывшего Криворожского округа был образован Излучистский еврейский национальный район. Через год район был переименован в Сталиндорфский, а райцентр был перенесен из Излучистой в новый переселенческий поселок Чемеринск, ставший Сталиндорфом. Новый район, занимавший площадь в 99 232 гектара, был самым большим из еврейских национальных районов Украины.

К 1930 г. евреи в Калининдорфском, Новозлатопольском и Сталиндорфском районах составляли большинство, соответственно 86%, 70% и 73%.


В Крыму, входящем тогда в состав РСФСР, в 1930 г. был образован Фрайдорфский еврейский национальный район, а в 1935 г. был создан второй еврейский национальный район - Лариндорфский.

В 1931 г. на территории еврейских национально-административных образований в Советской Украине, включая национальные местные советы, проживало около 250 тыс. евреев, то есть 14,2% еврейского населения Украины. Советская практика еврейской сельскохозяйственной колонизации создала самую крупную в Европе армию еврейского крестьянства. Образование еврейских национальных районов и сельсоветов было с воодушевлением встречено еврейским населением страны.
Карта еврейских национальных районов и отделных поселений на Юга Украины и Крыму. 1937 г. (1 - Калининдорфский, 2 - Новозлатопольский, 3 - Сталиндорфский, 4 - Фрайдорфский, 5 - Лариндорфский районы)
Карта еврейских национальных районов и отделных поселений на Юга Украины и Крыму. 1937 г. (1 - Калининдорфский, 2 - Новозлатопольский, 3 - Сталиндорфский, 4 - Фрайдорфский, 5 - Лариндорфский районы)
В созданных национальных сельских советах и районах проводилась провозглашенная коммунистами в 1923 г. на XII съезде РКП(б) политика коренизации, то есть обеспечение в них приоритета национальных языков и кадров. Управление, судопроизводство, обучение в школах, культурно-просветительская работа велись, в основном, на еврейском (идиш) языке. На этом же языке выходили районные многотиражные газеты. В Калининдорфе, Нововитебске и Фрайдорфе педагогические техникумы готовили национальные кадры учителей, а агрономические техникумы в Новополтавке и Львово - агрономов, зоотехников, механизаторов и мелиораторов. В середине 1930-х гг. в центрах национальных районов появились общеобразовательные средние еврейские школы. Все еврейские поселения были радиофицированы, почти все электрифицированы, в каждом районе имелись кинопередвижки, открывались ленинские уголки, библиотеки и избы-читальни.
В 1931 г. в Сталиндорфе начал работать первый в СССР колхозный еврейский театр.

Несмотря на определенные достижения, жизнь и работа в колхозах была очень тяжелой. В колониях, и поселениях как по всей стране, велась широкая антирелигиозная компания. Официальная атеистическая идеология государства была направлена против всех конфессий, в том числе и иудаизма. Жертвами террора большевиков стали раввины и меламеды колоний и поселений. В начале 1920-х гг. исчезло важное звено еврейского образования - хедеры. В конце этого десятилетия синагоги и молитвенные дома в колониях закрывались, а их помещения преобразовывались в клубы и другие общественные учреждения.

В результате молодежь быстро отлучилась от религии. Перестали соблюдаться суббота, требования кашрута, обряды обрезания и другие заповеди. Многие евреи-земледельцы вступала в партию, комсомол, становились колхозными активистами. Их жизнь наполнялась политической и общественной работой, связанной с колхозным строительством, проведением политических компаний и советских праздников. Однако верующие, прежде всего представители старшего поколения, собирались для молений в жилых домах, традиционные еврейские праздники отмечало почти все население колоний и поселений.

И все же, несмотря на достигнутые успехи, до создания в Украине или в Крыму еврейской республики или области дело не дошло. Более того, с начала 1930-х гг. начался постепенный упадок еврейских сельскохозяйственных поселений, обусловленный рядом причин.

Важной причиной неудачи еврейской колонизации стал хронически высокий отход переселенцев из мест расселения. Вначале основной причиной этого явления были не трудности работы на земле, а неподготовленность местных организаций к приему новых переселенцев грубое администрирование властей и их безразличие к нуждам простого труженика. Однако к концу 1920-х гг. главным фактором, повлекшим отток переселенцев, была проведенная в еврейских поселениях коллективизация.

Насильственная коллективизация привела к многочисленным бедствиям. Невозможность прокормиться в голодные годы гнала переселенцев в города. Это было общим явлением. В это время из колхозов бежали не только еврейские переселенцы из городов и местечек, но и потомственные крестьяне других национальностей, веками жившие на земле.

Начавшаяся тогда же индустриализация нуждалась в рабочей силе. Село стало рассматриваться как источник ее пополнения в быстро растущих городах. "Отходники" быстро трудоустраивались на новом месте. В результате бурного развития индустрии была решена "местечковая проблема". Безработица в еврейских местечках была практически ликвидирована. Индустриализация втягивала также лишенцев, которые вместе с безработными местечек ранее пополняли ряды переселенцев.

Существенно сказалась на отток традиционная тяга евреев к городской жизни и к образованию. Благодаря быстрому росту в городах промышленности и количества учебных заведений "отходники" быстро трудоустраивались на новом месте или поступали на учебу. Необходимость в продолжении политики аграризации еврейского меньшинства отпала.

Местные крестьяне враждебно воспринимали переселение евреев. Земли было мало, и борьба за нее была острой. На Юге Украины и в Крыму сотни тысяч коренных крестьян были безземельными. На их глазах еврейские переселенцы получали бесплатно земельные угодья, заграничную сельскохозяйственную технику, семена, породистый скот, тогда как им власти предлагали переселяться за Урал.
Подогревало возмущение неумение евреев крестьянствовать, имевшиеся случаи сдачи земли в аренду и использования наемного труда. Резко возрос уровень антисемитизма. На этой почве между пришлым и местным населением происходили открытые столкновения: драки, поджоги, потравы посевов и т.д. Кроме того проект встретил сильное противодействие как украинских, так и крымских властей, которые не желали территориальных потерь в пользу еврейской автономии.

Еще одной приметой кризиса в деле еврейской колонизации Юга Украины и Крыма стал Биробиджанский проект. Его началу послужило принятое 28 марта 1928 г. Президиумом ЦИК СССР постановление о выделении Биробиджанского района "для сплошного заселения трудящимися евреями". Главным доводом в пользу Биробиджанского проекта было стремление властей заселить необжитую пограничную территорию на Дальнем Востоке.
С началом реализации Биробиджанского проекта в этот район была направлена большая часть средств, предназначенных для организации еврейских земледельческих поселений. Сказалось и сокращение финансирования из-за границы, вызванное международным экономическим кризисом и разочарованием в результатах происходившего.

В результате выше перечисленного из переселенных 126 тыс. человек к 1937 г. на новых местах жительства в Крыму, Юге Украины и Биробиджане осталось только 42% или 53 тыс.и человек.

Приблизительно с середины 1930-х гг. правящий режим, упрочив свое положение, отбросил политику коренизации и перешел к политике ассимиляции национальных меньшинств. В конституции СССР 1936 г. и разработанных на ее основе конституциях союзных республик национальные районы и сельсоветы не были узаконены.

17 декабря 1937 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О ликвидации национальных районов и сельсоветов". В соответствии с духом времени "объяснялось", что многие из районов (еврейские, немецкие, финские, корейские, болгарские и т. д.) "были созданы врагами народа во вредительских целях".
В результате все еврейские национальные районы и сельсоветы к 1939 г. были расформированы или преобразованы в обычные территориальные единицы и потеряли статус национальных. Была начата политика "интернационализации" еврейских колхозов, т.е. соединение их с нееврейскими. Поощрялось переселение неевреев в еврейские колонии и поселения и наоборот.

16 апреля 1938 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР был ликвидирован Центральный Совет КомЗЕТа. Уже к середине 1930-х гг., по существу, утратило все свои функции ОЗЕТ. Оно было окончательно ликвидировано постановлением политбюро ЦК ВКП(б) от 11 мая 1938 г. как "притон для всяких контрреволюционных бундовских элементов, перебежчиков и шпионов". Вскоре начались репрессии в среде руководящего состава этих организаций, которых не спасли публичные коллективные и индивидуальные покаяния. Затем репрессии распространились на руководителей еврейских хозяйств и даже простых колхозников.

4 мая 1938 г. постановлением Политбюро ВКП(б) сталинское руководство страны обвинило Агро-Джойнт в шпионской деятельности и запретило деятельность этой организации. Советские власти также поступили с другими зарубежными еврейскими организациями (ЕКО, ОРТ и др.), оказывающими помощь в еврейской колонизации. Советская пропаганда немало сделала для их дискредитации. Многие сотрудники этих организаций, граждане СССР, были обвинены в шпионаже и арестованы. Большинство из них были расстреляны.

В апреле 1938 г. вышло Постановление ЦК КП(б)У "О реорганизации национальных школ на Украине". Документ гласил, что национальные учебные заведения превратились в рассадники буржуазно-националистического влияния на учащихся. Функционирование этих школ признавалось нецелесообразным и вредным явлением. Началось повсеместное закрытие еврейских школ и перевод учащихся на русский или украинский языки обучения.

Несмотря на некоторые особенности и определенные достижения, еврейские колхозы были частью малопроизводительного советского сельского хозяйства и таким же объектом бесхозяйственности, грубого администрирования, бюрократизма, репрессирования, как и все сельскохозяйственные предприятия страны. В результате еврейские колхозы в конце 1930-х годов оказались отброшены далеко назад в своем развитии.

 Оглавление

 

 

  

История и общая информация. Часть 2. Советский период до Второй мировой войны

Jewish Religious community of Zhmerinka
Ukraine, 23100, alley Khlibniy, 2
All rights reserved

Мой   штетл
Мой   штетл
Еврейские местечки Украины
Еврейские местечки Украины
Поддержать проект